Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
методическая разработка по развитию речи по теме

Хохлова Тамара Александровна

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo_hohlova_t.a.docx93.37 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова Тамара Александровна

МКУ «Управление образования Шебекинского района»

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования метода наглядного моделирования

Автор опыта:

Хохлова Тамара Александровна,

воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №6 города Шебекино Белгородской области»

Шебекино, 2017

Содержание:

  1. Информация об опыте ………………………………………..…

3

  1. Технология опыта ……………………………………………….

9

  1. Результативность опыта ………………………………………..

15

  1. Библиографический список ……………………………………

18

  1. Приложение к опыту ……………………………………………

19

РАЗДЕЛ I

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №6», расположен в густонаселённом микрорайоне города Шебекино, неподалёку от главной улицы Ленина. Рядом с детским садом находятся: СОШ №5, Центральная городская библиотека, Детско-юношеская спортивная школа, в 300 метрах от детского сада находится Титовский бор, историко-художественный музей. В детском саду функционирует двенадцать групп: 10 групп общеразвивающей направленности (с 2 до 7 лет), 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая, подготовительная). Учреждение реализует основную образовательную программу дошкольного образования МАДОУ, разработанную в соответствии с ФГОС ДО.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико  синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Следовательно, одна из основных задач дошкольных образовательных учреждений – обучение детей связной речи, то есть уметь четко, последовательно излагать свои мысли.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

Автор, работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) установил, что дети группы не владеют навыками связной речи в достаточном, для данного возраста, объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, высказывания непоследовательны, нелогичны.

В связи с этим исследование автора было направлено на поиск средств, повышающих эффективность развития связной речи, и, таким средством является наглядное моделирование. Введение наглядных моделей в ООД позволяет педагогу более целенаправленно развивать связную речь детей, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, обогащать словарный запас, снимать речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Началом работы по теме опыта стало проведение в 2013 г. предварительной диагностики по определению уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» - (автор: Свидерская Елена Геннадьевна) (Приложение №1). Была обследована старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (10 детей). В результате диагностики выявлено: высокий уровень – 0%, средний уровень – 30%, низкий уровень 70%.

В результате проведённых исследований выяснилось, что у детей вызывает особое затруднение соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний.

Автора заинтересовала статья А.Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий. Это и есть моделирование.

Актуальность опыта

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей.

Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми по развитию связной речи состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например, метод обучения дошкольников грамоте (Л.Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для формирования представлений о труде взрослых. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей, в конструировании. Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективных и целесообразных форм признан наглядно-практический метод моделирования.

Поэтому проблема развития связной речи у детей, используя метод моделирования, актуальна и соответствует потребностям общества.

Ведущая педагогическая идея опыта в целенаправленном развитии умения детей строить свои высказывания, оформлять предложения, составлять описательные, творческие рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать путём использования наглядно-практического метода моделирования.

Длительность работы над опытом составляет четыре года (два набора детей), так как группу компенсирующей направленности посещают дети 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (сроком обучения 2 года - старшая и подготовительная группы).

2013 - 2014 уч. г. - выявление проблемы и подбор теоретического и диагностического материала по данной теме. Изучение методической и специальной литературы. Создание личностно-ориентированная предметно-пространственная среды.

2014 - 2015 уч. г. - определение форм и методов работы по решению поставленных задач. Разработка и внедрение метода моделирования.

2015 - 2016 уч. г. - создание системы, по развитию связной речи используя метод моделирования.

2016 - 2017 уч. г. - аналитико-обобщающий. Оценка результативности (диагностическое обследование), описание опыта.

Диапазон опыта 

Внедрение в дошкольное образование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию связной речи представлено системой работы, в которую входят: организованная образовательная деятельность, предметно-пространственная развивающая среда, взаимодействие педагога с детьми в режиме дня (игры, экскурсии, беседы, наблюдения и т.д.) и вовлечение родителей в педагогический процесс.

