"Современные подходы к организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
материал (младшая группа)

Жиленкова Юлия Сергеевна

Доклад на методическое 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

         Младший дошкольный возраст – очень важный период для всестороннего развития ребенка. Эти годы жизни являются переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми меньшего возраста, и вместе с тем уже появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Поэтому жизнь детей с момента поступления в первую младшую группу приобретает новое содержание: они постепенно включаются в систематическую и обязательную обще-групповую учебную деятельность, в выполнение трудовых поручений; у ребенка развиваются и совершенствуются игровые навыки; малыш усваивает новые, более сложные правила, определяющие его поведение, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

        Каждый педагог, работающий в группе раннего возраста, сталкивается с рядом проблем, связанных с адаптацией малышей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Однако и жизнь ребенка тоже терпит изменения в данный период. Все эти изменения очень влияют на психологическую составляющую ребенка, создают стрессовую ситуацию. Поэтому главной задачей педагога является создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития ребенка.  Для решения проблемы создания благоприятных условий,  я в своей работе для себя ставлю следующие задачи: при взаимодействии с детьми данного возраста учитывать возрастной состав группы, психологическую характеристику группу, т.е. темперамент каждого ребенка, его подвижность, индивидуальные особенности, познавательные интересы, показатели развития, также следует учитывать количественное соотношение мальчиков и девочек, социальные условия жизни детей.

        Реализации поставленных задач способствует созданная развивающая предметно-пространственная среда группового помещения. Все пространство группы, предназначенное для детей этого возраста, используется целенаправленно и нацелено на создание эмоционально-благоприятной атмосферы и всестороннего развития детей. Основными принципами построения предметно-пространственной среды является полифункциональность, оптимальная насыщенность, трансформируемость, доступность, вариативность и безопасность. Так, стены группы оформлены крупными, яркими иллюстрациями.  Созданы центры, где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы, разные по форме, цвету, величине, различные виды шнуровок, пирамидки, мозаика и т. д. Так созданы центр физического развития, центр художественно – эстетического развития, центр игр, центр конструктивной деятельности, центр уединения и другие.

        Нужно сказать о том, что данные центры постоянно обновляются, что доставляет детям радость и удовольствие, а главное - побуждает их к игровой деятельности, что и является главной целью их создания.

        Необходимо отметить, что именно игра  является основным методом развития детей. Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

       Для воспитателя организация образовательной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как он должен не подавляя инициативу ребенка, умело взаимодействовать с ним, преподнося новую информацию. Правильно организовать образовательную деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка данного возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

       Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение  места занятия как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм развития дошкольников; регламентированность продолжительности  образовательной деятельности согласно возрасту детей; определение содержания образовательной деятельности; подбор демонстрационного материала в соответствии с календарно-тематическим планированием и интересами детей.

        Именно потому, что ведущим видом деятельности детей раннего возраста является игра, так как игровая деятельность – наиболее доступный для детей вид развития и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний, весь образовательный процесс для детей раннего возраста рекомендуется преподносить в виде игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением, как кажется многим.

        Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных.  Таким образом, можно говорить о том, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе, тем самым являясь мощным средством развития ребенка.

        Поэтому я в своем образовательном процессе с детьми  в большинстве случаев использую игры, в которых усвоение материала протекает незаметно для малышей. По моему мнению,  в младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть в новую информацию, иначе образовательный процесс не будет иметь положительного результата. Воспитатель должен донести цель занятия через игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, используя в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, наглядность, несложную инсценировку и т. д.

        Игры, которые мы используем в образовательной деятельности детей, целиком зависят от их возрастных и индивидуальных особенностей, но они обязательно требует участия взрослого, который объясняет им правила и способы игровых действий, и помогает, если что - то не получается. Здесь необходимо уточнить, что малыши живут только настоящим, поэтому инструкции и объяснения чаще всего бывают бесполезными. Все, что их окружает (предметы, движения, различные звуки), побуждает гораздо сильнее, чем слова взрослого, поэтому слова воспитателя должны быть очень эмоциональными, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

        В таких играх инициатива принадлежит взрослому, т.е. мне: учитывая возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка, именно я объединяю детей в подгруппы, выбираю тему, ставлю задачи и цели, намечаю методы, принципы и т.д. Игры направлены на формирование у детей тех умений и навыков, которыми они не в состоянии овладеть самостоятельно, и предусматривают обязательное повторение материала в процессе. Демонстрационный материал должен быть знаком детям и в то же время своим красочным оформлением вызвать у них интерес. В ходе занятий используются сюрпризные моменты, внезапное появление и исчезновение предмета. Чередуется двигательная и умственная деятельность.

         Организованная образовательная деятельность с маленькими детьми - это интересная, специально организованная педагогом, специфическая детская игра, стимулирующая активность каждого ребенка, формирующая у него определенные представления, умения и навыки, желание общаться, играть дуг с другом. Поэтому, выполняя все эти требования к образовательному процессу с детьми в условиях ДОУ и к организации развивающей предметно-пространственной среды, мы достигаем основных принципов дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей учет этнокультурной ситуации развития детей; возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Организация педагогического процесса в группах раннего возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные  подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного  возраста – «Утренний круг»....

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...