Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Голубкина Ольга Николаевна

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Дети дошкольники - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый (педагог, родители), поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, педагог проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskgo_zanyatiya.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет,

имеющие тяжелые нарушения речи:

Как Муха хвост себе выбирала
(По произведению В.В. Бианки «Хвосты»).

Технология продуктивного чтения-слушания.

Голубкина Ольга Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №48" г. Рязань

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Дети дошкольники - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый (педагог, родители), поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, педагог проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.

Очень важно сформировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Слушая чтение произведений различных жанров, ребенок тренирует внимание и память, учится правильно строить предложения и последовательно излагать мысли. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Понимание текста – важное качество для дошкольника-слушателя. Полноценное восприятие и понимание текста и есть  «продукт» чтения-слушанья любого текста.

Применение технологии продуктивного чтения в полной мере позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Рассмотрим применение данной технологии на примере изучения произведения В. Бианки «Хвосты».

Цель занятия: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с рассказом В. Бианки «Хвосты»; способствовать развитию восприятия и понимания текста, развитию диалогической речи; побуждать интерес детей к слушанию рассказов с природоведческим содержанием.

Задачи:

Организовать мотивацию детей для слушания рассказа В. Бианки «Хвосты».

Организовать практическую деятельность детей, направленную на:

-знакомство с рассказом

-формирования умения отвечать полным ответом на вопрос

-употребление притяжательных прилагательных,

-разгадывание загадок.

Организовать двигательную активность детей, создать условия для развития речевого дыхания и развития силы голоса.

Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию рассказа.

Обогащение словаря: писатель-натуралист, брюхоног, оленуха, назойливая, надоеда.

Предварительная работа: дидактические игры: «Чей хвост?», «Чья морда?», рассматривание предметных картинок с изображением животных, чтение рассказов о животных других авторов (Е.И.Чарушин)

Методические приемы: чтение рассказа, пересказ текста, беседа, лексико-грамматическое упражнение «Чей хвост?», загадывание загадок

Оборудование: книги В. Бианки, портрет В. Бианки, предметные картинки с изображением героев рассказа (человек, муха, слизняк, рыба, рак, дятел, лиса, оленуха с оленятами, корова), тренажёр для дыхательной гимнастики «Рыбка-ветерок».

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся сегодня необычно?(ответы детей)

Игра «Приветствие»

Свободно перемещаясь по группе, дети слушают сигнал логопеда:

–один хлопок – здороваемся глазками (взглядом) и кивком головы,

–два хлопка – здороваемся за руку,

–три хлопка – здороваемся носиками.

–и не забываем при этом улыбаться!

- Ну что? Готовы? Тогда начинаем (дети играют в игру «Приветствие»). После игры дети занимают свои места.

  1. Мотивационный этап (до чтения)

-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о своем любимом писателе, зовут его Виталий Витальевич Бианки (выставляется портрет писателя). Этот писатель жил давным – давно (1894-1959). С детства он наблюдал за жизнью животных, насекомых, за изменениями в природе. Все свои наблюдения он записывал, и потом стал писать рассказы о природе. Виталий Бианки писатель –натуралист.

-Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и узнаете какие же герои в этом рассказе!

Загадки:

1.В птичник повадится –жди беды

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

2.Голодная мычит, сытая жует

Всем ребятам молока дает (Корова)

3.Трав копытами касаясь, по лесу идет красавец

Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Олень)

4.Кто в беретке ярко – красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5.На мели сидит, усами шевелит

А гулять пойдет - задом наперед (Рак)

6.В воде она живет

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Дети разгадывают загадки, предметные картинки логопед вывешивает на мольберт

  1. Ориентировочный этап (до чтения)

Логопед проводит дидактическую игру «Чей хвост?»

У рыбы – хвост рыбий.
У лисы – хвост лисий.
У коровы – хвост коровий.
У оленя – хвост олений.

-Посмотрите на картинки, у всех героев рассказа есть хвосты, а у мухи нет! А вы знаете, как муха себе хвост выбирала? (ответы детей)

-А как же нам узнать? (ответы детей)

-Правильно, нам нужно прочитать этот рассказ!

  1. Исполнительский этап (во время чтения)

3.1. Чтение-слушанье

Чтение рассказа В.Бианки «Хвосты» (приложение 1)

Логопед читает рассказ, обращая внимание на предметные картинки, поясняя значения слов: брюхоног, оленуха, назойливая, надоеда. Дети слушают.

