«Преемственность содержания дошкольного и начального образования детей с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Музулькова Ирина Викторовна

План работы с детьми по разным направлениям в реализации образовательных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Преемственность содержания
дошкольного и начального образования детей с ОВЗ»

  1. План работы с детьми по разным направлениям в реализации образовательных задач.

№ п/п

Направления работы

Последовательность работы с детьми (алгоритм)

Составление рассказа по предметной картинке

I. Подготовительная работа:

1. Припоминания по теме картинки.

2.Отгадывание предмета по схеме.

3.Прочтение загадки по теме.

4 Лексико-грамматические упражнения по теме

II. Усвоение содержания :

- репродуктивные и поисковые вопросы детей

-проблемные вопросы логопеда

- ответы на вопросы логопеда

III. Рассматривание предмета на картинке.

-выделение  качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета и т.д.);

IV. Составление плана описания, запоминание и воспроизведение составленного плана.

(План описания дятла составляется коллективно).

V. Составление описания предмета по плану коллективно с использованием помощи логопеда в форме начала фраз или значимых слов.

Составления рассказа по серии сюжетных картинок

I. Подготовительная работа:

-постановка вопросов по теме;

- загадки

II. Усвоение содержания :

1)рассматривание картинок;

2) подбор вопросов к каждой картинке;

3)выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок;

4) придумывание дополнительной недостающей (« пропущенной ») картинки;

5)лексико-грамматические упражнения :

выделение признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием, замена слов синонимами, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;

6)обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.

Составление загадки

1. Выбор объекта на картине.

2. Выбор модели загадки.

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

4. Выбор наиболее удачных сравнений.

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6. По окончании работы выразительное чтение загадки.

Сочинение сказки (рассказа)

 1.Определить и назвать место, где будут разворачиваться события.

2 Назвать героев сказки.

3.Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

4.Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

5.Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

6.Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.

7.Обсуждение мнения каждого героя.

8.Провозглашение морали мудрым объектом.

9.Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

10.Придумывание названия сказки.

Пересказ сказки (рассказа)

1.Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения - целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми. Это  может быт как предварительная работа.

2. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу.

3. Беседа по содержанию. Цель беседы — усвоение содержания произведения (используются репродуктивные и поисковые вопросы, вопросы проблемного характера):

* Рассматривание иллюстраций, картинок;

* выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

* выделение из текста фраз к каждой картинке;

* выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств,

* лексико-грамматические упражнения по тексту произведения,

* выбор наиболее удачных вариантов,

4.Третье чтение текста произведения проводится -расставляются смысловые акценты.

5 Работа с планом:

* предлагается готовый план,

* план составляется на занятии коллективно,

*при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных
картинок или подобранные к каждой части текста
предметные картинки,

*перед составлением плана детям дается установка на
его запоминание;

* после составления план воспроизводится детьми по
цепочке с целью закрепления в памяти основных вех текста, последовательности его воспроизведения;

6. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.

Сравнение двух предметов

- называется какой-либо объект;

- обозначается его признак;

- определяет значение этого признака;

 - сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

Одновременное сравнение трех и более объектов

-Выделение предметов (объектов, явлений, процессов и т. д.), подлежащих сравнению.

- Выделение оснований, существенных для цели сравнения.

-Сопоставление предметов и их частей по данному основанию, установление свойства сходства. Для поиска свойств сходства  противопоставляются сравниваемые предметы между собой.

-Установление свойств различия.

- Формулирование вывода о сходстве и различии предметов, о том, что нового установлено о данных предметах.

Классификация предметов

1) выделения отличительных свойств предметов;

2) определение содержания выделенных свойств;

3) деление класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств;

4) выделение общего для всех предметов признака;

5) сравнение объема класса с объемами входящих в него подклассов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием в процессе введения ФГОС...

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...