Доклад «Образовательные условия речевого развития неслышащих дошкольников в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Головина Татьяна Владимировна
Посещение детского сада явно способствует полноценному общению и развитию ребёнка. В настоящее время применяются различные методики абилитации, реабилитации, и обучения неслышащих детей с раннего возраста. Существует прямая зависимость состояния речи малыша от степени снижения слуха. При слабослышании ребенок может полагаться на остаточный слух, и его можно усилить при помощи слухового аппарата. Это позволяет компенсировать недостаток и помогает ребенку овладеть речью и общением. При глухоте ребенок, как правило, полагается на другие сохранные анализаторы, но, не имея возможности овладеть словесной речью, он использует мимико-жестикуляторные способы общения, а также предметы, действия, рисунки. Требуется специальное обучение для того, чтобы сформировать у такого ребёнка речевое мышление. Устная речь неслышащих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и приходит на помощь дактильная речь. Педагоги и родители начинают на ранних этапах развития ребёнка пользоваться дактильной речью (дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. И впоследствии, читают целые слова и предложения с использованием дактиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 20.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательные условия речевого развития неслышащих дошкольников в ДОУ»

Мир богат разнообразными звуками человеческой речи, музыки, природы, города, транспорта и другими звуками.

Всегда считалось, что слышать – это значит воспринимать все краски жизни.

К сожалению, несмотря на развитие медицины, и передовых технологий, по прежнему среди нас живут люди с недостатком слуховой функции различной степени тяжести.

Попробуйте представить мир без звуков, мелодий, шумов и ритмов. А главное без человеческого речи и голоса. Он словно утрачивает краски, в нем меньше эмоций, меньше слов, ведь некоторые понятия, не будучи озвученными, просто теряют смысл. Особенно остро потерю слуха ощущают дети.

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они играют, рисуют, танцуют, веселятся и шалят, как и слышащие их сверстники.

Глухота не является преградой в познании мира. Но она является главной преградой для общения между детьми, как глухими между собой, так и между глухими и слышащими.

Посещение детского сада явно способствует полноценному общению и развитию ребёнка. В настоящее время применяются различные методики абилитации, реабилитации, и обучения неслышащих детей с раннего возраста.

Существует прямая зависимость состояния речи малыша от степени снижения слуха. При слабослышании ребенок может полагаться на остаточный слух, и его можно усилить при помощи слухового аппарата. Это позволяет компенсировать недостаток и помогает ребенку овладеть речью и общением.

При глухоте ребенок, как правило, полагается на другие сохранные анализаторы, но, не имея возможности овладеть словесной речью, он использует мимико-жестикуляторные способы общения, а также предметы, действия, рисунки.

Требуется специальное обучение для того, чтобы сформировать у такого ребёнка речевое мышление.

Устная речь неслышащих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и приходит  на помощь дактильная речь.

Педагоги и родители  начинают на ранних этапах развития ребёнка пользоваться дактильной речью (дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. И впоследствии, читают целые слова и предложения с использованием дактиля.

 Дошкольники, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова, т.е. формируется речевое мышление. 

Исходя из закономерностей речевого статуса  неслышащих людей, устная речь на начальном  этапе формирования очень трудна для детей. Им гораздо легче постигать номинативную и сигнальную функцию слова, выступающего как некоторая глобально воспринимаемая графическая структура. И в тоже время устная  речь зависит от  развития слухового восприятия. Ребёнок должен уметь выделять определённые слова из общего потока звуков.

Одновременно с обучение устной речи учитель обучает неслышащих письменной и дактильной (вспомогательная система жестового языка) речи. Таким образом, глухие дети осваивают устную, письменную и устно-дактильную речь.

Для интеграции детей необходимо формировать у глухого ребёнка навыки речевого общения, т.е. диалогическую форму общения.

В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса.

Дошкольники  в процессе обучения учатся устанавливать контакт со взрослыми и детьми, пользуясь усвоенными речевыми образцами в знакомых и незнакомых ситуациях, адекватно действовать в соответствии с устными просьбами собеседника, отвечать на вопрос, сообщать о своем желании, действии, уточнять недостаточно хорошо воспринятое. 

