Значимость психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
статья на тему

Герасимова Елена Анатольевна

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная организация включает в себя творческий, инновационный потенциал всех работников дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога. Потребность в инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении, возникает при необходимости разрешить какую-то проблему. Результатом работы является возможность дошкольников получать индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, которые так же сопровождаются педагогом-психологом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_brgu_16g.statya_gerasimova_e.a.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Герасимова, педагог - психолог

МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск

E.A. Gerasimova, educational psychologist

MBDOU of "No. 102 DSKV" Bratsk

 Значимость психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности дошкольного учреждения.

The importance of psychology and pedagogical maintenance in innovative activity

of preschool institution.

Ключевые слова: инновации, психологическое сопровождение, воспитание, психологическое здоровье, педагогические технологии, мониторинг, личностно – ориентированное взаимодействие, социализация личности.

Keywords: innovations, psychological maintenance, education, psychological health, pedagogical technologies, monitoring, is personal – the focused interaction, socialization of the personality.

Аннотация

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная организация включает в себя творческий, инновационный потенциал всех работников дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога. Потребность в инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении, возникает при необходимости разрешить какую-то проблему. Результатом работы является возможность дошкольников получать индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, которые так же сопровождаются педагогом-психологом. 

Summary

For an innovation emergence and accumulation of various innovations and initiatives, which in total lead to essential change in education and transformation of its contents and quality is characteristic. For an innovation the special organization and psychological maintenance is characteristic. The special organization includes the creative, innovative potential of all employees of preschool institution. Psychological maintenance of an innovation covers all kinds of activity of the psychologist. The need for an innovation, and, therefore, in psychological maintenance, arises if necessary to resolve some problem. Possibility of preschool children to gain individual development according to the requirements, abilities and opportunities is result of work. During modernization of an education system, there were essentially new conditions for development, training and education of preschool children. Innovative processes at the present stage of development of society affect first preschool institutions, as an initial step of development and formation of the identity of the child. Now in preschool institutions there are many innovative technologies, programs, the directions which are also followed by the educational psychologist.

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, нельзя считать приметой только нашего времени. Это скорее имманентный фактор образования, отражающий его основной смысл, сущность и значение. Ведь образование всегда стремится к изменениям, а инновационные процессы для него характерны. Ведь именно личностное оценивание
и интерпретация, как отмечает М. В. Кларин, в большей степени, нежели интеллектуальное принятие и дидактическая проработка, влияют на освоение новшества [7].

Психологическое сопровождения включает в себя создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями. В нашем понимании «сопровождение» рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.

Выделена главная задача «сопровождения» — обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана психического здоровья ребенка.

Воспитание ребенка — это тонкий процесс становления личности, в котором большую роль играет специалист-психолог. Он помогает детям найти свои сильные стороны и развивать их в правильном направлении.

Главная цель работы педагога-психолога в условиях инновационной деятельности   – сохранение и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности. Основной задачей психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка. [1]

Психологическое здоровье ребенка включает в себя: осознанность, осмысленность ребенком самого себя, своей жизни в мире; полнота переживания и проживания настоящего; способность сделать наилучший выбор в конкретных ситуациях и в жизни в целом; чувство свободы. Жизнь в согласии с самим собой, как состояние осознания, следования своим главным интересам; ощущение собственной дееспособности «Я могу»; социальный интерес, постоянное внимание к людям; состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический настрой. [6]

Как следствие всех перечисленных качеств, можно выделились характеристики психологически здоровой личности ребенка в условиях инновации: умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия, принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание возможностей, принятие других людей, осознание ценности каждого, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации. [5]