Теоретическая база опыта

Современный мир насыщен, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.

К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Связи с этим К.Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.

Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Учитывая особенности современного исторического периода, осуществляя переход на следующий этап инновационной деятельности, вся работа по познавательно – речевому развитию дошкольников, должна быть построена в системном углублении и обобщении личного опыта ребенка; освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, осознания связей зависимости.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия, развивается связная речь.

«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение, мнемотехникой строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Новизна опыта

обусловлена созданием системы организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования для детей   старшего дошкольного возраста.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный педагогический опыт может быть применѐн учителями-логопедами ДОО (как на логопункте, так и в условиях групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и комбинированных групп) воспитателями старших и подготовительных групп детского сада, педагогами дополнительного образования, родителями, заинтересованными в развитии речи своих детей, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребёнком. Для осуществления образовательного процесса, обеспечения успехов обучающихся в познавательной, творческой и других видах деятельности педагоги могут использовать учебно-методический комплекс программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциальную программу «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Раздел II

Технология опыта

Цель данного педагогического опыта - развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической, формирование словаря, овладение нормами речи, конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими посредством наглядного моделирования. 

Задачи:

1. Развивать монологическую и совершенствовать диалогическую формы речи детей.

2. Формировать у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы с опорой на модели - схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы.

3. Развивать умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу.

4. Формировать умения составлять простые и сложные предложения, рассказы с опорой на наглядные модели (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы).

5. Развивать умение употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, давать развернутые ответы, последовательно и аргументировано излагать свои собственные мысли, строить высказывания в различных ситуациях общения.

6. Обогащать активный словарный запас. Упражнять в подборе существительных к прилагательному.

7. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

8. Развивать у детей мышление, внимание, воображение, память, эмоциональную отзывчивость.

В ходе работы по формированию речевых навыков у дошкольников с использованием наглядных моделей автор придерживается следующих правил:

  • условные заместители (элементы модели) применять в следующей последовательности: предметные картинки, геометрические фигуры, карточки – символы, мнемоквадраты → мнемодорожки, пиктограммы → графическая модель, мнемотаблицы;
  • цветные наглядные модели применять в младшей, средней группе, в старшей группе цветные и черно-белые;
  • предлагаемый наглядный материал должен быть доступен, понятен для восприятия, ярко и отчетливо передавать, те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
  • таблицы не должны содержать более 9 квадратов;
  • не предлагать детям более 2 мнемотаблиц в день.

В процессе работы с наглядной моделью педагог соблюдает последовательность:

  1. Рассматривание, обсуждение, разбор того, что изображено на: предметной картинке, схеме, пиктограмме, мнемоквадрате, мнемодорожке, мнемотаблице.
  2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
  3. Рассказывание, описание, составление рассказов, сказок, загадок (в зависимости от возраста и речевых навыков детей: образец воспитателя, с помощью воспитателя, самостоятельно).
  4. Создание и изображение наглядной модели – мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы.

Для реализации поставленных задач по развитию речи автор создала  соответствующую предметно – развивающую среду. В центре речевого развития имеются альбомы со схемами, мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами различной тематики для составления описательных рассказов, заучивания стихов, пересказывания сказок. Оформлены альбомы: «Рассказы историй из личного опыта детей», «Рассказы историй из жизни группы», по темам «Деревья», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; по временам года «Осень», «Зима», «Весна» «Лето»; по стихам П. Воронько «Хитрый ежик», З. Петрова «Капитаны», «Посидим в тишине» А. Барто, «Белая береза» С. Есенин; по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Колосок».

Педагог начала свою работу  с простого замещения геометрическими фигурами, предметами моделями, символами и знаками, так как ребенку легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно (Приложение №2). Обучение действиям замещения автор осуществляла в организованной образовательной деятельности на хорошо знакомых детям сказках «Репка» и «Теремок».

