Главные вкладки

    Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

    К. Д. Ушинский

    В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неумение планировать речевое высказывание. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Стоит  отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.

    Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

    В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, разработанные Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко и др.). Вместе с тем опыт  работы  показывает широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, которое осуществляется учителем-логопедом.

    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большова Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления описательного рассказа.

    Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.

    К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

    Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

    Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

    Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

    Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному.

    Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

    1325103599_295275732_1--140--.jpg

    Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.

    Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

    Заучивание стихов

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Логопед выразительно читает стихотворение.
    2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
    4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
    5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
    6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    Хитрый ёж

    Хитрый ежик-чудачок

    Сшил колючий пиджачок,

    Весь в иголках, без застежек.

    На иглу нацепит ежик

    Грушу, сливу – всякий плод,

    Что под деревом найдет,

    И с подарочком богатым

    Поспешит к своим ежатам

      П. Воронько

    C:\Documents and Settings\Эльмар\Рабочий стол\Проект Япония\Gar11.gif

    Работа над мнемозагадками

    Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

    Мнемозагадка «Джинсы»

    Они бывают голубого, черного или темно синего цвета. Они сшиты из джинса. У них есть пояс и штанины. Их носят круглый год: и осенью, и зимой, и весной, и летом. Их носят и девочки, и мальчики.

    C:\Documents and Settings\Эльмар\Рабочий стол\Проект Япония\Gar12.gif

    Составление рассказа-описания «Весна»

    C:\Documents and Settings\Эльмар\Рабочий стол\Проект Япония\img11.jpg

    1. Перекодирование информации по данной таблице.

    Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

    Работа над пословицами, поговорками

    В конце своего выступления предлагаю вам мнемотаблицу к пословице.

    Угадайте к какой?

    C:\Documents and Settings\Эльмар\Рабочий стол\Проект Япония\Gar14.gif

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

    2. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.

    3. Борисенко М. Т., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. СПб 2006.

    4. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятй по сказкам с детьми 5-6 лет СПб Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

    5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

    6. Барсуковой Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

    Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"

    Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...

    Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

    В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

    Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечива...

    Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

    МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...