Главные вкладки

    Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
    презентация по развитию речи

    МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС
    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

    Воспитатель

    МКДОУ ЦРР Д/С №27 «Теремок»

    Карвенова А.Д.

    Элиста, 2019

    «Учите ребёнка каким-нибудь
    неизвестным ему словам –
    он будет долго и напрасно мучиться,
    но свяжите двадцать таких слов
    с картинками и он их усвоит на лету».
                                                                                           
                                            К.Д. Ушинский (СЛАЙД 2)

    Не случайно именно эту цитату К.Д.Ушинского я взяла в качестве эпиграфа  к своей работе. (СЛАЙД 3)Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». (СЛАЙД 4)

    Педагогу, работая с детьми в данном направлении и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

    НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ– наглядно-практический метод обучения, основанный на принципе замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

    Взяв в основу исследования великих педагогов, осознав эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами,  изменяя и совершенствуя их, я начала использовать приёмы моделирования в работе по развитию речи  детей. (СЛАЙД 5)

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада. Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т.е. говорить связно.

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес , помогает решить эту проблему и облегчает детям овладеть связной речью.

    2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики.

    3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания. (СЛАЙД 6)

    Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи:

    1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

    2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

    4. Обучать детей правильному звукопроизношению.

    5. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. (СЛАЙД 7)

    На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования – заместители, пиктограммы, мнемотаблицы. (СЛАЙД 8)

    ЗАМЕСТИТЕЛИ

     В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п.

    На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Например, светлые оттенки означают доброго героя, темные – злого. (СЛАЙД 9)

    ПИКТОГРАММЫ

    это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде.

    Изображение должно быть графическим без прорисовки конкретных деталей, но отображающее особенный признак, присущий именно этому предмету. 

    История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами.  На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать. 

    Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть. (СЛАЙД 10)

    слова-предметы: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

    слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

    (СЛАЙД 11)Очень широко используются пиктограммы для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок. Использование пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.

    Работа с пиктограммами строится по следующему алгоритму:

    • - прочитать стихотворение или загадку вслух;
    • - выделить в каждой строке ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;
    • - прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;

    - рассказать стихотворение или загадку с помощью пиктограммы. Данный способ работы поможет обогатить процесс запоминания, заучивания, осмысления и развития речи ребенка.

     (СЛАЙД 12)

    Давайте прочитаем по пиктограмме стихотворение А.Барто «Воробей» (СЛАЙД 13)

    Для изучения предлогов также можно использовать пиктограммы. Для создания пиктограмм к предлогам за основу возьмем квадрат. Местоположение точки подсказывает, какой предлог используется. (СЛАЙД 14)

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В  мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я рекомендую использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

    Последовательность работы с мнемотаблицами:

     рассматривание таблицы;

    – перекодирование информации, преобразование предложенного материала из   символов в образы;

    – воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление рассказа…) (СЛАЙД 15)

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

    – заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

    – пересказ текстов;

    – составление описательных рассказов.

    Давайте попробуем отгадать сказки по мнемотаблицам. (СЛАЙД 16)

    Заюшкина избушка, Петушок и бобовое зернышко (СЛАЙД 17), Жихарка (СЛАЙД 18), Маша и медведь (СЛАЙД 19), Волк и семеро козлят (СЛАЙД 20), Крошечка-хаврошечка (СЛАЙД 21), Лисичка со скалочкой (СЛАЙД 22).

    (СЛАЙД 23)Заучивание чистоговорок, потешек.

    Две лягушки, две подружки, пили чай и ели плюшки.

    Шел я, шел, мешок нашел,

    А в мешке том шишки,

    Вам привет от мишки.

    У мышки – мышата, у кошки – котята,

    У ерша – ершата, у лягушки – лягушата.

    (СЛАЙД 24)Давайте отгадаем всем известную потешку:

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок!

    (СЛАЙД 25)Также мнемотаблицы эффективны для заучивания и отгадывания загадок.

    Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

    Само с кулачок, круглый бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко)

    Круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, с хвостом, а не мышь. (Репка)

    (СЛАЙД 26)Мнемотаблицы также можно использовать для составления описательных рассказов.

    Примеры мнемотаблиц:

    -для описания профессий(СЛАЙД 26);

    -для описания диких животных(СЛАЙД 26);

    -для описания овощей (фруктов) (СЛАЙД 27);

    (СЛАЙД 28)

    Результаты 

    - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    - словарный запас выходит на более высокий уровень;

    - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

    Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

    Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

    Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

    Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

    В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

    Мастер - класс «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Актуальность мастер-класса  заключается в  повышении  уровня профессиональной компетенции его участников в вопросах развития исследовательских способностей и познавательной активности д...