Данное дидактическое пособие соответствует методическим требованиям обучения неслышащих детей дошкольного возраста.

Впервые о подобных пособия упоминала в своих работах Е,Г.Речицкая профессора сурдопедагогики МГПУ.

Данное пособие это творческий труд сурдопедагога, который ищет  пути актуализации речевого развития неслышащих детей по разным направлениям и темам. Живую книгу не купить в книжных магазинах, её можно только разработать, учитывая многолетний опыт сурдопедагогики и сурдопсихологии.

Перед вами дидактические пособия, в основе, которых лежат сказочные сюжеты. Пособие используется на занятиях по развитию речи и на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Данные цели подтверждают актуальность применения  дидактического пособия:

Дидактическое пособие Живая книга направлено на развитие  речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха на ранних этапах обучения.  

Формирование эмоционально-коммуникативной сферы  неслышащего ребёнка продуктивно влияет на целостное  развитие личности.

Структура пособия позволяет методически грамотно провести работу над изучением той или иной темы.

Структура пособия:  Название; Словарь; Текст; Диалоги; Игровой материал.

Словарь из новых слов или закрепление уже знакомых.

 Чтение  позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Методика работы по формированию речи с использованием пособия

Работа по пособию, прежде всего,  сопровождается большой словарной работой.

В дошкольном обучении устной  речи используется  приём глобального чтения. Устная речь взрослого сопровождается  предъявлением детям речевых карточек со словом или фразой. Дети воспринимают  слова целиком, без обучения буквам, что исключает механическое заучивание слов, это  и есть  метод глобального чтения

Комментированное чтение даёт возможность понять содержание и усвоить словарь.

Главным в работе над текстом является беседа, работа над самостоятельным чтением, вопросы, которые тщательно продумываются.  В работе используется богатый иллюстративный материал.

Игровая деятельность   помогает повторить и закрепить новый материал.

Завершается изучение текста диалогом обучающихся с учителем, и затем детей друг с другом.

Перед вами  2 текста. Посмотрите на их отличие.

1 Адаптированный текст:

Адаптация не только произношения, но и адаптация текста по содержанию, по наличию  схемы-диалога. Ролевые тексты изложены в форме диалогов-схем, они доступны, адаптированы и, в то же время, не лишены дополнительного лексического материала, способствующего расширению словаря детей.  

Количество речевого материала является оптимальным для каждого ребёнка в соответствии с возрастом и слуховыми и речевыми возможностями.

 Таким образом, текст должен быть доступным и понятным детям.

        Картинка из текста сказки «Теремок»

Точный иллюстративный  материал помогает понять содержание текста, диалогов. Что приводит к лучшему запоминанию словаря и дальнейшему построению и использованию диалогов.

Без применения иллюстративного материала с неслышащими детьми работать нельзя.

Работа над текстом 

Работа над текстом включает в себя:

1.Ответы на вопросы с помощью табличек, а затем без них.

Работа по вопросам – это использование простых диалоговых форм.

2.Работа по сюжетной картинке улучшает процесс понимания и запоминания предложенного материала.

3. Использование дополнительных предметов и  игровой деятельности, позволяет мотивировать  ребёнка на диалог.

Игровой материал

Перед вами представлен игровой материал:

Словесно-логические игры.  Настольно-печатные игры.  Игры с предметами.

Для неслышащих дошкольников особенно интересны настольно-печатные игры. 

На следующих слайдах вы видите примеры игр.

Составляем сказки:

Найди героя

Кто за кем…

Формирование речи в дошкольный период с использованием дидактического пособия Живая книга позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи глухим или слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.

Фронтальная работа.

Какая  картинка лишняя? Почему? 

Один – Много. Вставь слово.

Назови сказки. 

Предметы для героя.  Назови, что для кого.

Название сказки по буквам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Условия речевого развития старших дошкольников

laquo;Условия речевого развития старших дошкольников»...

Условия речевого развития старших дошкольников

Условия речевого развития старших дошкольников...

Доклад к семинару на тему: «Качество речи педагогов – главное условие речевого развития дошкольников»

Муза Михайловна Алексеева, автор учебного пособия «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все т...

Доклад "Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)"

Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)...