«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.
статья (подготовительная группа) по теме

Максимова Галина Анатольевна

Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagi_v_mir_radost1.docx520.12 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Г. А.,

воспитатель высшей квалификационной категории,

г. Нижнекамск, МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида с группами для детей с нарушениями речи № 40»

«Шаги в мир радости, добра и красоты» -

развитие речи  дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.

Сказочка и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Ребенок бежит к маме с охапкой разных цветов, совершенных по своей форме, неповторимости строения. Удивитесь их сочетанию, восхититесь красотой, но не ограничивайтесь этим. Огорчитесь тем, что сорванные, они быстро потеряют красоту, это ваше огорчение должен почувствовать и ребенок, чтобы он унес с прогулки не только радость и восторженность от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь её для других.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей в двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Написано немало книг по развитию у дошкольников мелкой моторики, которая является составной частью коррекционно-педагогической работы. Следует иметь в виду, что чем раньше начато коррекционное воздействие, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между речевой и моторной деятельностью, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Творческий взгляд на мир  и мелкую моторику пальцев развивают лепка, рисование, аппликация, работа с ножницами, а так же работа с подручными материалами, которые включают в себя разные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Изготовление поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу. На помощь должны придти взрослые. Вспомните с малышом знакомые сказки. Положите в пластилиновый дом белочки гору вишневых косточек или лесные орешки, обернутые золотой фольгой. Это будут «орешки не простые, все скорлупки золотые» из пушкинской сказки о царе Салтане.  Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Труд по изготовлению композиции из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд  приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Результаты коллективного труда, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.  За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. Важное значение для ребенка имеет оценка его работы. Помните, что дети болезненно переносят негативную оценку со стороны взрослого. Можно доброжелательно попросить ребенка поправить или даже переделать работу, объяснив её недостатки.  Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, в них возникает желание жить по законам красоты. Ребенок видит, как много интересного может таить в себе самая простая вещь, если к ней прикоснутся умелые руки. Только совместными усилиями можно добиться полного развития интеллектуальной и творческой личности.

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель нашей работы, заключающаяся в поиске новых подходов художественного – эстетического восприятия с детьми имеющих тяжелые нарушения речи, в рамках работы кружка «Ступеньки к творчеству».

Работа в кружке «Ступеньки к творчеству» -  прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведенья по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, пуговицами… Работа кружка организуется с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.

Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе

 «Ступеньки к творчеству»

месяц

неделя

тема

использований материал, техника работы.

сентябрь

1

«Золотая хохлома»

Пуговицы, ткань, бисер

2

«Ты грибок не ленись, а ребяткам покажись»

Пластилин, горох, перец, овес

3

«В магазине я куплю - вкусный ананас»

Пластилин, горох, кукуруза

4

«Золотая рыбка»

Ткань, техника «Печать от руки»

октябрь

1

«Овощи и фрукты в саду поспели, мы отведать их успели»

Горох, оракал

2

«Листопад, листопад – листья под ноги летят»

Аппликация – осенние листья, ткань, оракал, горох

3

«Урожай запасай и в корзинки засыпай»

Макароны, горох, пшено, кукуруза, цветная бумага

4

«Во поле береза стояла»

Пенопласт, пластилин, зернобобовые крупы

ноябрь

1

«Дома бывают разные»

Пуговицы, пластилин, гречка, горох, пшено

2

«А вот посуда расписная»

Пластилин, зернобобовые крупы, оракал

3

«Курочка ряба яйцо золотое снесла к обеду»

Русская народная сказка «Курочка ряба», ткань, пуговицы, бисер

4

«Большая черепаха»

Ткань, пуговицы, горох

декабрь

1

«В декабре все деревья в серебре»

Манная крупа, морская соль

2

«Снеговик»

Вата, ветки березы, пуговицы

3

«Елочка красавица»

Бусы, оракал, хвоя ели

4

Фонарик

Цветная бумага

январь

3

«Розы на стекле»

Манная крупа

4

«Впереди пятачок - сзади крючок»

Куриное яйцо или киндер-сюрприз, пластилин, перец

февраль

1

«Зимний лес»

Пуговицы, ткань, соль

2

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел …»

Русская народная сказка «Колобок», пуговицы, ткань, природный материал

3

«Снежная баба стоит у ворот»

Соленное тесто, бусы

4

«Рамка для фото»

Зернобобовые крупы

март

1

«Желтенькие глазки - белые реснички»

Ромашка, пуговицы, цветная бумага

2

«Ваза для цветов»

Соленое тесто

3

«Рыбка озорница»

Пластилин, пуговицы, бисер, горох, перец, ракушки

4

«Ты собачка не лай»

Оригами

апрель

1

«Россия – родина моя»

Цветное соленое тесто

2

«Полет на луну»

Техника «граттаж»

3

«Татарстан - мой край родной»

Цветные опилки

4

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Оригами

май

1

«Фантастический велосипед»

Пуговицы, горох, бисер

2

«Ежик по лесу идет»

Слоеное тесто, семена цветов

3

«Бабка – коробка улети на небо»

Соленое тесто, перец

4

«Котик - коток серенький лобок»

оригами

При проведении непосредственно образовательной деятельности мы используем различные методы и приемы: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, проговаривание  последовательности работы, показ воспитателя, использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением работы, пальчиковые гимнастики и самомассажи, гимнастика для глаз, рассматривание картин, музыкальное сопровождение, оформление выставок, самостоятельная продуктивная деятельность.

Весь полученный опыт и знания дети пытаются отразить в своих работах. Коллективные обсуждение своих работ формируют и закрепляют не только коммуникативные умения, но создается положительный фон для речевого поведения, развития монологической и диалогической речи.

Ежемесячно для родителей мы организуем выставки детских работ, в группе. Сияющие глаза, восторженные реплики, восхищенные возгласы. Какая жажда приключений, какой мощный всплеск фантазии рождаются при рассматривании композиций, каждая из которых окно в мир природы.

Работы наших детей участвовали в городских, всероссийских, республиканских конкурах, где были отмечены дипломами Гран – при, дипломами победителя, сертификатами.

D:\ВСЕ МАКСИМОВА Г.А\Работы МАМЫ\1,.JPGD:\ВСЕ МАКСИМОВА Г.А\Работы МАМЫ\13,.JPG

  «Курица-красавица»                           «Фантастический велосипед»

D:\ВСЕ МАКСИМОВА Г.А\Работы МАМЫ\7.JPGD:\ВСЕ МАКСИМОВА Г.А\Работы МАМЫ\8.JPG

     «Рыбка озорница»                              «Большая черепаха»

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...

Выступление на городской августовской конференции по теме: "Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов".

Цель мероприятий -  совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптималь...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...