Главные вкладки
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
презентация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.94 КБ |
![]() | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
Воспитатель
МКДОУ ЦРР Д/С №27 «Теремок»
Карвенова А.Д.
Элиста, 2019
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский (СЛАЙД 2)
Не случайно именно эту цитату К.Д.Ушинского я взяла в качестве эпиграфа к своей работе. (СЛАЙД 3)Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». (СЛАЙД 4)
Педагогу, работая с детьми в данном направлении и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ– наглядно-практический метод обучения, основанный на принципе замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Взяв в основу исследования великих педагогов, осознав эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, изменяя и совершенствуя их, я начала использовать приёмы моделирования в работе по развитию речи детей. (СЛАЙД 5)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада. Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т.е. говорить связно.
АКТУАЛЬНОСТЬ
1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес , помогает решить эту проблему и облегчает детям овладеть связной речью.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики.
3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания. (СЛАЙД 6)
Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Обучать детей правильному звукопроизношению.
5. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. (СЛАЙД 7)
На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования – заместители, пиктограммы, мнемотаблицы. (СЛАЙД 8)
ЗАМЕСТИТЕЛИ
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Например, светлые оттенки означают доброго героя, темные – злого. (СЛАЙД 9)
ПИКТОГРАММЫ
это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде.
Изображение должно быть графическим без прорисовки конкретных деталей, но отображающее особенный признак, присущий именно этому предмету.
История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.
Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть. (СЛАЙД 10)
слова-предметы: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;
слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;
(СЛАЙД 11)Очень широко используются пиктограммы для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок. Использование пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работа с пиктограммами строится по следующему алгоритму:
- - прочитать стихотворение или загадку вслух;
- - выделить в каждой строке ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;
- - прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;
- рассказать стихотворение или загадку с помощью пиктограммы. Данный способ работы поможет обогатить процесс запоминания, заучивания, осмысления и развития речи ребенка.
(СЛАЙД 12)
Давайте прочитаем по пиктограмме стихотворение А.Барто «Воробей» (СЛАЙД 13)
Для изучения предлогов также можно использовать пиктограммы. Для создания пиктограмм к предлогам за основу возьмем квадрат. Местоположение точки подсказывает, какой предлог используется. (СЛАЙД 14)
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я рекомендую использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление рассказа…) (СЛАЙД 15)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:
– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказ текстов;
– составление описательных рассказов.
Давайте попробуем отгадать сказки по мнемотаблицам. (СЛАЙД 16)
Заюшкина избушка, Петушок и бобовое зернышко (СЛАЙД 17), Жихарка (СЛАЙД 18), Маша и медведь (СЛАЙД 19), Волк и семеро козлят (СЛАЙД 20), Крошечка-хаврошечка (СЛАЙД 21), Лисичка со скалочкой (СЛАЙД 22).
(СЛАЙД 23)Заучивание чистоговорок, потешек.
Две лягушки, две подружки, пили чай и ели плюшки.
Шел я, шел, мешок нашел,
А в мешке том шишки,
Вам привет от мишки.
У мышки – мышата, у кошки – котята,
У ерша – ершата, у лягушки – лягушата.
(СЛАЙД 24)Давайте отгадаем всем известную потешку:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
(СЛАЙД 25)Также мнемотаблицы эффективны для заучивания и отгадывания загадок.
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
Само с кулачок, круглый бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко)
Круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, с хвостом, а не мышь. (Репка)
(СЛАЙД 26)Мнемотаблицы также можно использовать для составления описательных рассказов.
Примеры мнемотаблиц:
-для описания профессий(СЛАЙД 26);
-для описания диких животных(СЛАЙД 26);
-для описания овощей (фруктов) (СЛАЙД 27);
(СЛАЙД 28)
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...
Развите связной речи у детей посредством театрализации...

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Актуальность мастер-класса заключается в повышении уровня профессиональной компетенции его участников в вопросах развития исследовательских способностей и познавательной активности д...