Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Попова Алиса Ильинична

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. 

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.

Педагогический проект реализовывался 2011-2012 учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.

 Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования:

На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели.

На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели.

На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план.[5]

Основная задача при формировании способности к моделированию - расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития. По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход её в заместитель. Элементами модели – заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется педагогом, затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому пересказу.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [3]

Мониторинг развития связной речи и умения использовать разного рода заместители детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  проводилось в МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Министерства Чувашии в сентябре 2011 года. В обследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с заключениями ГПМПК «ОНР, III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом на резидуально-органическом фоне». Для выявления умения использовать разного рода заместители нами использованы игры, предложенные Т.А.Ткаченко[8], а для исследования связной речи была использована методика, предложенная В.П.Глуховым[2].

 Цель обследования – определение уровня развития связной речи и  способности к наглядному замещению у дошкольников с ОНР.

Задачи:

  1. Выбор и модификация методики исследования связной речи и  способности к замещению, наглядному моделированию у детей с ОНР.
  2. Выявление уровня сформированности к замещению и наглядному моделированию у детей с ОНР.
  3. Определение возможностей построения связного высказывания с опорой и без опоры на наглядность.
  4. Количественная и качественная обработка результатов, полученных в  ходе эксперимента.

В ходе проведения игровых упражнений мы выявили, что детям трудно выполнять задания на замещение и наглядное моделирование. Дошкольникам трудно соотносить реальные предметы и их символы, они не могут выделить основные качества заместителя – образность, краткость, обобщенность.

Полученные данные позволили выявить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования. Уровень успешности развития связной речи был выведен путем суммирования баллов за каждое задание.

Сопоставляя процентное соотношение старших дошкольников с общим недоразвитием речи по уровням успешности выполнения заданий методик, можно сделать вывод, что достаточного (высокого) уровня успешности не удалось достигнуть ни одному дошкольнику, удовлетворительного (среднего) уровня достигли 50% обследованных детей, проблемного (низкого) – 50% дошкольников.

Качественный анализ полученных экспериментальных данных показал, что дети с ОНР III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, предметов и их частей.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются значительные отставания в формировании связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми и трудности в замещении и наглядном моделировании. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с системной речевой патологией и способности к замещению и наглядному моделированию, а также работы по развитию умственных способностей у дошкольников с системной речевой патологией.

Проведенная работа  по изучению состояния связной речи и способности к замещению и наглядному моделированию показала, что у детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Исследования показали ограниченность словарного запаса, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, их качественные характеристики. Правильно понимая логическую связь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание для детей с ОНР мало доступен, обычно он подменяется отдельным перечислением предметов и их частей.

Конечный анализ результатов по следам коррекционно-образовательной работы был проведен в марте 2012 года. В эксперименте участвовали дети контрольной и экспериментальной групп.

Осуществив всю намеченную работу, и мы, и родители, ощутили значительную динамику в развитии связной речи и умения использовать разного рода заместители у детей. Для того чтобы убедиться, что выбранная работа действительно эффективна и результативна, мы провели контрольное обследование.

Обследование проводилось по методикам, идентичным методикам констатирующего эксперимента.

Анализ результатов после формирующего эксперимента по исследованию связной речи и способности к замещению, наглядному моделированию старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы показал, что у них произошла положительная динамика. Улучшились следующие показатели: составление предложений по картине – на 30%, составление предложений по трем картинкам – на 40%, пересказ сказки – на 20%, составление рассказа по серии картин – на 45%, составление описательного рассказа – на 15%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 40%, в игре «Предмет и имя» - на 50%.

 Сравнительные результаты исследования связной речи дошкольников контрольной группы в конце коррекционного обучения дали не столь успешные результаты. Например: составление предложений по картине – на 20%,  составление предложений по трем картинкам – на 20%, пересказ сказки –  на 25%, составление рассказа по серии картин – на 15%, составление описательного рассказа – на 5%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 15%, в игре «Предмет и имя» - на 25%.

В ходе проведения коррекционно-образовательной работы были получены следующие данные: в экспериментальной группе значительно улучшилось качество пересказов детей и способности к замещению и наглядному моделированию. Например, при пересказе детей с опорой на наглядность (картинки) детей с проблемным уровнем  нет, количество детей с удовлетворительным  увеличилось до 40% (2 детей), а количество детей с достаточным уровнем увеличилось на 60% (3 детей).

Изменились результаты и в заданиях на замещение и наглядное моделирование. Вот в игре «Найдем спрятанные слова» детей с минимальным (низким)  уровнем нет, процент улучшения составляет 20% (1 ребенок), детей с проблемным уровнем тоже нет, процент улучшения – 80% (4 детей), а удовлетворительный уровень увеличился на 60% (3 детей), с достаточным  уровнем выросло до 40% (2 детей).

Количественные изменения произошли и в игре «Предмет и имя». Детей с минимальным и проблемным уровнями в контрольном эксперименте нет, количество детей со удовлетворительным уровнем увеличилось до 80% (4 детей), с достаточным уровнем -  на 20% (1 ребенок).

Средний стартовый процент успешности при проведении констатирующего среза в экспериментальной и контрольной группах составил – 52%.

Среднегрупповой результат успешности в конце учебного года, после осуществления коррекционно-педагогического воздействия в ходе коррекционно-образовательной работы, в экспериментальной группе составил 84%, а в контрольной – 68%.

Таким образом, эффективность проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе составила  32%, а в контрольной –    16%, что в два раза ниже, чем в экспериментальной группе.

Проведенная коррекционная работа по развитию связной речи средствами наглядного моделирования была эффективной. Метод моделирования при систематизации даёт ощутимые положительные результаты:  положительно влияет на развитие умения рассказывать, обогащает словарный запас ребёнка; улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязи составных частей объекта, явления (в ознакомлении с окружающим); повышает уровень воображения, наблюдательность ребёнка, даёт ему возможность заметить особенности персонажей и окружающего мира; формирует цельное представление.

В ходе изучения метода моделирования в процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено, что все формы моделирования активизируют познавательную деятельность детей с системной речевой патологией.

Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2009. (Высшая школа).
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М.: Ювента,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделировани...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему                                          ...