Главные вкладки

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Косолапова Татьяна Александровна

    В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kosolapovanaglyadnoe_modelirovanie.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Косолапова Т.А.

    воспитатель

    МБУ детский сад № 200

    «Волшебный башмачок»

    Г. Тольятти, Российская  Федерация 

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи

    детей старшего дошкольного возраста.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 г., определил направления развития и образования детей, а также целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Так, целевыми ориентирами в речевом развитии являются достаточно хорошее владение устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, умение строить речевое высказывание.

             Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сделать определенные выводы о процессе становления связной речи у дошкольников, а именно: большинство детей активно делятся своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

            В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием наглядного моделирования, который позволяет планировать связное высказывание.

    Использование данного приема дает возможность:

    • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
    • развития децентрации (умение менять «точку отсчета»);
    • развития замыслов – идей будущего проекта.

    В процессе обучения связной описательной речи  моделирование служит средством планирования высказывания. Прием  наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине или серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Основой метода наглядного моделирования является знакомство детей с графическим способом представления информации – моделью. В качестве условных заместителей применяются символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения; контрастная рамка, как прием фрагментарного рассказывания и др.

    Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Развитие навыков пересказа предполагает формирование следующих умений: обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями; передавать события при помощи символа-заместителя (предметное моделирование); передавать последовательность эпизодов в соответствии с расположением заместителей. Начинать следует с рассказывания  знакомых коротких сказок («Теремок», «Колобок» и др.), постепенно выставляя символы-заместители героев сказки. Очень важно добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

    Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, т.е. составить начало рассказа и последствия ситуации – конец рассказа. На практике составленные детьми рассказы – это простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Для преодоления этих недостатков и формирования навыков рассказывания по картине можно отметить несколько этапов:

    • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
    • определение взаимосвязи между ними;
    • объединение фрагментов в единый сюжет.

    Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или в сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.д., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

    Особым видом связного высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно труден для детей, т.к. в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы, которые носят статичный характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Здесь работа состоит из нескольких этапов:

    • выделение значимых объектов картины;
    • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
    • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
    • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

    Для активизации творческого мышления дошкольников при составлении рассказа по картине можно использовать прием наглядного моделирования – фрагментарное рассказывание. Картина делится условно на части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Вариативность рассказов достигается за счет выбора детьми цвета первого прямоугольника.

    Использование речевой формы – сравнительное описание предметов – также дает положительный результат. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе ознакомления  с объектами. Элементами модели описательного рассказа могут служить символы – заместители  качественных характеристик объекта: принадлежность к родовому понятию (птицы, рыбы); величина (большая, маленькая); цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых объектов); как используется (какую пользу приносит).

    Наиболее сложным для дошкольников является составление творческого рассказа, и часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенком перед построением творческого связного рассказа.

    Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели предлагаются силуэты животных, людей, растений и т.д. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения задают определенный обобщенный образ. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами.

    Прием наглядного моделирования позволяет повысить эффективность развития связной речи дошкольников. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью наглядного моделирования,  дети учатся планировать свою речь.

    Список использованной литературы.

    1. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятй по сказкам с детьми 5-6 лет СПб Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание, №6, 2004 г.
    2. Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г.
    3. Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника / Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

    МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

    Моделирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникат...

    Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

    Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» 2019 – 2020 гг

    laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

    «Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

    laquo;Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»....

    Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

    -Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...