В дальнейшем автор использовала мнемоквадраты представляющие собой одиночные изображения и обозначающие какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Педагог применяла  их для обогащения речи детей существительными, прилагательными, наречиями, развития звуковой культуры речи, определения места звука в слове, составления предложений.

 С помощью мнемотаблиц, мнемодорожек, пиктограмм дети описывали игрушки, пересказывали доступные по содержанию сказки.

Метод моделирования помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Наглядные модели помогают детям пересказывать литературные произведения, составлять описательные, творческие рассказы, заучивать стихи, отгадывать, загадывать и составлять загадки. 

Разработана картотека физкультминуток, пальчиковой гимнастики, при их проведении автор использует мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, так детям легче запомнить текст и выполнить соответствующие действия. Алгоритмы одевания, умывания, дежурства, ухода за комнатными растениями так же помогают запомнить, воспроизвести последовательность действий и способствуют активизации словаря.

Разработана картотека игр и упражнений: на словообразование «Короткие и длинные слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее», «Зашифруем слова», «Подберем слова»; на формирование грамматического строя речи «Один много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», их автор проводит в организованной образовательной деятельности, утренние и вечерние отрезки времени. Такие игры совершенствуют умение детей согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными.

Во втором полугодии учебного года, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас, в рамках изученной темы, когда уже владеют анализом, обобщением понятием слово – предмет, слово – действие, слово – признак, умением подбирать синонимы, составлять распространенные предложения педагог знакомит с дидактическим синквейном. Применяет  его автор, как игровой прием в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах для закрепления изученной темы. Составляем с детьми синквейн с помощью наглядной схемы в виде елочки, состоящей из пяти рядов:

Первый ряд (верхушка елочки) – одно ключевое слово - это название, тема, обычно существительное.

Второй ряд – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

Третий ряд – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме.

Четвертый ряд – три или четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение к теме.

Пятый ряд – одно слово – ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражающее личное выражение и эмоцию к теме в первой строчке, обычно это существительное (Приложение №3).

При составлении синквейна автор не ограничивает детей в подборе количества слов третьего и четвертого ряда. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения, короткие рассказы. Использование синквейна помогает развивать импрессивную речь детей, способствует актуализации словарного запаса, совершенствует умение строить различные конструкции предложений, описывать предметы, выделять признаки предмета.

В старшей группе на начальных этапах внедрения моделей или символов педагог подкрепляла их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации.

На последующих этапах, в подготовительной группе, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец.

В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают:

• обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей,

• использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

• умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.);

• умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; 

• умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.);

• умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;

• самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, автор определила место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями, направленными на обучение детей способам наглядного моделирования.

Полноценное развитие у детей способов наглядного моделирования обеспечивается созданием соответствующей предметно-развивающей среды. Помещение группы разделили на несколько отдельных центров (игровой, познавательный, литературный, исследовательский, центр конструирования и центр искусств). Педагог обогатила содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие наглядного моделирования.

Теоретические и практические наработки позволили педагогу выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования в старшей группе детей с ТНР:

1 этап - научить детей читать мнемотаблицу.

2 этап - познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

3этап - научить самостоятельному кодированию полученной информации.

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

В подготовительной группе детей с ТНР:

4 этап: - отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.

Введение наглядных моделей в процесс речевого развития позволило  более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Работу с использованием карт-схем и символов педагог начинала с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. В подготовительной группе задание усложняется - ребенок держит  карточку с описываемым предметом в руке и рассказывает по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.

Большое внимание автор уделяет взаимодействию с родителями. С целью повышения родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста педагог провела родительское собрание на тему: «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники», консультацию с показом презентации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (Приложение № 4), мастер – класс «Использование мнемотехники при заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста», индивидуальные беседы «Отгадываем и загадываем загадки с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц», автор разместила информацию в уголке для родителей «Использование игрового приема Синквейн в развитии речи дошкольников» Педагог привлекала родителей к оформлению предметно – развивающей среды, к участию в проектах.

