Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Аннотация
Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, для того, чтобы достичь успеха в современном обществе.
Слушание книг развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг.
Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? Технология дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель
читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе
уточняют позицию автора.
Рассмотрим поэтапно применение технологии продуктивного «чтения-слушания» на примере погружения старших дошкольников в содержание нанайской народной сказки «Айога».
В процессе организованного взаимодействия детей со сверстниками, педагогом по теме занятия, мы обращали внимание воспитанников на главную идею изучаемого произведения: «В человеке главное - не внешняя красота, а внутренние качества: доброта, отзывчивость и трудолюбие…». С помощью разных вопросов и включения различных видов детской деятельности активировали речевую, коммуникативную и познавательную активность всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayoga.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
«Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
Бабич Виктория Владимировна, воспитатель,
МБДОУ "Детский сад 121", г. Рязань.
Аннотация
Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, для того, чтобы достичь успеха в современном обществе.
Слушание книг развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг.
Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? Технология дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель
читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе
уточняют позицию автора.
Рассмотрим поэтапно применение технологии продуктивного «чтения-слушания» на примере погружения старших дошкольников в содержание нанайской народной сказки «Айога».
В процессе организованного взаимодействия детей со сверстниками, педагогом по теме занятия, мы обращали внимание воспитанников на главную идею изучаемого произведения: «В человеке главное - не внешняя красота, а внутренние качества: доброта, отзывчивость и трудолюбие…». С помощью разных вопросов и включения различных видов детской деятельности активировали речевую, коммуникативную и познавательную активность всех участников образовательного процесса.
Программное содержание:
- организовать деятельность детей, направленную на знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»
- способствовать формированию навыка эмоционально, воспринимать произведение, понимать содержание сказки;
- уметь определять эмоции героев, критически оценивать поступки героев произведения
- пробудить сострадание, любовь и желание заботиться о близких людях
Задачи:
Создать условия для:
- пробуждения интереса к слушанию нанайской народной сказки «Айога»
- знакомства с текстом произведения;
- расширения, уточнения и активизации словарного запаса (имена прилагательные), формирования умения детей анализировать прочитанный текст;
- контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.
Словарная работа:
Обогащение: покоробятся, горделивая.
Активизация:
отзывчивый, справедливый, щедрый, трудолюбивый.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: книга со сказкой «Айога».
Раздаточный материал: зеркала на каждого ребенка, цветные карандаши, листы с заданиями о выборе эмоций.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Молодцы, я вижу у всех хорошее настроение.
Мотивационный этап:
Попробуйте отгадать загадку:
И сияет, и блестит
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как, есть ему, покажет! (зеркало)
Воспитатель: Ребята, возьмите и посмотрите в зеркала
В зеркало я посмотрюсь
Улыбнусь и огорчусь (улыбаются, огорчаются)
Губы трубочкой сложу, (выполняют движения)
Всех я краше, погляжу!
Воспитатель: Ребята, вы часто на себя в зеркало смотрите? А это хорошо или плохо?
Давайте, поиграем. Согласны?
Игра «Зеркало» (дети играют в парах, стоя напротив друг друга. Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию)
Воспитатель: Ребята, есть такая пословица «Зеркало - красоты и ума не прибавит».
- Как вы ее понимаете?
Воспитатель: Я знаюсказку о девочке, которой очень нравилось любоваться собой. Как вы думаете, что с ней произошло? Как нам узнать?(прочитать книгу)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья и внимательно слушайте.
Исполнительскийэтап
Чтение текста с вопросами, комментариями, эмоциями.
В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. (Какое интересное имя). Красивая девочка. Все её очень любили...
Айога загордилась. (Как это?) Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. (Почему?) Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
- Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвётся! - отвечает Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю... (Что делает девочка?) Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
- Дай мне лепёшку, мать! (Какая грубая)
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.
- Я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся они (сделаются неровными, жёсткими), - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну. (сделает мягче)
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет. Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. (Правильно сделала?) Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. (от злости). Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились. (Ничего себе)
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Беседа по содержанию текста
Воспитатель: О ком эта сказка? Что вы узнали об Айоге? Какая она девочка? (хитрая, грубая, невоспитанная, горделивая, ленивая)
Воспитатель: Что сделала Айога на просьбу матери? Кто помог ее маме?(Соседская девочка)
Воспитатель: Ребята, соседская девочка, какая она? (добрая, внимательная, отзывчивая, щедрая, трудолюбивая, вежливая)
Воспитатель: Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? Как думаете, правильно ли она поступила? Почему Айога превратилась в гуся?
Творческое задание на умение определять эмоции героя.
(за столами)
Воспитатель: Ребята, рассмотрите рисунок. Выберите подходящие для девочки Айоги выражения лица.
Воспитатель: Закрась нужные квадраты, соответствующим цветом.
В начале сказки, когда любовалась собой - красным цветом
В середине сказки, когда отказала матери – синим цветом
В конце сказки, когда превратилась в гуся – зеленым цветом.
Воспитатель: Объясните, свой выбор. (Размышления детей)
Воспитатель: Ребята, чему научила нас сказка? (быть добрым, заботливым, справедливым, отзывчивым человеком)
Воспитатель: Кто из героев больше всего понравился?
Рефлексивный этап
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным?
А что было самым весёлым? Интересным?
Перспективный этап:
Я предлагаю, сегодня вечером посмотреть мультфильм «Айога» и очень надеюсь, что из вас никто и никогда не будет похож на девочку Аойгу!
Литература:
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 4 (6 - 7 лет). – М.: Баласс, 2017. – 110 с.
2. Ватагин М. Сказки народов России. «Библиотека школьника. Издательство «Стрекоза», 2015. – 67 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен
Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."
АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...