«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников»
презентация

Щуцкая Галина Алексеевна

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким -либо условным знаком.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников» Подготовила: Щуцкая Г.А. воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ№ 4 «Лукоморье» г.Соль-Илецка

Слайд 2

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.» К.Д.Ушинский

Слайд 3

Задачи: В связи с требованиями ФГОС. 1. Создать условия для расширения представлений об окружающем мире, явлениях действительности. 2. Создать условия для активизации словарного запаса детей и совершенствования диалогической и монологической речи. 3. Побуждать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки. 4. Способствовать развитию наглядно-образного и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Слайд 4

Актуальность Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Воспроизведение текстовых материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, используемые слова однозначны, язык невыразителен.

Слайд 6

Моделирование Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Слайд 7

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 8

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок

Слайд 9

РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН Смышленый ёжик и дождик. Жил-был ёжик. Однажды он захотел погулять с друзьями. Внезапно начался дождь, до друзей было еще далеко идти и ёжик решил переждать дождь под большим листом. Долго он сидел, а дождь так и не прекращался, грустно стало ёжику и тут в голову ему пришла интересная идея- зашить облака. Он взял нитки и иглу ,встал на холм и зашил облака. Ёжик был удивлён, что дождь перестал капать. Облака рассеялись и появилось яркое, лучистое солнышко. Ёжик очень обрадовался и пошел к друзьям. Настя Ч.

Слайд 10

«Домашние животные» «Дикие животные» «Деревья» «Овощи фрукты»

Слайд 11

Серия картин «Семья»

Слайд 12

Заучивание стихотворения Листопад (для детей подготовительной группы) Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Слайд 13

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Слайд 14

Мнемотаблицы сказок

Слайд 15

Первый этап. Вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап. Этот этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

Слайд 16

Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное воспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением, как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметов разнозначными предметами. Сказка «Крылатый, махнатый да масляный» Сказка «Кот, петух и лиса»

Слайд 17

Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТЫ: Эффективностью проведенной работы являются следующие результаты: 1. Дети становятся более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы. 2. Умеют проявлять творческую активность, самостоятельность. 3. Умеют обследовать предметы, выделять их основные признаки. 4. Умеют составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года. 5. У детей улучшается память, внимание становится более устойчивым.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

   В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...

«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она являет...