Организация проектной деятельности в ДОУ: опыт работы воспитателя условиях реализации ФГОС
материал

Рогачева Ольга Сергеевна

ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogacheva_o.s._organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рогачева О.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №44 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Организация проектной деятельности в ДОУ: опыт работы воспитателя условиях реализации ФГОС

          ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности). Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)

Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.

 Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

 Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, существенно изменяя межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.

Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий определенных условий. «…Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром…» напрямую зависит от взрослого, который находится рядом с детьми.

Вот почему столь важно педагогу, прежде всего, глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавая игровую мотивацию и опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик необходимо вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовывая каждого ребенка тематикой проекта, значимо поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, а при составлении совместного плана над проектом поддерживать детскую инициативу. Необходимо тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок может иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Творческий подход педагога к реализации проекта ориентирует детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. А на заключительном этапе проекта необходимо тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектами каждый проект должен быть, доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

В своей практике я использую разные по продолжительности проекты: краткосрочные, средней продолжительности. Но мне больше нравятся долгосрочные проекты, которые длятся от одной-двух недель, и больше. Работая в проекте, не всегда просто создать условия для формирования предпосылок поисковой деятельности у дошколят, не все дети могут проявить инициативу и самостоятельность, ожидая помощи или подсказки взрослого. У детей старшего дошкольного возраста не у всех развито умение находить способы решения той или иной проблемы. Постепенно формируются умения применять определенные методы, способствующие решению поставленной задачи, а также умение предлагать различные варианты разрешения проблемы. В процессе совместной исследовательской деятельности дети учатся вести конструктивные беседы.

Любой проект начинаю с выбора темы для более глубокого изучения, причем необходима проблема, взятая из реальной жизни. Вместе с детьми составляем план предстоящей познавательной деятельности. Запуск темы осуществляю методом 3-х вопросов (по Лидии Свирской). И здесь, задача воспитателя при работе с детским интересом: не поддаваться искушению, сразу отвечая на вопрос, а вместе с ребенком искать ответ. Важно, на этом этапе «Поймать» детский вопрос и интерес (Куда? Зачем? Почему? Откуда).

Какова же цель «метода 3-х вопросов»? …Что знаем, что хотим узнать, и как мы это будем делать. Здесь важно уточнить представления детей по теме, выдвинуть гипотезы для последующей проверки в ходе проекта, выявить ожидания, выдвинуть идеи о способах проверки гипотез и получения новых знаний по теме.

Затем подключаю центры детской активности, в зависимости от того какая тема.

Затем происходит содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме: привнесение соответствующей художественной, научно – популярной литературы для совместного чтения или самостоятельного изучения; предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов; для игровой деятельности и т. д. Обязательно знакомим родителей, вывешивая данные опроса детей методом 3 вопросов, а также другую информацию по теме в помощь родителям.

И здесь необходимо нацелить родителей на поддержание детской инициативы: пытливости, любознательности. С этого момента в активный поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми либо делают иллюстрированные мини-сообщения, которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками, или приносят какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.

Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю: высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативной, самостоятельности; повышение готовности детей к восприятию нового материала; активное участие родителей в жизни ДОУ. Опыт работы показывает, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности.

Метод проекта помогает осваивать им окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в межличностных отношениях дошкольников, где дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, где они становятся интересными партнерами по совместной деятельности.

Считаю, что через использование технологии проектирования дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, а организовывая учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, важно, что ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта  "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...