Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."
план-конспект занятия (средняя группа)

Аннотация

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения слушания , разработанную О.В. Чиндиловой и А.В.Баденовой.

Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:

1. до чтения;

2. во время чтения;

3. после чтения.

В основе работы с технологией чтения слушания художественного текста лежит принцип интеграции. Так, наряду с задачей ознакомления ребят со стихотворением в занятии подобраны, таким образом, задания, чтобы можно было обеспечить речевое, познавательное и художественно – эстетическое развитие дошкольников.

В данной образовательной деятельности использованы задания на составление картинок из пазлов, задания на рассматривание и обсуждение рисунка, задания на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи, также задания на проверку, как ребенок запомнил и усвоил текст (продуктивная деятельность), задания на развитие логического мышления и памяти.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Л. Воронковой «Маша – растеряша».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veshchi_ubirat.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Надо вещи убирать – не придется их искать…

Автор: Бабич Виктория Владимировна, воспитатели МБДОУ "Детский сад 121", г. Рязань

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.

Аннотация

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения слушания , разработанную О.В. Чиндиловой и А.В.Баденовой.

Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:

1. до чтения;

2. во время чтения;

3. после чтения.

В основе работы с технологией чтения слушания художественного текста лежит принцип интеграции. Так, наряду с задачей ознакомления ребят со стихотворением в занятии подобраны, таким образом, задания, чтобы можно было обеспечить речевое, познавательное и художественно – эстетическое развитие дошкольников.

В данной образовательной деятельности использованы задания на составление картинок из пазлов, задания на рассматривание и обсуждение рисунка, задания на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи, также задания на проверку, как ребенок запомнил и усвоил текст (продуктивная деятельность), задания на развитие логического мышления и памяти.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Л. Воронковой «Маша – растеряша».

Цель:

- организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением Л. Воронковой «Маша - растеряша»;

- способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание стихотворения;

- привлечь внимание детей к пониманию новых прилагательных , формировать у детей умение высказывать предположения, прививать аккуратность, воспитывать бережное и аккуратное отношение к вещам.

Задачи:

Создать условия для:

- для формирования интереса к слушанию стихотворения Л. Воронковой «Маша - растеряша»;

- для знакомства с текстом стихотворения;

- понимания новых прилагательных,  формирования умения детей анализировать прочитанный текст;

- контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.

Материалы и оборудование:

Книга Л. Воронковой «Маша растеряша», домики из бумаги разного цвета, разрезные цветные картинки с изображением фрагментов из стихотворения, клей в баночках, кисти, салфетки, шаблоны платьев разных цветов, горошины из бумаги белого цвета, бумажная кукла Маша.

Словарная работа:

- введение в словарь новых прилагательных: ленивая, небрежная, неряшливая, неаккуратная, трудолюбивая, прилежная.

Предварительная работа:

Игра-поручение «Наведи порядок», «Каждой игрушке - своё место», рассматривание иллюстраций « Так и не так», наблюдение за трудом помощника воспитателя, беседа с детьми «Какие вещи носили наши бабушки и дедушки, когда были детьми», просмотр мультфильма «Маша – растеряша»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем наши путешествия по книжке. Открываем ее. И что же случилось ? Книга пустая! Все картинки рассыпались и перепутались. Что нам делать?

Ответы детей.

Мотивационный этап

Воспитатель: Правильно - нужно их собрать. Что бы собрать картинки мы с вами разделимся на команды по парам.

Воспитатель: Хорошо, теперь каждая пара выбирает себе домик определенного цвета.

Воспитатель: А теперь нужно для каждого домика подобрать карточки соответствующего цвета .

Дидактическая игра «Найди свой цвет»

Дети берут картинки обозначенные цветом - синим, красным и желтым, зеленым.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю перевернуть изображением вверх и собрать картинку.

Ориентировочный этап

Воспитатель: Молодцы, вы справились. Посмотрите на картинки. Как вы думаете, о чем будет наша история?

