Развитие связной речи детей старшего возраста с применением интеллектуальных карт.
консультация по логопедии по теме
Эффективная методика для детей с нарушениями речи,так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование,что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey.docx | 256.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности. Все дети – гении, а задача педагога – лишь создать оптимальные условия для их развития. Секрет гармоничного развития достаточно прост и заключается в том, чтобы сделать среду ребёнка максимально разнообразной, обеспечив ему переживания для всех органов чувств. Общеизвестно, что вся задняя половина мозга состоит из проводящих сенсорных путей, которые можно разделить в соответствии с пятью органами чувств. Вся информация, полученная ребёнком, поступает в мозг посредством этих проводящих путей, благодаря которым мы видим, слышим, осязаем, ощущаем вкус и запах. Эти пять проводящих путей развиваются только тогда, когда работают. Чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный пути, тем лучше они будут функционировать. Вот почему дети должны рисовать, лепить, читать, изучать языки и т. д. Мозг растёт, когда его тренируют; только тогда он лучше развивается и функционирует. Открытие межполушарной, функциональной асимметрии мозга было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра в физике. Левое и правое полушария головного мозга значительно различаются по своим задачам и имеют особенности взаимодействия. Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, рациональным. Мышление правополушарных детей является наглядно-образным, эмоциональным. Необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. То, что мы воспринимаем, зависит от того, какое из полушарий головного мозга стимулируется. Именно поэтому необходимо гармоничное развитие обоих типов мышления. Общеизвестно, что «примерно до десяти лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу». Следовательно, дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации, но, тем не менее, упор в образовании долгое время делался на левое полушарие. В связи с широким освещением достижений в области нейропедагогики появляются новые методы развития именно творческих способностей детей. Одним из таких эффективных методов творческого развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода, известный психолог Тони Бьюзен, доказывает, что каждый человек наделён чудесной способностью запоминать колоссальное количество информации. Нужно только научиться правильно использовать свою память. Более того, интеллектуальные карты заставляют человека использовать оба полушария. Информация, представленная в виде разноцветных рисунков, оказывается удобной для восприятия правым полушарием. Связи между ними заставляют работать левое полушарие. Постоянное использование данной методики позволит сделать мышление более организованным, чётким, логичным. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется в основном на образы, пространственные структуры). В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определёнными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активны, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, умению работать в коллективе, способствует вниманию, усидчивости. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет три фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том , что наглядно и понятно. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Литература: Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия; Ростов-на-Дону, Феникс, 2010г.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии ;Ростов-на-Дону, Феникс,2011г.
Акименко В.М. Новые логопедические технологии; Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем
Выступление на педсовете для воспитателей....
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формировани...
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок".
Многие умеют говорить.Моя задача: научить детей связному рассказыванию....
Тематический перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи старший возраст.
Лексическаятема Формирование словаря и грамматического строя Связная речь...
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"
Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...