«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Павлюк Татьяна Викторовна

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx60.46 КБ

Предварительный просмотр:

36217233.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Логопедический проект на тему:

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

                                                                                                       

                                                                                                     

                                                                                                           

                                                                                                                            Подготовила

                                                                                             учитель-логопед Павлюк Т.В.

ст-ца Новодонецкая, 2017 год

Содержание проекта

Пояснительная записка, актуальность.

Теоретическое обоснование проекта.

Цель,  задачи проекта.

Вид проекта.

Этапы реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

План работы на 2017год.

Список литературы.

Приложения.

Пояснительная записка

      Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.  Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребенка к обучению в школе.

       Данный проект рассчитан на  детей старшего дошкольного возраста. В проекте рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с ТНР посредством использования приёмов мнемотехники.

   Актуальность

       В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

         Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

        Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ТНР является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

        Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Теоретическое обоснование проекта

Коррекционное воздействие при устранении ТНР преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.  Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников с ТНР имеет особую сложность и актуальность. Правильная организация обучения детей с ТНР – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не  превышает его возможностей.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих  методик, эффективность которых очевидна.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» (В. Шаталов).

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ТНР и постепенной активизации нарушенных функций.   

Практика коррекционной  работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства,  можно использовать наглядные мнемотехнические методы. Исследования  мнестической функции  у детей с ТНР показали, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания  по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются  центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,  Л.А. Венгер, А.В.Запорожец,   Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). 

      При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

 • Закрепление и развитие у детей способностей речевого общения, речевой коммуникации.

• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием  устного речевого сообщения.

• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи

 (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

           Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот". и т. д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Закономерно возникают вопросы:

 -Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

-Нужны ли примеры рассказов педагога до того, как ребенок сам составил текст по картине?

 -Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов.

Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является  моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л. С. Выготского, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым.

      Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я решила использовать следующие технологии:

-метод наглядного моделирования;

-приёмы мнемотехники.

        В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

 - пересказ,

 - составление рассказов по картине и серии картин,

 - описательный рассказ.

        Опорные картинки, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Цель проекта. 

 - Повышение эффективности обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи  связной монологической речи средствами мнемотехники;

- помочь детям  стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить детей  выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

Задачи проекта


1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.
2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.

Объект проекта 

       Дети подготовительной группы компенсирующей направленности тяжелыми нарушениями  речи.

Предмет исследования 

        Процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей с тяжелыми нарушениями  речи методами мнемотехники.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Форма проведения:  занятия, самостоятельная  деятельность  детей, взаимодействие  с педагогами, родителями.

Срок реализации проекта – 10 января  2017 г - 31 марта  2017 г.

I этап – подготовительный поисково-теоретический

(10 января-13 января 2017г.)

1.Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями  речи.

 3.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями  речи с использованием мнемотаблиц.

                                                                                                             

II этап: основной практический

(16 января -10  марта 2017г)

1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.

3. Разработать  и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме.                                                                                                          

4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете.

III этап: итоговый заключительно – обобщающий  (10  марта-31 марта 2017г)

 Анализ коррекционно-педагогической работы.

Посиделки с родителями, детьми.

Ожидаемые результаты

Реализация данного проекта позволит:

- привлечь внимание к проблеме формирования связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями  речи.

 - сформировать компетентность воспитанников в учебно-познавательной сфере, владении устной коммуникацией;                                                                                          -- повысить  эффективность обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями  речи

  связной монологической речи за счет использования  мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний,  что будет способствовать их успешному  обучению  в школе.

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

 

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО.

2. Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания.

3.Знакомство  родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства.

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

Перспективное планирование работы  (10 января  2017 г - 31 марта  2017 г)

Эта

пы

Вид деятель

ности

Работа с детьми

Взаимодействие

с педагогами

Взаимодействие с родителями

Форма регистрации

I этап 

Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников

Доклад «Целесообраз

ность использования метода моделиро

 вания при формиро  

вании

 связной речи у детей с ТНР».

Определение критерий и уровней развития связной речи детей.

Диагностическое обследование

Ознакомление с результатами обследования

Речевые карты

Таблица «Развитие

связной речи у детей старшей группы»

Разработка перспективно

го плана по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц.