Сейчас в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Все инновации нуждаются в психологическом сопровождении. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций не обязательна организация строгой экспериментальной проверки. Тем не менее, инновационная деятельность не может существовать, а тем более развиваться стихийно, она требует специальной организации. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников нашего дошкольного учреждения. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и потребностей общества. Поэтому одной из задач педагога-психолога, при реализации инновационных подходов является определение личностно-профессиональных качеств педагогов: мотив педагогической деятельности; отношение детей и родителей; моральные правила; коммуникабельность и профессионализм. При отношении к педагогу детей и родителей на первое место выделяются: любовь и уважение.  Также важно изучить мотивационный и практический компоненты в формировании инновационного сотрудничества педагога с семьей. Например, в мотивационном компоненте ведущую роль играют: формирование осознанного отношения к общению с семьей и установки на доверительное взаимодействие. А в практическом компоненте: формирование навыков организации нетрадиционных и традиционных форм общения; умение педагогов прогнозировать результаты развития ребенка и определять оптимальные пути его развития. [4]

Информативно проводить мониторинг не только профессионально-личностных качеств педагогов, но и составлять нравственно-этический портрет помощников воспитателей.  Можно выделить такие компоненты, как: личностно – ориентированное взаимодействие с детьми; выполнение санитарно-гигиенических норм; помощь педагогам и т.д.  
В  дошкольном учреждении психологическое сопровождение инновационной деятельности приобрело системный характер: используются  не только общеобразовательные программы, но также авторские технологии специалистов, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запросы его семьи и социума.    Психологическое сопровождение данных программ позволяет обеспечить полноценность воспитательно-образовательного процесса, взаимодополняя обучающие критерии на разных возрастах. [5]

Со всеми этими программами важно   познакомить и родителей при поступлении в дошкольное учреждение и дальнейшем его посещении. Просветительская работа помогает более полно выявить факторы отношения родителей к детскому саду, такие как: роль детского сада в воспитании детей; роль родителей в жизни сада; причины и поводы обращения родителей к воспитателям и специалистам; наиболее эффективные формы работы детского сада с родителями.

Например, при выявлении ведущей роли в воспитании детей поровну занимают семья и детский сад. Среди причин обращения к психологу выявлены такие как, физиологические проблемы: аппетит, сон; педагогические: поведение ребенка, успехи на занятиях, вопросы по воспитанию ребенка, взаимодействие с детьми и взрослыми, желание поделиться успехами ребенка. Среди эффективных форм работы наибольшее процентное соотношение у: индивидуальных бесед и консультаций. [1]

Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого дошкольника, учитываются такие факторы как отношение ребенка к дошкольному учреждению, отношение родителей к детскому саду и др., например, основной функцией дошкольного учреждения, родители считают развитие коммуникации у ребенка, общение со сверстниками и подготовка к поступлению в школу. При выявлении трудностей в воспитании ребенка на 1 месте стоит отсутствие свободного времени у родителей. Поскольку родители считают себя педагогически грамотными, они чаще всего получают знания из общения с педагогами и чтения специальной педагогической литературы, просмотра специальных телепередач.  

Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить какую-то проблему: например, как развивать эмоционально - волевую сферу дошкольников с задержкой развития? Возникающие проблемы видны из различного вида диагностик, как психологических (которые показывают уровень развития интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и игровой деятельности дошкольников); педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), а также из форм работы с родителями. [7]

Дошкольное учреждение занимается разработкой инноваций, работает в режиме развития. Все изменения происходят не хаотично, а прогнозируются на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Эта работа обеспечивается благодаря координации в работе специалистов, педагогов, родителей.  Координация в работе педагога-психолога, специалистов, педагогов, родителей может осуществляться в консультациях, беседах, планах, т.е. при внедрении инноваций в работу дошкольного учреждения происходит координация в работе всех специалистов.

В ДОУ №102 инновационная деятельность первоначально находит отражение в работе творческих групп. Определяется перспектива развития дошкольного учреждения, детей, педагогов, родителей с учетом социального заказа общества; формулируется цель инновационной деятельности (которая принимается всеми участниками педагогического процесса), разрабатываются методы контроля. Нововведение считается успешным, когда оно позволило решить те или иные конкретные задачи воспитательно-образовательного процесса. Введение и апробация инноваций непосредственно затрагивают такие формы работы педагога-психолога дошкольного учреждения: как координация работы со специалистами, консультирование, психопрофилактическая, диагностическая, коррекционная виды работ, готовность к обучению в школе.

