Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"
учебно-методический материал по логопедии

Кушнир Татьяна Николаевна

В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельности учителя -логопеда ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Коррекция ТНР посредством современных логопедических технологий

СЛАЙД 1  

Инклюзивное образование  в дошкольных образовательных организациях  (ДОО) все активнее внедряется в практику.  В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

  СЛАЙД 2   

 Раскроем категорию детей с тяжелыми нарушениями речи.

Это одна из самых распространенных категорий детей, посещающих ДОО. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от  причин их вызывающих. Самые тяжелые нарушения речи  связаны  с поломкой  анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта. К  тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (особенно 1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т. д. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов.

Дизартрия. Это  речевое нарушение  связано с поражением двигательных отделов  центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение и интонационно-выразительная сторона речи.  Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является  «стертая степень» дизартрии. Следует учитывать, что в физическом статусе этих детей отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в цианичности (посинении) языка, повышенной саливации (слюноотделении), которые ярко проявляются при речевой нагрузке, то есть чем больше ребенок говорит, тем ярче проявляются эти изменения.

Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос  и дыхание во время речи у таких детей  ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной  слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является  нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены  все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает.  Даже поставленные звуки  не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

Алалия моторная. Это полное отсутствие собственной речи или ее системное недоразвитие. У ребенка отсутствуют языковые средства общения  с окружающими.  Ребенок  использует при общении мимику, выразительные жесты и крик. Это тяжелое речевое недоразвитие связано  с поражением корковых моторных отделов мозга. При отсутствии собственной речи, ребенок понимает обращенную речь, выполняет инструкции, владеет предметной и игровой деятельностью. Если говорить о неречевой симптоматике моторной алалии, то следует отметить недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления).С возрастом в 3-5 лет появляется у «безречевого» ребенка речевой негативизм. Такой ребенок осознает свою речевую несостоятельность и уходит от общения, замыкается.

     Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений. Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита.

Алалия сенсорная. Это полное отсутствие  понимания обращенной  окружающей речи или грубое ее нарушение. Возникает это тяжелое речевое недоразвитие вследствие  поражения сенсорных зон коры мозга .  Такой ребенок похож  на глухого или  умственно отсталого ребенка. Не понимая обращенную речь, и не обращая внимания на речь, ребенок может много говорить, но речь его состоит из бессмысленных звукосочетаний и даже словосочетаний. Ребенок с сенсорной алалией не реагирует на громкие звуки и громкую речь, но на тихие звуки и тихую речь может обращать внимание и прислушиваться.

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Афазия

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Бывают варианты,   при которых нарушается речевая память, и ребенок забывает слова необходимые для выражения своей мысли. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Ринолалия (гнусавость) — это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, Рубцовыми изменениями, парезами (частичными параличами) и параличами мягкого нёба).

Ринолалия по своим проявлениям отличается от других нарушений речи  наличием измененного назализованного (носового) тембра голоса. Артикуляция звуков и голос существенно отличаются от нормы.

Самой сложной  и тяжелой формой является      «открытая»  ринолалия, возникающая  вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого нёба.  При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка.        При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков [ш] и [ж] прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно. Речь ребенка с открытой формой ринолалии неразборчива, монотонна.

При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м'], [н], [н'].

Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.  Все это затрудняет  развитие социализации и  коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.

Заикание

При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи вследствие судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут охватывать дыхательные мышцы и тогда выраженные сбои дыхания дают тяжелые запинки в речи. Судороги могут  возникать  в  голосовом отделе и тогда голосовые складки не могут правильно работать. Если же судороги локализуются в ротовой полости, то страдает артикуляция звуков. В тяжелых случаях речь отсутствует из-за постоянных судорог. Заикание  сопровождается  нарушением эмоциональной сферы, некоторыми двигательными особенностями (сопутствующие движения),  рядом психологических особенностей. Заикание рассматривается как прогрессирующее нарушение речи. Начинается  заикание с повторов звуков или слогов, а потом постепенно перерастает в более тяжелое заикание. Более тяжелое заикание возникает, когда появляются судороги тонического характера. Тогда  в словах появляются непроизвольные паузы,  остановки, сопровождающиеся и остановками в дыхании.

СЛАЙД3
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные и нетрадиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии.

Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Традиционные логопедические технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа

СЛАЙД 4  Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в нашем ДОУ активно используются новые современные инновационные образовательные, логопедические технологии:

  • игровые технологии в логопедической коррекции (использование игрушки, игровая форма занятия, различные игры – дидактические, настольно – печатные);

СЛАЙД  5

  • арт-педагогические технологии (арт – терапевтические – рисование, лепка, коллаж, аппликация; сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, игротерапия, песочная терапия, ароматерапия);

СЛАЙД  6

  • технологии коррекции психомоторного развития ( дыхательные упражнения, движения пальцев, кинезиологические упр – я, массаж биологически активных зон, самомассаж и др.);

СЛАД  7

  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики ( логоритмика, фонет. ритмика – воспроизведение звуков, сочетаний, реч. материала в заданном темпе);

СЛАЙД  8

  • информационно-коммуникационные технологии;

СЛАЙД  9

здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, пальчиковая гимнастики, дыхательная гимнастика и гимнастика Стрельниковой, искусственная гипо- и гипертермия (игры со льдом) гимнастика для глаз, массаж разного вида, Су –джок, физпаузы, занятия физкультурой, занятия в бассейне).

СЛАЙД  10

В последнее время все чаще используются такие инновационные развивающие технологии как:

«Дидактический синквейн»- один из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющий быстро получить результат. Работа ведется над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.

«Инверсия» или сделать наоборот. Изменить свойство, действие, закон на противоположный (Золушка злая, а мачеха добрая)

  Методы креативного речевого моделирования «Мозговой штурм», предложенный еще А. Осборном (США) в 1940  г. Это коллективный метод поиска новых идей. «Корабельный совет» - предлагается максимально использовать опыт, знания, фантазию всех  детей. Метод «Хорошо – плохо» - развивает умение видеть во всем хорошие и плохие стороны и др. Более подробно об этих и других технологиях вы можете узнать, прочтя книгу Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

Педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств коррекции, обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

В конечном итоге, пройдя проверку временем, в практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.

Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"...

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...