«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников»
статья
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему:
«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников»
Составлено: Щуцкой Г.А. воспитателем
высшей квалификационной категории
МДОБУ № 4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи.
По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со
сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка,
его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно
выражать ее.
Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой
Родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального
развития ребенка.
Таким образом, связная речь – это развернутое изложение
определенного содержания, которое осуществляется логично,
последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
С целью повышения эффективности проводимой работы по речевому
развитию, я активно использую метод наглядного моделирования.
Именно практика и поиск новых путей повышения результативности
работы, позволили мне определить этот метод в качестве
эффективного средства развития речи дошкольников
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображение, каким -либо условным знаком.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные обозначения
- контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания.
Всё это повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи дошкольников.
Большое внимание уделяю развитию связной речи, а именно – монологической речи. Так как, работая с детьми, столкнулась с тем, что большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Дидактическим материалом в работе по развитию связной речи служат модели, мнемотаблицы, пиктограммы.
Прием наглядного моделирования я использую как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы,
заучивание стихов и обучение составлению рассказов), так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.
Работу с использованием карт-схем и символов мы начинаем с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы и т.д.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка”, "Колобок” и т.п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки мы используем наглядные модели. Сначала дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. На первых этапах в качестве элементов модели мы использовали картинки с изображением персонажей сказки, а затем заменили их символами-заместителями (силуэтными изображениями)
Эффективность проводимой мной работы подтверждают следующие результаты:
1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
6. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
Вашему вниманию видеоматериал: Описание игрушки и разучивание стихотворения по мнемотаблице
Приложение (видеоматериал, презентация) прилагается
Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми.
Данная работа заключается в просвещении родителей о методе моделирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше мы будем развивать речь, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как именно речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Метод наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников
Наглядное моделирование...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...

«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников»
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким -либо условным знаком.В ходе использования приема наглядного моделир...