3.2. Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики, с упражнениями для развития голоса

Муха утром проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз - росой она умылась

Два - изящно покружилась

Три - нагнулась и присела

На четыре – полетела.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Дыхательные упражнения с тренажером «Рыбка»

Упражнения для развития силы голоса-муха жужжит (дети произносят звук [Ж]: громко-тихо-громко, тихо – громко-тихо-шепот (превращая звук [ж] в звук [ш])

  1. Обобщающая беседа (после чтения)

Предполагает систему вопросов, подводящую детей к главной мысли произведения:

-Скажите, к кому приставала Муха? (ответы детей)

-Для чего животным нужен хвост, по мнению Мухи? (ответы детей)

-Зачем хвост слизняку? Как назвал себя Слизняк при разговоре с Мухой? (ответы детей)

-Зачем хвост Рыбе? Как автор называет хвост рыбы? (ответы детей)

-Зачем хвост Раку? Как назвал свой хвост Рак? (ответы детей)

-Зачем хвост Дятлу? (ответы детей)

-Опишите, какой хвост у Оленухи? Зачем он ей нужен? (ответы детей)

-Кому из зверей нужен хвост для заметания следов? А какой хвост у Лисы? (ответы детей)

-Зачем хвост Корове? (ответы детей)

-Какая Муха была по характеру, почему автор называет ее надоеда, назойливая? (ответы детей)

-Что случилось с Мухой - надоедой в конце сказки? Добилась она своего? Получила хвост? (ответы детей)

-Ребята, а вы как думаете, для красоты зверям хвост? (ответы детей)

-Что нам автор хочет сказать, на примере поведения Мухи? (ответы детей)

Молодцы!

  1. Пересказ текста (после чтения)

Вы хорошо запомнили для чего героям хвосты, а теперь давайте расположим картинки в той последовательности, в которой муха прилетала (выходит один из детей и выставляет картинки, в соответствии с событиями в рассказе).

Дети выполняют пересказ текста по цепочке, друг за другом, опираясь на предметные картинки. Затем предлагается одному или двум детям пересказ рассказа целиком, так же опираясь на предметные картинки.

  1. Рефлексивный этап (итог занятия)

- Ребята понравился вам рассказ?(ответы детей)

-Ребята, что вы нового узнали сегодня? Проводится упражнение «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, начало фразы: «сегодня я узнал…»

(ответы детей)

5.        Перспективный этап

- Ребята, когда вы придете домой спросите у своих родителей, какие они знают произведения этого автора! Попросите родителей почитать вам эти рассказы и сказки, а потом расскажите нам на следующих занятиях!

Список литературы

  1. Бианки В.В. Хвосты.–Изд.: Акварель, 2013.–8 с.
  2. Лысаков В.Г. 1000 загадок.– М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.– 318 с.
  3. Комарова М.Ю. Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/09/refleksiya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-sootvetstvii-s-fgos-do (Дата обращения: 22.01.2020)
  4. Киселева О.А. Физкультминутки для дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/05/18/fizminutki-dlya-doshkolnikov-po-teme-nasekomye (Дата обращения: 21.01.2020)
  5. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.
  6. Голодова Н. Ю. Статья «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://xn--j1ahfl.xnp1ai/library/rol_chteniya_v_razvitii_rebenka_doshkolnogo_vozrast_114920.html (Дата обращения: 31.01.2020)
  7. Дзюба М. С. Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраст (опыт работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14374 (Дата обращения: 31.01.2020)


Приложение 1

Рассказ В.Бианки «Хвосты»

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, Как Вы думаете, зачем хвост зверям — для красоты.

Ответы детей принимаются, но не комментируются

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать.

Как Муха надоедает Человеку? Покажите! Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

Летит она садом и видит: по листу Слизняк (Улитки, которые претерпели полную утрату раковины) ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног (ходит брюхом).

Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше.

Прилетела к речке, а в речке (Ребята посмотрите на картинке, кого в речке увидела Муха?) Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты. Ребята, для красоты рыбе хвост?

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. —Хвост у меня вместо весла. Видишь надо мне вправо повернуть –я хвост направо кладу, а надо влево повернуть -хвост налево кладу.

Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! (Вот странная) — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать? Я на хвост опираюсь, когда долблю, — нельзя мне без хвоста. Хвост мне подпоркой (опорой) служит. Вот посмотрите на картинку, как дятел уперся своим хвостом в дерево

Муха видит: верно. Полетела дальше.

Видит: Оленуха (Самка оленя) в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленята пропадут. (Давайте подумаем, как же хвостик Оленухи помогает оленятам?)

— Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленята за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, они бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

Нечего делать, полетела Муха дальше.

Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!

Подлетела к Лисице, кричит:

— Отдавай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Почему Лиса без хвоста пропадет, может он все - таки для красоты Лисе нужен, вон он какой красивый, пушистый у нее? Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся (быстро махнула хвостиком), и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой.

Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

Муха стала опять надоедать Человеку.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон она, какая назойливая! (Надоедливая)

Подумал и говорит:

— Муха, Муха, вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост. Интересно, зачем хвост Корове, что ответит она Мухе?

Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Корова молчала-молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.

Упала Муха на землю — дух вон (сдохла), и ножки кверху.

А Человек и говорит из окошка:

— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда («приставала»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."

АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...