Психологическое сопровождение ребенка в условиях инновационной деятельности включает в себя: запрос родителей или педагогов, специалистов, подбор диагностических методик, диагностики развития детей, консультирование и последующие виды работ. При введении инноваций вводится режим самоконтроля, самооценки, и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психолог наблюдает за психическим развитием детей, проводя диагностику 2 раза в год и по запросу). Для разрешения возникающих трудностей в работе с проблемными детьми в ДОУ постоянно функционирует медико-психолого-педагогическая служба.  Медико-психолого-педагогическая служба включает в себя следующие блоки: психологический, медицинский, логопедический, педагогический.  Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика психического развития детей, профилактика отклонений психического развития, разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей. [4]

Поскольку основной функцией   ДОУ является целенаправленная социализация личности ребенка, введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения, то для отслеживания результатов данной работы в дошкольном учреждении создана инновационная «Модель выпускника дошкольного учреждения».  Она охватывает все стороны развития психически здоровой и гармонично развитой личности дошкольника. Данная модель показывает тот путь, вектор по которому нужно двигаться к запланированному результату. Психологическое сопровождение инновационной деятельности находит наиболее яркое отражение в социально-личностном направлении для отслеживания эффективности, результативности развития спрогнозированной «Модели выпускника». [6]  

Как известно, готовность к школе определяется по 3 аспектам: интеллектуальная, мотивационная, физическая готовность к школе. Интеллектуальная и физическая готовность дошкольников   соответствует нормативным показателям и в отдельных случаях их превышает. А мотивационная бывает ниже нормы. Специалисты обращают особое внимание на развитие данного критерия, т.к. психическое здоровье включает в себя и социальное здоровье. Социальное здоровье укрепляется атмосферой любви и заботы, развитием навыков межличностного и группового взаимодействия, управления эмоциональными состояниями.  

Душевное здоровье, включающее в себя знакомство с различными видами чувств и ощущений, включает также развитие умений осознавать свои чувства другого и умения управлять своими эмоциями. Для решения этого вопроса психологом разработана инновационная авторская программа: «Развитие эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста», широко используется релаксация, создание благоприятного психологического климата. Социальное здоровье включает в себя развитие способностей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, адаптацию к детскому коллективу, формирование позитивной «Я-концепции», развитие навыков общения.  Важное значение педагоги придают формированию позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представлению о самом себе, как о величайшей уникальности на свете. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха. Дети овладевают игровыми техниками, которые помогают формировать ответственность, самостоятельность и пр. [1]

Для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки и т.д., которые способствуют профилактике тех или иных отклонений личностного развития ребенка. Создание и внедрение различного вида инноваций, порождающих значимые изменения в работе дошкольного учреждения при достижении конкретных целей и задач, происходит на основе примерных Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав детства.

Таким образом, педагог-психолог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей. Психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права ДОУ на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению. [1]

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. N 1.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Воронеж, 2003. – 193 с.
  3. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / Марцинковская Т.Д. — М.: Гардарики, 2003. - 255 с.
  4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с.
  5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 2006. – 243 с.
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003;
  7. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — м., 1994. — с. 129-131.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности дошкольного учреждения

Всякая экспериментальная деятельность в учреждении является зоной повышенного педагогического риска. Для того чтобы в детском саду эксперимент состоялся,  у всех субъектов педагогического пр...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения

Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей в дошкольном учреждении

В данной статье раскрывается опыт организации клубной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской  Республики  с целью поддержки одиноких матерей ...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

В данном материале содержится следующая информация:Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Варианты комплекто...

Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Данная психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адапт...