Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
методическая разработка
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.ppt | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский
Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
АКТУАЛЬНОСТЬ Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ пересказ; составление рассказов по картине; описательный рассказ; творческий рассказ.
МНЕМОТЕХНИКА система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации
Мнемотехника
Как составлять мнемотаблицы разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты); разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа); изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные); слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).
Стихотворение
Загадка ?
Скороговорка
Сказки
Составление описательного рассказа
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Свойства интеллект-карт ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАГЛЯДНОСТЬ ЗАПОМИНАЕМОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕСМОТРА
Закрепление и обобщение материала
Развитие связной речи
Карты созданные детьми
Рекомендации по применению интеллект- карт задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей; экспериментируйте
КАРТЫ ПРОППА 1.Формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев; 2. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь; 3. Карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету
Этапы работы Знакомство детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка) (средний возраст). Подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции (средний возраст). Знакомство с обозначениями карт Проппа (старшая группа). Пересказ детьми сказки, с опорой на карты Проппа (старшая группа ). Сочинение детьми сказки с опорой на схематические изображения(подготовительная группа) .
Подведение итогов. Рефлексия Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!