Консультация "Речевые игры на развитие внимания".
консультация по коррекционной педагогике

Галина Владимировна Пятакова

Консультация "Речевые игры на развитие внимания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevye_igry_na_razvitie_vnimaniya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Речевые игры на развитие внимания».

     Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания.

   Когда -  то у Л. Н. Толстого хотели узнать секрет, как удалось ему сделать своих детей такими воспитанными, и великий писатель ответил: « Всё очень просто: до пяти лет я учил их говорить, а после пяти молчать и слушать.

   Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях, а внимательным к собеседнику – во всех.

   О цепком непроизвольном внимании малышей ходят легенды. Обычно родители возмущенно – восторженно рассказывают: «Это же надо! Когда он только успел заметить, куда мы от него инструменты спрятали? Ведь нашёл!» или «Один раз произнесли при нём это слово!»      Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают.

   Установлено, что произвольное внимание дошкольников во многом зависит от интереса, любознательности.

    За вниманием последует запоминание, если обучающий процесс был радостным, активным вызвал положительные эмоции.

   Предлагаю Вам речевые игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти и умения давать словесное описание действий и предметов.

Для детей 4 – 5 лет.        

Игра «Что услышал: угадай и расскажи».

   Водящему завязывают глаза, в это время кто-то из детей делает что либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки, вилки, переносит стулья и т.д.

Задача водящего – по звукам понять, что делали дети, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.

   Игра повторяется с другим водящим, при этом меняются предметы, дополняют и действия, но все действия должны быть угадываемыми, т.е. уже когда-то зафиксированными в памяти.

Игра «Кто внимательный ?»

Предложите ребёнку закрыть глаза и ответить на вопросы:

  • Сколько окон в нашей комнате?
  • Кто у нас голубоглазый?
  • Кто русый? Блондин?
  • У кого длинные волосы?
  • У кого короткие?
  • У кого косичка?
  • Кто сегодня с белым бантом?
  • У кого ремень? И т.д.
  • Кто сегодня в голубом? Белом? В горошек? В полосатом? С кармашками? И т.д.

Для детей 5-6 лет.

Игра «Кто назовёт больше?»

  1. Назовите все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в группе.
  2. Назови предметы, которые можно катать (переставлять, двигать и т.д.)

Игра «Закончи слово»

   Дети садятся  в круг на ковре и бросают друг другу мяч. Бросающий говорит половину какого – то слова, ловящий называет вторую половинку: например, теле-фон, теле-визор, теле-грамма, теле-граф, теле-жка и т.д.,  кар-тошка, кар-тина, кар-андаш и т.д.

   Выходит из  игры тот, кто не может назвать вторую половинку. В этой игре проверяют память, словарный запас, поэтому играют не все дети, а только те у кого хорошо развита речь

Игра «Я начну, а ты продолжи».

   Все дети сидят по кругу, педагог передаёт по цепочке предмет, и каждый говорит о нём какую-нибудь фразу. Дети  повторяют фразы предыдущих, а затем добавляют свою.

Например: «Это шарфик», -  говорит первый.

 «Это шарфик. Он связан из шерсти» - говорит второй.

«Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» и так до последнего участника, который должен воспроизвести фразы 6 – 7 детей.

Для детей 6  - 7 лет.

Игра «Сочинители».

   Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всём на свете», но говорят по одному слову друг за другом.

Например:

1-й ребёнок: Однажды

2-й ребёнок: Грузовик

1-й ребёнок:  Поехал

2-й ребёнок: Покататься и т.д.

Игра «Из чего сделан предмет?»

Эта игра поможет детям научиться преобразовывать прилагательные от существительных.

«Стакан сделан из стекла, как сказать стакан какой?    - стеклянный»

Кофта из шерсти? – шерстяная кофта,

Куртка из меха?  - меховая куртка,

Шкаф из дерева? – деревянный шкаф.

   Особого внимания требует от детей слушание текстов художественной литературы.

Начиная со среднего возраста используют такой приём привлечения внимания к тексту, когда описываемая в сказке или рассказе вещь появляется перед  глазами детей.

   Например, колечко, варежка, ложка. Вещь можно потрогать, посмотреть; о ней можно поговорить, составить загадку, спросить из какой она сказки, рассказа эта вещь. Получается игра «Угадай- ка».

Речевые игры для развития внимания:

Для детей 4 – 5 лет.

Игра «Что услышал: угадай и расскажи».

   Водящему завязывают глаза, в это время кто-то из детей делает что либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки, вилки, переносит стулья и т.д.

Задача водящего – по звукам понять, что делали дети, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.

   Игра повторяется с другим водящим, при этом меняются предметы, дополняют и действия, но все действия должны быть угадываемыми, т.е. уже когда-то зафиксированными в памяти.

Игра «Кто внимательный»

Предложите ребёнку закрыть глаза и ответить на вопросы:

  • Сколько окон в нашей комнате?
  • Кто у нас голубоглазый?
  • Кто русый? Блондин?
  • У кого длинные волосы?
  • У кого короткие?
  • У кого косичка?
  • Кто сегодня с белым бантом?
  • У кого ремень? И т.д.
  • Кто сегодня в голубом? Белом? В горошек? В полосатом? С кармашками? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание. Игры на развитие внимания.

Что такое внимание, его виды, а, главное, как  и какими играми его можно развить описано в статье....

Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объек...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....