доклад на тему "Речевое развитие дошкольников посредством современных образовательных технологий"
статья на тему

Купцова Елена Николаевна

доклад для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_rechevomu_razvitiyu.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Речевое развитие дошкольников

 посредством современных

образовательных технологий»

Подготовили: Купцова Е.Н., воспитатель высшей квалификационной категории,

                           Зверева О.П., воспитатель высшей квалификационной категории.

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». 

 В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Актуальность темы определяется тем, что ведущая роль в развитии ребенка – это связная речь. В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с недоразвитием речи, у которых возникают затруднения в овладении навыками связной речи.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования речевое развитие детей включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

 -обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 -развитие речевого творчества;

Образовательные технологии, которые мы используем в своей работе по речевому развитию:

Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

В старших группах широкое применяем в обучении  детей такую технологию, как знаково-символическую деятельность (моделирование). Этот прием помогает нам, педагогам, наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой, таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе  предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении дети знакомятся с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

Ещё одна методика, которая используется нами-методика  сказкотерапия. Очень любима детьми и нами. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. В этой технологии при сочинении сказок мы используем такие игровые упражнения:

«Анализ ситуации и ресурсов» (колобок может спрятаться от лисы и т.д.). То есть помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.

«Новое свойство». Приём в отношении знакомых сказок. (Например, теремок не из брёвен, а из кирпича»

«Введение в названия сказок нового объекта» (три поросёнка и компьютер)

«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка вместо сыра таблетки от жадности» и т.д.)

Очень детям нравится приём «Клубок сказок» (сколько сказок свернулось в клубок?)

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок, сочинённых самостоятельно или совместно с родителями. Они сами выбирают понравившуюся сказку.

При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, элементы психогимнастики.  Психогимнастика – это упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Особенно детям нравится игра «Насос и мяч»
Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями. Также совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев.

 В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, когда дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки или просто эмоции. С детьми выполняем следующие пантомимические этюды:

«Злость» (у ребёнка скрещены руки, нахмурены брови, голова наклонена вниз)

«Стыд» (у ребёнка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу)

«Радость» (ребёнок улыбается, радуется, покачивает головой, выполняет пружинку)

«Усталость» (ребёнок утирает от пота лоб, голова опущена набок, плечи опущены, согнута нога в коленке) и др.

И ещё один современный и очень эффективный метод развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, метод синквейна. Что является работой над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Одна из целей синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

При составлении синквейна с дошкольниками надо помнить , что необходимо составлять синквейн  только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Пример синквейна, составленного нашими детьми на тему «Наша группа»

  1. Наша группа
  2. Весёлая, дружная.
  3. Занимаемся, играем, гуляем.
  4. Наш второй дом.
  5. Мы дружные!

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

      Наряду с использованием развивающих компьютерных игр, таких как «Что лишнее?», «Сварим суп», «Разложи овощи и фрукты», «Соедини животных с детёнышами» и т.д., мы создаём компьютерные презентации, которые используем на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы. Также прослушиваем сказки, песенки, используя КТ.

Ну и конечно же мы не забываем про наши традиционные образовательные технологии такие как: подвижные игры, словесные, сюжетно-ролевые, театральные, пальчиковая гимнастика и др.

Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

В заключении нашего выступления мы бы хотели предложить вам составить синквейн на тему «Речь».

  1. Речь.
  2. Чистая, правильная.
  3. Учим, повторяем, закрепляем.
  4. Мы многое узнали о речевом развитии.
  5. Здорово!!!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование ценностных представлений у дошкольников посредством современных образовательных технологий"

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных по...

Доклад на тему: «Портфолио дошкольника как современная образовательная технология»

Концепция общероссийской системы оценки качества об­разования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образов...

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий посредством современных образовательных технологий

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. ...

Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"

В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельност...

Доклад к педагогическому совету на тему : "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко....

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Речевое развитие дошкольников  посредством современных  педагогических технологий в  условиях реализации ФГОС ДО...