Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
презентация по развитию речи

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

Воспитатель

МКДОУ ЦРР Д/С №27 «Теремок»

Карвенова А.Д.

Элиста, 2019

«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету».
                                                                                       
                                        К.Д. Ушинский (СЛАЙД 2)

Не случайно именно эту цитату К.Д.Ушинского я взяла в качестве эпиграфа  к своей работе. (СЛАЙД 3)Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». (СЛАЙД 4)

Педагогу, работая с детьми в данном направлении и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ– наглядно-практический метод обучения, основанный на принципе замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Взяв в основу исследования великих педагогов, осознав эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами,  изменяя и совершенствуя их, я начала использовать приёмы моделирования в работе по развитию речи  детей. (СЛАЙД 5)

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада. Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т.е. говорить связно.

АКТУАЛЬНОСТЬ

1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес , помогает решить эту проблему и облегчает детям овладеть связной речью.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики.

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания. (СЛАЙД 6)

Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Обучать детей правильному звукопроизношению.

5. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. (СЛАЙД 7)

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования – заместители, пиктограммы, мнемотаблицы. (СЛАЙД 8)

ЗАМЕСТИТЕЛИ

 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Например, светлые оттенки означают доброго героя, темные – злого. (СЛАЙД 9)

ПИКТОГРАММЫ

это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде.

Изображение должно быть графическим без прорисовки конкретных деталей, но отображающее особенный признак, присущий именно этому предмету. 

История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами.  На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать. 

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть. (СЛАЙД 10)

слова-предметы: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

(СЛАЙД 11)Очень широко используются пиктограммы для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок. Использование пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.

Работа с пиктограммами строится по следующему алгоритму:

  • - прочитать стихотворение или загадку вслух;
  • - выделить в каждой строке ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;
  • - прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;

- рассказать стихотворение или загадку с помощью пиктограммы. Данный способ работы поможет обогатить процесс запоминания, заучивания, осмысления и развития речи ребенка.

 (СЛАЙД 12)

Давайте прочитаем по пиктограмме стихотворение А.Барто «Воробей» (СЛАЙД 13)

Для изучения предлогов также можно использовать пиктограммы. Для создания пиктограмм к предлогам за основу возьмем квадрат. Местоположение точки подсказывает, какой предлог используется. (СЛАЙД 14)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В  мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я рекомендую использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

 рассматривание таблицы;

– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из   символов в образы;

– воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление рассказа…) (СЛАЙД 15)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказ текстов;

– составление описательных рассказов.

Давайте попробуем отгадать сказки по мнемотаблицам. (СЛАЙД 16)

Заюшкина избушка, Петушок и бобовое зернышко (СЛАЙД 17), Жихарка (СЛАЙД 18), Маша и медведь (СЛАЙД 19), Волк и семеро козлят (СЛАЙД 20), Крошечка-хаврошечка (СЛАЙД 21), Лисичка со скалочкой (СЛАЙД 22).

(СЛАЙД 23)Заучивание чистоговорок, потешек.

Две лягушки, две подружки, пили чай и ели плюшки.

Шел я, шел, мешок нашел,

А в мешке том шишки,

Вам привет от мишки.

У мышки – мышата, у кошки – котята,

У ерша – ершата, у лягушки – лягушата.

(СЛАЙД 24)Давайте отгадаем всем известную потешку:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

(СЛАЙД 25)Также мнемотаблицы эффективны для заучивания и отгадывания загадок.

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

Само с кулачок, круглый бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко)

Круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, с хвостом, а не мышь. (Репка)

(СЛАЙД 26)Мнемотаблицы также можно использовать для составления описательных рассказов.

Примеры мнемотаблиц:

-для описания профессий(СЛАЙД 26);

-для описания диких животных(СЛАЙД 26);

-для описания овощей (фруктов) (СЛАЙД 27);

(СЛАЙД 28)

Результаты 

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2022г)

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.     Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего...

Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2020-2023г). Обобщение опыта.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...

план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.

. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;-...

Методическая разработка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования ус...