Развивающая стена,как средство организации образовательной деятельности дошкольника, развития его инициативности в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка по теме

Машукова Екатерина Ильинична

Выступление на семинаре для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_seminar_razvivayuschaya_stena.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ СТЕНА,

КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, РАЗВИТИЯ ЕГО ИНИЦИАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(Выступление на семинаре для педагогов ДОУ)

«Разве не интересно хотя бы

прикоснуться к одной из самых

 сокровенных тайн человечества –

 к тайне превращения новорожденного

младенца в самостоятельного человека?»

Симон Соловейчик

(философ)

        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),в котором определены требования к дошкольному образованию.

         К чему же конкретно определены эти требования?(ответы воспитателей)

1) к условиям реализации общеобразовательной программы и

2)обозначены требования к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности, а ребенок будет полноценным субъектом образовательных отношений.

        По мнению учёных, самостоятельность, как интегративное личностное качество объединяет и знания, и нравственно-волевые качества, и чувства. Как развивается это качество, вы все видите это  по  ежегодным итогам мониторинга.

          В каких качествах проявляется самостоятельность  в старшем дошкольном возрасте ?( ответы воспитателей)

 -сочетании личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыка самоконтроля и самооценки действий и поведения.

Интерес к проблеме развития самостоятельности обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

         Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О

        Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности.

        К сожалению, для многих взрослых самостоятельный ребёнок тот, который делает всё, что ему скажут, и при этом не требует помощи от взрослого, но это не совсем так. В педагогике считается, что дети должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, а также предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

        Для этого необходима модернизации среды, которая является необходимым условием для организации воспитания самостоятельности. А воспитатели  должны быть готовы к переосмыслению и освоению новых способов развития и обогащения самостоятельной детской деятельности. Следовательно, возникает необходимость ориентироваться на рефлексию собственной деятельности в заданной области, повышение компетентности в организации среды, которая бы побуждала ребёнка к самостоятельной деятельности и позволяла свободно использовать её компоненты.

        В детском саду должна  реализоваться  идея ( может быть проведена в форме проекта), основная цель  которого заключается в создании в каждой группе развивающей стены, предназначенной для организации самостоятельной образовательной деятельности ребёнка и позволяющей ему познавать, творить – и все это в игре. Кроме того, такие стены дают возможность педагогам реализовать принцип ФГОС ДО, который заключается в реализации ООП, прежде всего в форме игры.

        На первом этапе реализации проекта необходимо изучить литературу по заданной области, разработать  проекты будущих развивающих стен, продумать систему работы с ней, изготовить игры и пособия.

         Одним из важных этапов - это освоение развивающей стены детьми через обучающие игры и игры-тренинги.

        Итак, что же такое развивающая стена? Развивающая стена носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр. Реализуя ещё один принцип ФГОС ДО «признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений» педагог, организуя работу с развивающей стеной, не должен пытаться руководить ребёнком и направлять в нужное русло, а напротив - уважать его интересы и индивидуальные особенности развития. Он лишь наблюдает, не вмешиваясь в деятельность, даже с целью поощрения. Предлагая выполнить задание, не навязывает ни темпа, ни процедуры решения, он не оценивает шаги к его выполнению.

        Следовательно, деятельность детей, занимающихся решением задачи самостоятельно, не регламентируется извне взрослыми. Педагог не подталкивает детей к правильному решению, он не сообщает ответ в случае затруднения. Однако деятельность детей управляема, но не взрослыми, а самим содержанием того задания или игры, над которыми они работают.

        Для изготовления игр и пособий для развивающей стены можно использовать самый разнообразный материал.

        Например, использовать плёнку для ламинирования и магнитную плёнку. Пригодятся игры на магнитах производственного изготовления, такие как буквы, цифры, мозаика. Приложением к многим играм могут быть образцы, схемы, карты-алгоритмы и т.д. Они особенно важны для младших дошкольников, когда ребёнок ещё не может обойтись без помощи и подсказки.

        Содержание игр и пособий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями детей по всем образовательным областям.

  ИЗО. Так, для младших дошкольников первоначально понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу»,«Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку» и т.п. Затем дети выкладывают конкретную фигурку с помощью образца. В старшем возрасте предлагаются более сложные дорисовки. Например: «Дорисуй человека».

ФЭМП.Для детей среднего дошкольного возраста, такие как «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого» и наоборот. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур с образцом или без него, выполняют игры – задания

 «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши».

         Можно разработать и  многофункциональные пособия, которые можно использовать для творческой деятельности и для развития речи.

Например, для старших дошкольников- речевые игры, игры с элементами обучения грамоте: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т.д Логические игры, такие как «Что сначала, а что потом..», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом».

        Все игры и пособия являются неотъемлемой частью развивающей стены, должны храниться в оборудованных для них шкафчиках, на полочках и всегда быть доступны детям. Также развивающая стена  должна быть снабжена всевозможными дополнительными материалами: маркерами, цветной изолентой, фишками, магнитами, которые размещаются  в специальных кармашках.