Ответы детей, предположения.

Исполнительский этап

Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю стихотворение, которое называется «Маша – растеряша» Любови Воронковой.

Присаживайтесь на стульчики, устраивайтесь поудобней .

Чтение текста с комментариями.

Воспитатель: Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Маша растеряша»?( Потому что рассказ про девочку Машу, которая разбросала свои вещи и не могла из найти).

- Что Маша искала? (Чулки, башмаки, платье,)

- Как это можно назвать одним словом? (одежда)

- Почему Маша не нашла свои вещи? (Девочка их разбросала, не положила на свои места)

- Где она их нашла? (чулки – у куклы в кровати, башмак –на столе, платье -на полке)

- Что Маше говорила кошка? (Надо вещи убирать, не придется их искать)

- А куда надо складывать одежду? (шкаф, полка, вешалка, комод)

Воспитатель: Почему Машу называют растеряшей? (Маша растеряла все свои вещи и не может их найти)

- Что мы можем сказать про Машу? Она какая?

Введение новых прилагательных: неряшливая, неаккуратная, небрежная ленивая, трудолюбивая, прилежная.

Воспитатель: Почему Маша опоздала в детский сад? (Долго искала свою одежду)

- Что нужно делать, чтобы вовремя приходить в детский сад? (Вещи подготавливать с вечера, класть их на свои места, аккуратно складывать , вовремя ложится спать, просыпаться как мама разбудит)

Физкультурная минутка «Улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите, влево, вправо повернулись

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Практическая деятельность.

Аппликация «Платьице в горошину»

Воспитатель: Дети, а какое было платьице у Маши?

Ответы детей.( платье в белый горошек)

Воспитатель: Посмотрите, Маша (бумажная)принесла платья.

- Что на них не хватает? ( горошин)

- А сейчас я вам предлагаю выбрать платье и помочь Маше украсить его горошинами белого цвета.

Пальчиковая гимнастика «Стирка»

Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки (трем кулачками друг о друге)

Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо – влево)

И повешу на веревку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем)

Предлагает детям сесть за подготовленные места и приступить к заданию. Напоминает правила работы с клеем и кисточкой, убирать лишний клей салфеткой.

Воспитатель: Вы все справились, молодцы.

Воспитатель: Маша очень рада, что у нее так много нарядных платьев и говорит вам всем «спасибо».

- Я тоже вам говорю спасибо, вы сегодня хорошо поработали.     Воспитатель : -Ребята, давайте вспомним, как назывался рассказ, который мы сегодня прочитали? (Л. Воронкова «Маша растеряша»)

- Что мы узнали про Машу?( неаккуратная, неряшливая, ленивая девочка)

- А у нас есть в группе «Маши-растеряши»?

- Вы всегда кладете свои вещи на места?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, вспомните, в каких еще произведениях герои были неряшливыми, разбрасывали вещи, и не поддерживали порядок дома.

Ответы детей.(Мойдодыр, Федорино горе, «Почему - почему ?», « Девочка Чумазая» )

Рефлексивный этап

Воспитатель: - Сегодня все молодцы, внимательно слушали и многое запомнили. (прививаем аккуратность, вырабатываем привычку класть каждую вещь на своё место;)

Воспитатель: - Что для вас сегодня было самым трудным?

- А какое задание было самым весёлым? Интересным?

- Что бы вам хотелось повторить ещё раз?

Перспективный этап

Воспитатель: Посмотрите, а у нас в группе все игрушки на своих местах? Давайте наведем порядок…

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам дома придумать правила для себя и друзей, чтобы не быть растеряшей!

- Скажем гостям до свидания и спасибо за внимание!

Литература

1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 2 (4 - 5 лет). – М.: Баласс, 2018. – 96 с.

2. Воронкова Л. Маша – растеряша. Издательство «Речь», 2018. – 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...