Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей в условиях реализации ФГОС ДО
статья (младшая группа) на тему

Силонова Евгения Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей в условиях реализации ФГОС ДО

Силонова Е. В.,

МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя, они общаются с ровесниками, делиться своими чувствами, сопереживают им. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует активизации умственного развития и тесно связанному с ней совершенствованию речи.

Вступая в мир детства вместе с детьми, мы – воспитатели дошкольного учреждения учим их правилам игры. Но не каждая подобранная по возрасту игра, может помочь ребёнку овладеть речью. В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе всё больше внимании уделяется развитию речи дошкольников. «Театрализованная деятельность», как понятие законодательно закреплено в ФГОС ДО.

Мы заметили, что речь детей хорошо развивается с помощью театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность также позволяет решать многие педагогические задачи по вопросам воспитания и обучения детей. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем. Дети дошкольного возраста как «губки впитывают» в себя всё, что увидели и что их заинтересовало. Участвуя в театрализованных постановках и играх – драматизациях, дети знакомятся с окружающим миром через образы героев, звуки их окружающие, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, ведь здесь каждый ребёнок может быть не только зрителем, но и артистом.

Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный писатель Джанни Родари утверждал: «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку». Выбранная роль и диалог персонажа, ставит ребёнка перед выбором, четко, ясно, понятно изъяснятся перед своими зрителями. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к постановке произведения, идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью речи персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Создание спектакля с дошкольниками – это очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении. Материалом для сценического воплощения служат русские народные и авторские сказки и другие произведения для детей и о детях. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально – образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствие, как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

В нашей группе есть центр для театрализованной деятельности, где имеются большая стационарная ширма, куклы для настольного, перчаточный, теневой театр, шапочки – маски, несколько видов настольного театра, которые изготовили дети совместно с воспитателями (театры на дисках, тарелочках, кубиках и другие). В младшем возрасте  с детьми мы просто играем  персонажами настольного кукольного театра. Далее  дети изображают героев, с помощью имитации движений и возможно звукоподражаний. Когда дети начинаю говорить, они уже сами проговаривают часть слов совместно. Позже дети уже осознанно изображают персонажей сказок, говорят их диалоги. Важно в данный момент не упустить попытки детей, а направить их нужное русло.  В старшей группе дети уже самостоятельно пытаются сочинить сказки и рассказы и инсценировать их. Во время инсценировки  или драматизации дети более тесно начинают общаться между собой и с взрослыми.

Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по – своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое  помогает ребёнку в развитии  и активизации речи. Театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры или постановки раскованно и свободно. Также театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей».

заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, которое рассматривает поэтапное вовлечение детей в театрализованную деятельность....

Презентация "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей"

В презентции отражена театральная деятельность детей влияющая на развитие речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей раннего возраста

В презентиции представлен опыт работы по данной теме....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей...

Статья "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста"

В статье представлен опыт работы как театрализованная деятельность влияет на развитие речи дошкольников....