Автор считает, что связь с семьёй для ребёнка всегда является

основополагающим элементом в процессе воспитания и обучения. Если ребёнок научился чему - то новому, обязательным условием поддержания и

закрепление его умений и навыков должно быть общение ребёнка в семье и

использование тех или иных умений.

РАЗДЕЛ III

Результативность опыта

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие связной монологической речи посредством метода моделирования можно сделать выводы о положительных результатах:

- разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;

- разработано дидактическое обеспечение;

- разработана система диагностики эффективности деятельности;

- дети без затруднений составляют рассказы, пересказывают художественные произведения;

- повысился уровень грамматического оформления речи детей;

- наиболее эффективна, стала проходить автоматизация звуков в речи при коррекции звукопроизношения;

- дети стали более внимательными, собранными, научились мыслить, фантазировать и представлять.

Критериями результативности опыта является диагностический инструментарий по образовательной области «Речевое развитие» (автор: Свидерская Елена Геннадьевна), в процессе, которого было выявлено: качество знаний (средний показатель по разделам):

                   Старшая группа                              Подготовительная группа

В следующем потоке детей, зачисленных в группу, результаты были тоже положительными.

Динамика навыков связной речи у детей за два года обучения положительная.  

Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало и конец года в старшей группе и на начало и конец года в подготовительной группе можно отметить, что систематическая работа по развитию связной

монологической речи с использованием приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с моделями, вследствие чего стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

В ходе проведения системно-целостной работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования у детей повысилась речевая активность, расширился активный словарный запас, сформировались умения подбирать слова со сходным и противоположным значением, определять место звука в слове, дети стали употреблять в речи различные конструкции предложений, пересказывать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений, составлять рассказы творческого характера, о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам, составлять загадки. Совершенствовалось умение выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать смысловые связи. У детей появился интерес к заучиванию стихотворений, сформировались умения выражать последовательно свои мысли, правильно строить речевые высказывания в различных ситуациях общения.

Уровень речевого развития детей стал выше, соответственно количество детей с низким уровнем речевого развития уменьшилось.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме речевого развития детей. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности, желание совместного сотрудничества в вопросах развития речи детей. Активное взаимодействие с семьей значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, позволило преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, применение наглядного моделирования в практической работе с детьми дошкольного возраста приводит к устойчивым положительным результатам в речевом и общем умственном развитии детей.

Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить звук, слово, предложение, текст и это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального, развивает речевое творчество, активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации, способствует большей концентрации в образовательной деятельности, вызывает интерес к познанию нового, неизвестного.

 

Библиографический список:

  1. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М., Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008г. №1
  2. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /Автор-составитель Г.В. Чиркина – М.: Просвещение, 2008г.
  3. Ефименкова Л.Н., Формирование речи у дошкольников. - М., НАЦИОНАЛЬНЫЙ КНИЖНЫЙ ЦЕНТР, 2015г.
  4. Омельченко Л.В., Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Журнал. Логопед 2008г. №4 с. 102-115
  5. Ткаченко Т.А., Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.
  6. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008г.
  7. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004г.
  8. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
  9. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005г.
  10. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5, 2005г.
  11. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. - ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Приложение

  1. Приложение №1 - Диагностический инструментарий по образовательной области «Речевое развитие»
  2. Приложение №2 - Конспект занятия с использованием моделей тема: « Береги свое здоровье».  
  3. Приложение №3 - Консультация для воспитателей: «Синквейн, как метод развития образной речи».
  4. Приложение № 4 - Консультация для родителей: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей ...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделировани...

"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...

Развитие связной речи детей 4-5 лет через применение метода наглядного моделирования. Сказка «Теремок»(открытое занятие)

Открытое занятие. Развитие связной речи детей 4-5 лет   через применение метода наглядного моделирования. Сказка «Теремок»...