Диагностика развития связной речи у дошкольников: итоги работы с методом наглядного моделирования
методическая разработка (подготовительная группа)

Чижикова Надежда Владимировна

В моей  группе в течение учебного года проводил целенаправленную работу по развитию связной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования. Для оценки эффективности подхода была организована комплексная диагностика, результаты которой подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников.

Цель диагностики

Определить уровень развития связной речи у детей 5–7 лет и оценить результативность применения наглядного моделирования как педагогического инструмента.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сводная таблица: динамика развития связной речи у дошкольников подготовительная гр.№12 " Ромашка" 2024-2025гг.

посредством наглядного моделирования (15 детей)

Воспитатель: Чижикова Н.В.

Условные обозначения:
В — высокий уровень;
С — средний уровень;
Н — низкий уровень.

Таблица 1. Индивидуальные результаты (конец года)

Ф. И. ребёнка

Уровень связной речи (конец года)

1

Иванов А.

В

2

Петрова М.

С

3

Сидоров Д.

Н

4

Козлова Е.

В

5

Морозов К.

С

6

Волкова А.

В

7

Лебедев П.

Н

8

Никитина С.

В

9

Орлов И.

С

10

Зайцева Т.

В

11

Васильев Р.

Н

12

Смирнова Л.

С

13

Андреев Д.

В

14

Михайлова О.

С

15

Фёдоров Н.

Н

Таблица 2. Итоговые данные в процентах (конец года)

Расчёт: % уровня = (количество детей с уровнем / 15) × 100%
Округляем до одного знака после запятой.

Уровень развития связной речи

Кол-во детей

%

Высокий (В)

6

40,0%

Средний (С)

5

33,3%

Низкий (Н)

4

26,7%

Таблица 3. Сравнительная динамика: начало и  конец года (в %)

Период

Высокий (В)

Средний (С)

Низкий (Н)

Начало года

0,0%

33,3%

66,7%

Конец года

40,0%

33,3%

26,7%

Пояснения к таблице

Критерии оценки уровней:

Высокий (В): ребёнок самостоятельно строит развёрнутые предложения, использует сложные грамматические конструкции, логично излагает мысли, применяет средства наглядного моделирования (схемы, мнемотаблицы) без помощи взрослого.

Средний (С): строит связные высказывания с частичной помощью, допускает ошибки в грамматике/последовательности, использует модели по подсказке педагога.

Низкий (Н): речь фрагментарна, предложения простые/незавершённые, не использует наглядные опоры, нуждается в постоянной поддержке.

Методика диагностики:

  • задания на составление рассказов по серии картинок/схемам;
  • пересказ текстов с опорой на мнемотаблицы;
  • описание предметов/событий с использованием графических моделей;
  • наблюдение за речью в свободной деятельности.

Ключевые изменения за год:

Рост высокого уровня с 0% до 40% — дети освоили приёмы наглядного моделирования и применяют их самостоятельно.

Снижение низкого уровня с 66,7% до 26,7% — сокращение более чем в 2,5 раза.

Стабильность среднего уровня (33,3%) — группа требует дальнейшей индивидуализации работы.

Факторы успеха:

систематическое использование мнемотаблиц, схем предложений, карточек-подсказок;

интеграция наглядного моделирования в занятия по развитию речи, познавательному развитию, игровой деятельности;

вовлечение родителей в работу с домашними наборами моделей.

Выводы и рекомендации

Итоги:

Наглядное моделирование доказало эффективность как инструмент развития связной речи.

66,7% детей достигли высокого или среднего уровня, что свидетельствует о положительной динамике.

Приоритеты на следующий период:

  • углублённая работа с детьми на низком уровне (индивидульные маршруты);
  • расширение арсенала наглядных моделей (3D-схемы, интерактивные доски);
  • тренинги для родителей по использованию моделирования дома.

Практические инструменты:

  • мнемотаблицы для пересказов;
  • схемы построения предложений («Кто? Что делает? Где?»);
  • карточки-символы для описания признаков предметов;
  • игровые наборы для составления историй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделированияВоспитатель:  Дронина Наталья АлександровнаДети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отлич...

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной ...

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Развитие связхной речи у дошкольников методом наглядного моделирования....

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Рассматривается современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования познавательной деятельности ...