Развитие связной речи детей 4-5 лет через применение метода наглядного моделирования. Сказка «Теремок»(открытое занятие)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузьминова Елена Петровна

Открытое занятие. Развитие связной речи детей 4-5 лет  

через применение метода наглядного моделирования.

Сказка «Теремок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие связной речи детей 4-5 лет  

через применение метода наглядного моделирования.

Сказка «Теремок»

Автор конспекта НОД:   Кузьминова Е.П.

Тема:  Развитие связной речи детей 4-5 лет   через применение метода наглядного моделирования. Сказка «Теремок»

Автор конспекта НОД:   Кузьминова Е.П.

Возраст детей:  4-5 лет

Основная образовательная область: Речевое развитие

Цель: создание условий для ознакомления детей с методом наглядного моделирования сказок.

Задачи:  образовательные:

- Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи).

- Учить строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

- Продолжать учить отгадывать загадки.

- Закреплять название цветов (серый, зеленый, оранжевый, синий, белый, коричневый, черный)

развивающие:

- Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

воспитывающие:

- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных

- Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическая культура

Задачи:

- дать представление о построении наглядной модели сказок

- продолжать учить детей отгадывать загадки – описания

- развивать умение последовательно и выразительно пересказывать знакомую сказку с использованием моделей

- развивать монологическую и диалогическую речь

- развивать мышление, воображение

- приобщать детей к истокам русской культуры, фольклору

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

- Развитие интереса и любви к книге. Пополнение литературного багажа детей сказками.

Познавательное развитие -

Закрепление знаний о геометрических фигурах: форма, размер, величина

Физическое развитие

- Выполнение движений в соответствии с текстом

Предварительная работа:

Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, чтение рассказов о животных.

Технологии, используемые в ходе НОД:

1. технология наглядного моделирования

- модели-заместители персонажей

2. технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

- педагогическая поддержка

- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей

3. Здоровьесберегающие технологии

- смена двигательной активности

4. Информационно-коммуникационные технологии

- презентация

Материалы и оборудование

Ноутбук, презентация, сундучок, флешка, книга со сказкой, магнитная доска, раскраски (по количеству детей, геометрические фигуры - заместители персонажей, блоки Дьенеша.

Словесные:

Беседа, разъяснения, поощрение.

Практические:

Выкладывание фигур - заместителей, работа с блоками Дьенеша.

Ход:

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребятки, у нас сегодня будет необычное занятие, на которое пришли гости, они хотят посмотреть, какие вы умницы, как много знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь проходите и садитесь на ковер глазками к экрану, чтобы вам было удобно. Ребята, вы видите на экране картинку. Какие сказки вы там узнаете?

Дети: "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Волк и лиса", "Лиса и заяц".

Воспитатель: Правильно! Вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. И сегодня мы с вами прочитаем сказку.

Воспитатель перелистывает страницы книги.

Воспитатель: Ничего не понимаю! Все страницы пустые, куда исчезли все сказки?

На экране появляется Баба Яга:

- Ха-ха-ха! Это я заколдовала героев сказки, и теперь вы никогда не сможете прочитать ее!

Воспитатель: Ребятки, что же нам делать?

На экране появляется изображение Жар-птицы:

- Здравствуйте! Чем я могу помочь вам?

Воспитатель: Здравствуй, Жар-птица, сказочная царица! Баба Яга заколдовала героев сказки, и мы не можем ее прочитать.

Жар-птица:

- Я помогу вам. Найдите сундучок. В сундучке лежит подсказка. Сможете догадаться, и все вернется, как было. Удачи!

. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы? Только вот как нам попасть в страну сказок?

- А давайте поедем на поезде.

Игровое упражнение «Паровоз»

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колес!

Друг за другом мы пойдем

За вагончиком вагон.

