Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется нормами русской грамматики и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogrebnova_e.v._didakticheskie_igry.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа)

Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

                                                                                         Подготовил: Погребнова Е.В.

                                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                                 МБДОУ "Ягодка"

                                                                                                                 г. Ноябрьск, ЯНАО

Игра "Лишнее слово"

Чему учится ребенок: игра способствует развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.

     Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова, а его попросите называть лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал

Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки. (Сапоги — обувь.)

Зима, весна, лето, осень, ноябрь. (Ноябрь — месяц.)

Белка, заяц, медведь, синица, еж. (Синица — птица.)

Еж, белка, заяц, лиса, рыба. (Рыба.)

Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (Панаму носят летом.)

Игра "Объясни"

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

     Оснащение: не требуется.

Ход игры: называйте ребенку поочередно словосочетания и просите объяснить, что они означают.

Лексический материал

Земля — как белый пушистый ковер.

Зима — веселое время года.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

У нее иголки зимой в серебре.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Как красные яблоки, на ветках снегири.

Игра "Подбери слова"

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть действие или определение. А его попросите подобрать предмет.

Лексический материал Зимой ветки засыпаны ... (снегом). Расстелила зима по земле белый пушистый ... (ковер). Медведь устраивает в чаще леса ... (берлогу). Берлога — это глубокая ... (яма в земле). В феврале у медведиц появляются ... (медвежата).

Игра "Тепло или холодно!"

Чему учится ребенок: понимать значение слов; усвоит пары антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: много — мало, белый — черный, лежать — бежать, весело — грустно.

Лексический материал

Предложите ребенку подобрать антонимы.

Осенью теплее — зимой ... (холоднее).

Звери сытые — звери ... (голодные).

В шапке тепло — в панамке ... (холодно).

Ворона большая — воробей ... (маленький).

Сосна справа — береза ... (слева).

На деревьях ветки длинные — на кустах ... (короткие).

Лисичка идет — зайчик ... (прыгает).

Игра "Подумай и измени"

Чему учится ребенок: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число имени существительного на множественное.

Лексический материал

Я купил елку — я купил ... (елки).

Я кормлю белочку — я кормлю ... (белочек).

Я повесил на елку фонарик — я повесил на елку ... (фонарики).

Я иду за клюшкой — я иду за ... (клюшками).

Я чищу шапку — я чищу ... (шапки).

Я вижу зайца — я вижу ... (зайцев).

Я сыплю синичке крошки — я сыплю синичкам ... (крошки).

Игра "Назови общую часть"

Чему учится ребенок: подбирать однокоренные слова.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень); предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал

Зимний, зимующий, зимородок.

Ледовый, ледник, подледный, ледяной.

Снежный, подснежник, снеговик. Снегурочка, снежинка.

Холодный, холодок, холодеть, холодильник.

Облака, облачный, заоблачный.

Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки.

Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Игра "Слова"

Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.      

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый».

Лексический материал

Куртка какая? (Белая.)

Сапоги какие? (Белые.)

Поле какое? (Белое.)

Снеговик какой? (Белый.)

Затем аналогично обыграйте прилагательное «серебристый».

Снег какой? (Серебристый.)

Дорога какая? (Серебристая.)

Ветки какие? (Серебристые.)

Озеро какое? (Серебристое.)

Игра "Назови ласково"

Чему учится ребенок: образовывать слова при помощи суффиксов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал

Шуба теплая — шубка тепленькая. Лиса хитрая — лисичка хитренькая. Заяц белый — зайчик беленький. Сапоги чистые — сапожки чистенькие. Ветка короткая — веточка коротенькая. Шишка длинная — шишечка длинненькая. Ворона черная — вороненок черненький. Снег белый — снежок беленький.

Игра "Покажи картинку"

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетные картинки.

Ход игры: попросите ребенка показать картинку, соответствующую фразе.

Лексический материал

Мальчик подходит к горке — мальчик отходит от горки.

Девочка подъезжает к дому — девочка отъезжает от дома.

Тетя входит в дом — тетя выходит из дома.

Заяц залезает под куст — заяц вылезает из-под куста.

Игра "Кто с кем!"

Чему учится ребенок: употреблять слова в творительном падеже; правильно называть детенышей животных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. Предложите ему ответить, кто с кем пошел гулять. Затем предложите ребенку составить с этими словосочетаниями предложения или, по желанию, составить небольшой рассказ.

Лексический материал

Заяц с ... (зайчонком). Лиса с ... (лисенком). Медведь с ... (медвежонком). Белка с ... (бельчонком). Волк с ... (волчонком). Еж с ... (ежонком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по теме " Зима. Зимние забавы".

В презентации подобраны игры и игровые упражнения по теме " Зима. Зимние забавы"....

НОД по Речевому развитию в старшей группе на тему "Зима.Зимние забавы"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Зима. Зимние забавы"

Зима. Зимние забавыЦель: закрепить знания детей о зиме, о зимних явлениях, уточнять знания о зимних забавах.Задачи:Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить приз...