ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»
статья по коррекционной педагогике

Авсюкевич Наталья Ивановна

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушений всех сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avsyukevich_bashkatovapanarina.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

Авсюкевич Н.И.,

учитель-логопед МАДОУ

«Центр развития ребенка-

детский сад № 33 «Радуга»

Башкатова И.А., 

воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребенка-

детский сад № 33 «Радуга»

 Панарина О.В., 

воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребенка-

детский сад № 33 «Радуга»

           Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушений всех сторон речи.

          Ключевые слова: тяжелые нарушения речи; дошкольный возраст; коррекция речевых нарушений, интерактивное оборудование, LOGO 7.

Здоровье - это состояние полного физического, психического, умственного и социального благополучия [1]. Учитывая тот факт, что речь развивается параллельно с мышлением, то «сбои» в ней свидетельствуют о нарушении таких высших психических функций, как память, внимание, воображение, восприятие. Поэтому воспитание правильной речи помогает восстановить все эти функции мышления, а значит и обеспечивает успешное обучение ребёнка в школе, позволяет ему чувствовать себя увереннее в детском коллективе, лучше социализироваться в кругу своих сверстников.

Своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь нарушение чтения и письма, процессов звукобуквенного анализа. Поэтому очень важно успеть преодолеть нарушения всех сторон речи до начала обучения ребенка в школе [2].

В век компьютерных технологий, многие мамы, вместо погремушки, дают ребенку мобильный телефон. Ребенок подрастает, и в его руках появляются более современные смартфоны, планшеты, приставки и т. д. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Наступает вечер, и каждый член семьи старается уединиться в своем укромном уголке для путешествия по виртуальному миру.  Если взрослый может сдерживать свои эмоции, то ребенок, не достигнув нужного результата в игре, капризничает, не может долго уснуть. Утром приходит в детский сад уставшим [3].

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи провели анкетирование среди родителей и попросили их указать, в какие компьютерные игры играет их ребенок. Оказалось, что только 24 % родителей предлагают детям обучающие игры и контролируют время, проводимое ребенком за компьютером. Многие дети часами играют в агрессивные компьютерные игры.

Мы подбираем компьютерные программы, которые носят обучающий характер и помогают повысить эффективность педагогического процесса.  

В 2018 году наш детский сад, в рамках программы «Раздвигая границы», приобрел сенсорный логопедический комплекс «LOGO 7».

Преимущество сенсорного логопедического комплекса в том, что его можно разместить на стене. Перед комплексом свободно могут встать пять-шесть детей, что дает возможность учителю – логопеду и воспитателям провести подгрупповое занятие. С помощью игр и упражнений успешно формируем у детей:

- общую и мелкую моторику;

- звуковую сторону речи;

- фонематические процессы (слух, восприятие);

- обогащаем словарь;

- развиваем грамматический строй и связную речь.

В приложении «Логомер 2» представлены огромное количество игр в помощь учителю-логопеду:

- игры для артикуляционной гимнастики;

- упражнения для воздушной струи;

- фонематического слуха;

- неречевого слуха;

- звукоподражание;

- грамматике;

- слоговой структуре;

- звукопроизношению;

- связной речи;

- моторики;

- подготовке к чтению;

- лексике.

Сенсорный логопедический комплекс помогает превратить процесс выполнения артикуляционной гимнастики в увлекательную игру. Смена ярких картинок и чтение стихотворений удерживают внимание ребенка и повышают работоспособность.

У детей с тяжелыми нарушениями речи нарушены общая и мелкая моторика. В разделе комплекса имеются игры, которые мы используем на занятиях и в режимных моментах для формирования тонких движений пальцев рук: «Настольные пальчики», «Ручные привидения».

Педагоги, работающие в группах детей с тяжелыми нарушениями речи, знают, как важно сформировать у ребенка правильную речевую струю для постановки звуков. В разделе «Воздушная струя» находятся игры «Нет сорнякам», «Ветерок и жуки», «Вертолет», «Кот и сосиска», «Рассмеши усача», «Снежинки».

Важным компонентом в развитии речи является фонематический слух. На первом этапе используются игры на умение различать неречевые звуки «Кто в домике живет?», «Кто сказал МУ?». На слух дети учатся различать голоса животных, птиц, различных предметов. На этапе формирования речевого слуха мы используем игры «Две принцессы» - дети различают на слух гласные звуки, и дарят двум принцессам нужные бусинки. По мере развития фонематического слуха усложняются и задания в компьютерных играх.  Игра «Лишний звук» закрепит умение детей дифференцировать на слух схожие по звучанию согласные звуки, а игра «Правильный банан» поможет развить фонематическое восприятие.

В разделе «Слоговая структура» представлены игры для детей от 4 до 7 лет. Для нахождения парных слогов, нахождения лишнего слога в слове, звукового анализа слов. С помощью данного комплекса идет активная подготовка детей к чтению. С помощью игры «Волк учит буквы» дети запоминают начертания букв, а игра «Хочу ням-ням!» помогает детям научится слоговому чтению.

Из раздела «Грамматический строй речи» мы используем игры «Рюкзак туриста», «Комната чудес», «Кто за кем?», которые помогают ребенку правильно согласовывать части речи. А игра «Сочиняю на ходу» закрепляет умение составлять предложения по демонстрируемому действию.

Много интересных игр можно найти в комплексе и на развитие связной речи. Игра «Что сначала?» развивает у детей способность составлять рассказ по серии картинок. Сначала ребенок должен расположить картинки в нужной последовательности и составить рассказ. Затем ребенку озвучивается образец рассказа.

В течение 2018-2019 учебного года педагоги успешно используют в своей работе сенсорный логопедический комплекс «LOGO 7».  Познакомили родителей с новым компьютерным оборудованием. В вечерние часы мамы и папы получали возможность позаниматься с ребенком, применяя игры и упражнения комплекса «Logo 7». Заинтересовавшись, они стали подбирать в своих компьютерах обучающие игры для детей. Объясняли, что находиться за компьютером ребенок может не более 15 минут. Игры, в которые играет ребенок, должны быть спокойными и понятными ребенку по содержанию. Лучше всего, если взрослый будет находиться за компьютером рядом с ребенком. Совместная работа по использованию правильных компьютерных технологий с детьми дома и в детском саду дала положительные результаты.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999. С. 352

2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.  М., 2007.  С.18

3. Васина, Ю. Использование компьютера в процессе обучения детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. 2010. №5. С.21-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....

Формирование звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игр и упражнений

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным сред...

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов

Содержание:1. Речь в развитии старших дошкольников.2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.4. Значение метода проекта в развитии с...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....