Приезжают в сказку и находят сундучок

Дети вместе с воспитателем находят сундучок. Воспитатель пробует открыть сундучок,но не получается:

- Ребятки, у меня не получается его открыть! Давайте попробуем все вместе сказать волшебные слова и сделать необходимые слова!

Физминутка:

К сказке в гости мы пришли, (шагаем на месте)

Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны)

Справа заглянули, (наклон вправо)

Слева заглянули, (наклон влево)

И присели, и привстали, (сели, встали)

И зайчонком поскакали. (прыжки на месте)

Ручки наши разомнем, (руки в «замочек»)

И замочек отопрем! («замочек» раскрываем)

Воспитатель открывает ларец. В нем лежит конверт, а в нем - геометрические фигуры разного размера и цвета, листочки с загадками. Воспитатель достает геометрические фигуры и выкладывает их на стол и приглашает детей подойти к столу. Дети походят к столу и рассматривают фигуры.

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, во что превратила Баба Яга сказочных героев?

Дети: В геометрические фигуры.

Воспитатель: Скажите, а все фигуры одинаковые?

Дети: Нет. Синий квадрат, желтый треугольник, красный прямоугольник и круги разного цвета и размера.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! В волшебном сундучке лежат еще и загадки! Они помогут нам понять, какая фигура в какого героя сказки превратилась.

Воспитатель читает загадки (на экране появляются отгадки - картинки); а дети по очереди подбирают фигуры,подходящие под описание героя:

• Летом в болоте вы её найдёте.

Зелёная квакушка, кто это? (лягушка)

• Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку (заяц)

• Кто зимой холодный

Ходит злой, голодный? (волк)

• Неуклюжий косолапый

Кто всю зиму сосёт лапу? (медведь)

• Серенький шарик под полом шарит (мышка)

• Хитрая плутовка всех обманет ловко (лиса)

Скажите, ребятки, в какой сказке есть все эти герои?

Дети: "Теремок"!

На экране появляется слайд: все герои сказки "Теремок".

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Мы смогли отгадать нашу сказку! Скажите, а зачем нам нужны другие фигуры, кроме кругов?

Дети: Для того, чтобы построить теремок!

Воспитатель: Отлично! Возьмите каждый по фигуре, садитесь снова на ковер, и теперь мы сможем рассказать нашу сказку все вместе, подходя к магнитной доске и выкладывая по очереди на доске геометрические фигуры с помощью магнитов. Но сначала мы вспомним, как в сказке зовут наших героев. Как звали мышку?

Дети: Норушка.

В.: А лягушку?

Дети. - Квакушка.

В.: А зайчика?

Дети: Побегайчик.

В.: А лисичку?

Дети: Сестричка.

В.: А волка?

Дети: Волчок – серый бочок.

В.: А медведя?

Дети: Косолапый.

Воспитатель: - Молодцы, знаете все имена героев. Итак! Стоит в поле теремок.

(Пересказ сказки детьми с помощью воспитателя и с выкладыванием детьми геометрических фигур на магнитной доске).

Воспитатель: Замечательно! Мы вспомнили сказку "Теремок". Герои сказки построили новый теремок взамен старого, который сломал медведь, чтобы могли все вместе жить в нем. И теперь давайте сядем за столы и каждый выложит из геометрических блоков свой теремок, как и звери.

Воспитатель спрашивает детей, какой у кого получился теремок.

Рефлексия:

Воспитатель: Замечательно! Наше занятие подошло к концу. Скажите, вам понравилось такое занятие? Что понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну, и, конечно, немного устали.

Вы все были молодцы, поэтому я дарю вам раскраски "Теремок".

Говорите нашим гостям "До свидания", и мы возвращаемся в группу.

Дети вместе с воспитателем покидают зал

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего возраста с применением интеллектуальных карт.

Эффективная методика для детей с нарушениями речи,так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование,что способствует развитию словаря, грамматического строя и планир...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц

Мнемотехника -в переводе с греческого  -«искусство запоминания».  Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую послед...