                     

Определение направления работы по данной проблеме

Перспективный план

по развитию

связной речи 

детей с

ТНР с использованим

мнемотаблиц.                                            

II этап

IIIэтап

Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

Организация образо вательной деятельности: фрон

тальные, индивиду

альные,

подгрупповые

занятия.

Методиче

ские рекоменда

ции

Посещение занятий:

показ фрагментов по развитию связной речи с применением  метода мнемотехники

Конспекты занятий

Тетрадь взаимосвязи

учителя – логопеда

и воспитателей

Консультации

«Развитие связной речи  дошкольников с примененем нагляд ного моде лирования и графических схем»

«Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».

Проведение индивидуаль

ных консуль таций по испо льзованию мнемотехни ческих приемов в процессе занятий с детьми

Методический  

материал для родителей

Дидактический

материал

Родительские посиделки:

«Игровые методы работы в логопедической практике»

Методический  

материал –

картотека игр

Занятие

с испо льзовани

ем мнемо таблицы

Открытый просмотр

Педагогичес

кая мастерская

Пополнение методиче

ской копилки

.

Дидактический

материал

Приложения

  1. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей подготовительной  группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.
  2. Консультация для родителей «Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».
  3. Картотека игр для воспитателей по лексическим темам, по развитию связной речи.
  4. Схемы – описания (мнемотаблицы)

Перспективно-тематический план

по формированию связной речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.

недели

Дата

Формирование лексико -  грамматических средств языка

Развитие

связной речи

1

9.01

2017г

Домашние птицы.

Согласование числительных два, две с существительными.

Составление описательных рассказов о домашних птицах по мнемотаблице.

2

13.01

Домашние птицы.

Винительный падеж существи тельных в ед. числе.

Составление описательных рассказов о домашних  птицах по мнемотаблице. Развивать умения составлять распространённые предложения.

3

16.01

Домашние животные.

Родственные слова. Закрепление знаний о домашних животных.

Составление описательного рассказа о домашних животных по мнемотаблицам.

4

20.01

Домашние животные

Глаголы 3-го лица ед. числа настоящего времени.

Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием схемы.

5

23.01

Дикие животные

Предложный падеж существительных в ед.  числе.

Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы.

6

27.01

Дикие животные

Согласование числительных два, две с существительными

Составление описательных рассказов о диких животных с использованием схемы.

7

30.01

Профессии

Относительные прилагательные.

Составление  рассказа   по пиктограммам.

8

3.02

Профессии

Глаголы муж. и жен. рода  в пр. времени.

Знакомство детей с профессиями по пиктограммам.

9

6.02

Сказки

Творительный падеж сущ. в единственном числе.

Составление описательных рассказов о сказках  с использованием схемы.

10

10.02

Сказки

Дательный падеж существите льных единственного числа.

Пересказ сказки « Трусливый котёнок»

11

13.02

Транспорт

Изменение имён существите льных в ед. числе по падежам.

Составление описательных рассказов о транспорте  с использованием схемы.

12

17.02

Транспорт

Подбор нескольких определений к предметам.

Заучивание загадок о видах транспорта.

13

20.02

Продукты питания

Подбор нескольких определений к объектам и явлениям.

Составление описательного рассказа о продуктах питания  по мнемодорожкам.

14

24.02

Продукты питания

Приставочные глаголы.

Составление описательных рассказов о перелётных птицах с использованием схемы.

15

27.02

Весна

Формировать словарь прилагательными

Составление описательных рассказов о весне  с использованием схемы.

16

3.03

Весна.  Сезонные изменения.

Имена прилагательные в сравнительной степени.

Составление описательного рассказа о весне по мнемодорожкам.

17

6.03

Мамин праздник

Изменение имён существите льных в ед. числе по падежам

Составление описательного рассказа о мамах  с использованием мнемотаблицы.

18

10.03

Мамин праздник

Составление описательного рассказа «Как Маша стала большой»

Список литературы

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д 2009. Стр. 9

2.  Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе /О. С. Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

Интернет ресурс:

  1. Infourok.ru
  2. ns. Portal.ru
  3. maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР средствами мнемотехники

Консультация для родителей, в которой описаны основные трудности в овладении связной монологической речью детьми с ОНР. Дано определение и суть мнемотехники, советы по ее применению....

Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школ...

Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...