Так как, практически все подобные  игры на магнитах, соответственно центральным звеном развивающей стены должна быть магнитная доска, которая дополнена различными элементами. Это могут быть леска и прищепки, наборное полотно и ткань с лентой-липучкой, геодоска, втулки и вкладыши. Магнитную доску можно изготовить самостоятельно, обклеив лист металла самоклеющейся плёнкой. Кроме того, на магнитную доску можно навешивать панно с накладными элементами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может являться обычная стена с нарисованным сюжетом с небольшими металлическими пластинами, на которые легко крепятся фигурки на магнитах. Металлические пластины можно разместить и на фигурах, например в виде паровоза в младшей группе

Здесь магнитная стена будет  замаскирована в сюжете, основные герои которого – например, пчёлы. Именно они прилетают к детям с различными заданиями.

 Или, например, дети, работая с развивающей стеной, путешествуют с гномами по лесу. Каждый день к детям приходит новый гном с игровыми заданиями. Гном крепится на леску и перемещается ребёнком от дерева к дереву по мере выполнения задания. Под каждым деревом педагогом заранее крепится геометрическая фигура, которая подскажет ребёнку, в каком конверте находится задание. Ребёнок должен найти конверт с такой же геометрической фигурой.

         В старших ребята могут встречаться с «живыми» буквами. Каждая буква детям готовит свои задания. Например, буква «М» всегда приносит задания по математике, буква «Л» отвечает за логические игры и т.д. Система организации работы в каждой возрастной группе  индивидуальна. Каждый педагог сам выбирает, каким образом будет осуществляться работа с развивающей стеной. Как правило, в младших группах, в силу возрастных особенностей задания даются на один день. В старших группах система может быть рассчитана на неделю и даже на месяц.         

        Например: Расчет  системы организации работы с развивающей стеной на неделю в подготовительной группе. Каждый понедельник в гости к детям приходит какой-либо сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает детям разрешить её в течение недели. Например, к детям приходит Буратино и рассказывает детям о том, что лиса Алиса и кот Базилио выкрали ключик, который случайно разломился у них на пять частей. Кот и лиса согласились вернуть ключик по частям при условии, что будут выполнены задания, находящиеся в конвертах. Таким образом. Детям каждый день предлагается конверт, соответствующий дню недели. В понедельник детям предлагаются задания по ФЭМП, во вторник по развитию речи и т.д. Работа с заданиями осуществляется детьми в течение дня поочерёдно в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Как правило, дети работают у стены по пять человек, в то время когда остальные дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Вечером, после того как все дети поработали возле стены, они получают одну часть золотого ключика. В пятницу весь пазл с изображением золотого ключика будет собран и проблемная ситуация разрешиться.         Когда дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними и помечает,как дети справились с ним. Как правило, дети справляются со всеми заданиями, так как они составлены уже по пройденным темам. Если же у ребёнка наблюдаются затруднения, то педагог работает с ним индивидуально. Лучше всего, если эта работа будет проведена не сразу и не возле развивающей доски, а чуть-чуть позже. Такой поход оградит ребёнка от возникновения неуверенности в собственных силах, негативного отношения к самостоятельной деятельности и развивающей стене. После индивидуальной работы с ребёнком, чтобы отследить, как ребёнок понял тему, педагог готовит для него подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым располагает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии возле конвертов, понимают, что они предназначены им.

        Система организации работы с развивающей стеной может быть рассчитана  и на месяц. Так в начале месяца воспитатель готовит задания, раскладывает их в цветные конверты. Например, в красные конверты – по ФЭМП, в жёлтые по развитию речи и т.д. К развивающей стене каждый день педагог крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые и вкладываются конверты с заданиями.

        В основе организации работы с развивающей стеной группы может лежать интерактивное обучение, основанное на равноправии всех участников деятельности, объединённых в микрогруппы из 4-6 человек и имеющих лидеров. Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы деления на микрогруппы: «найди команду по геометрической фигуре», «найди команду по цвету», «найди команду по цвету одежды», «команду набирает назначенный лидер по взаимным симпатиям» и т.д. Набранная команда существует весь месяц, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например жёлтый конверт. Этого же цвета конверт они могут выбрать и во вторник. Однако на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, так как они уже выполняли это задание. Педагог же отслеживает, чтобы команда выбирала другие конверты. При правильной организации команда в течение месяца успевает поработать со всеми конвертами. В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания, формируются новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и обязательно побывать в роли лидера.

        В условиях систематической организации педагогом детской деятельности с развивающей стеной  должны произойти положительные изменения в жизни детей и педагогов.

Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов развивающая стена

Методы обучения

Опосредованные, преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка.

Педагогические средства

- актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;

- целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;

- исследовательская деятельность;

  1. - творческая деятельность и т.п.

Способы мотивации

Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игра, творчество, поиск), обеспечением самореализации. и т.д.

Дидактические материалы

Готовят дети, педагоги, родители. Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями.

Тип взаимодействия

Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей собственной активности и инициативы, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни.

Основные функции воспитателя

Проектируются и варьируются с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации.

Обеспечение ребёнка предметами, играми и игрушками, предоставить в его распоряжение всё необходимое для развития.

Литературные источники

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.

Буре Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада. - М.: АПН РСФСР. -1962. - С.18-19.

Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с.

Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. - РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб. - 1996. -



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР» (ПОД РЕД. ВОЛОШИНОЙ Л.Н.), МОДУЛЬ №2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физичес...

Организация проектной деятельности в ДОУ: опыт работы воспитателя условиях реализации ФГОС

ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. На современном этапе одной из актуальных пр...

«Развивающая стена» как средство организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ.

laquo;Развивающая стена» как средство организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ....