Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .
презентация по коррекционной педагогике

Сероус Юлия Юрьевна
•Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство вдвойне.
•Игра – самый важный вид деятельности дошкольников.(Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.)
•Дидактическая игра представляет собой  многословное, сложное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей,  и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания детей. Данный материал дидактических игр направлен на развитие эмоций детей.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распространение опыта - «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры» Подготовила педагог-психолог МАДОУ №57 «Бусинка» Сероус Юлия Юрьевна 2021г.

Слайд 2

« Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка». Л.С. Выготски й Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство вдвойне. Игра – самый важный вид деятельности дошкольник ов . (Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.) Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания детей. Данный материал дидактических игр направлен на развитие эмоций детей. Лэпбук по эмоциям направлен: -на развитие эмоциональной-волевой сферы ребенка - обучение ребенка различению, называнию, показыванию различных эмоциональных состояний, определению их, исходя из ситуации и персонажа

Слайд 3

Каждый лэпбук рассчитан на определенный возраст (младший, средний, старший и подготовительную к школе группу), что помогает постепенно расширять представления детей об оттенках эмоционального мира, разнообразить игровой материал. Лэпбук активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, помогает лучше понять и запомнить информацию, благодаря вариативности представленного материала способствует развитию умения понимать свои чувства и чувства других людей.

Слайд 4

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, умение определять и различать эмоциональное состояние людей, умение управлять своими эмоциями. Задачи: Способствовать развитию интереса у детей к играм. Развивать речевую активность детей. Развивать диалогичную и монологическую речь у дошкольников. Активизировать словарь детей, пополнять его названием эмоций. Учить подбирать синонимы. Формировать социально-эмоциональную сферу ребенка. Учить детей управлять своими эмоциями. Учить понимать мимику человека, его эмоциональное состояние. Учить детей использовать мимику при передаче эмоционального состояния людей. Учить передавать свое состояние с помощью мимики. Учить адекватно реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей. Развивать логическое мышление, память , воображение. Воспитывать уважение к чувствам окружающих. Развивать мелкую моторику. Учить давать оценку поступкам человека. Развивать артистичность.

Слайд 5

Младший дошкольный возраст. В младшем дошкольном возрасте достаточно формировать и расширять представления детей о трех основных эмоциях: радость, грусть, злость. Задачи : формировать наглядно- действенное мышление, развивает практическое экспериментирование. 1.«Найди одинаковые эмоции»» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию. Ребенок крутит диск и останавливается на той эмоции , в которой он сам на данный момент пребывает, показывает, где злой мальчик или девочка, а где радуется, а так же злится (девочка плачет, радуется, злится в одном барабане, мальчик плачет, злится, радуется в другом барабане).

Слайд 6

2. «Разрезные картинки» Цель: развитие целостности восприятия, воссоздающего воображения. В наборе 3 уровня сложности (2 части, 3 части, 4 части). Ребенок берет образец и собирает такую же картинку из двух, трёх частей (девочка плачет, Буратино радуется, помидорка злой) . 3. «Пчелки и ромашки» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть ее. Ребенку нужно посадить пчелку на цветок с той же эмоцией. 4.«Домики для пчел» Цель: развитие восприятия детей, обучение сопоставлению формы предмета. Вернуть пчелок в свои домики, опираясь на тень.

Слайд 7

5. «Тучки» Цель: обучение соотношению цвета и эмоции, развитие эмоционального восприятия. Нужно полить ромашки из тучки соответствующего эмоции цвета. 6.Игра "Ромашка" - найди такую же (грустную, веселую, маленькую, большую) , так же ромашки могут на полянке гулять, выкладывают детки и поливают тучки дождичком. Цель: развитие восприятия размера. Ромашки в трех размерах.

Слайд 8

7 .Игра «Продолжи ряд» Цель: развитие внимания, мышления. Нужно определить какая эмоция будет дальше. 8 .Игра «Запомни и повтори» Цель: развитие зрительной и слуховой памяти. Запомнить и повторить ряд из разворачивающихся гармошек или выложенный самостоятельно из разрезных частей. Для развития слуховой памяти диктуется ряд, ребенок выкладывает, после того как весь ряд будет назван. Начинать лучше с двух-трех объектов. К 4 годам эти ряды могут достигать 5 объектов.

Слайд 9

9.Дидактическая игра «Поляна эмоций» Цель игры : Развитие эмоциональной сферы детей мл. дошкольного возраста. Задачи: Знакомить детей с основными видами эмоций. Развивать способность понимать эмоции свои и чужие. Расширять кругозор детей. Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитывать усидчивость. Работу можно проводить по подгруппам и индивидуально, а также использовать поляну для самостоятельных игр. Варианты игры: - попросить ребенка взять с поляны цветок с той или иной эмоцией. - показать пиктограмму с эмоцией, попросить ребенка показать с такой же эмоцией цветок. - поселить под веселый цветок веселого мальчика (девочку), под грустный цветок – грустного мальчика (девочку) и т.д. - показать ребенку цветок с определенной эмоцией, попросить изобразить эту эмоцию.

Слайд 10

Средний дошкольный возраст В лепбуке представлены следующие игры: 1.«Подбери клоуну эмоцию»; 2.««Божьи коровки»; 3.«Подбери эмоцию мальчику»; 4.«Запомни и повтори»; 5.«Альбом для развития памяти»; 6.«Игрушка-свинка» 7.Книжка-игрушка «Клоуны» 8. «Домики для эмоций» 9. «Разрезные картинки маски» Дидактическая игра «Подбери клоуну эмоцию» Задачи : Продолжать знакомить детей с различными эмоциями человека . Учить определять, что обозначает определённая эмоция (грусть, радость, злость, удивление, восторг, спокойствие, восхищение, обида и так далее). Ход игры : В данной игре игрокам предлагаются полоски-карточки с изображёнными эмоциями и ребенок вставляет их в прорези на карточках-клоунах. Медленно двигая полоски - карточки игроки замечают, как меняются эмоции клоуна. (составление историй).

Слайд 11

Дидактическая игра «Домики для эмоций». «Эмоции в стихах». Цель: -развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния. - стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы. Материал:8 домиков разного эмоционального состояния. Задача игроков: при помощи стихотворений узнать о какой эмоции говорится и заселить ее в домик. ГРУСТЬ За окошком дождь грустит, Он в окошко к нам стучит Чтоб впустили в дом быстрей, Дождик, дождик. Ты не лей! Ведь в дождливую погоду Грустно всем нам понемногу! РАДОСТЬ Солнце вышло из-за тучи. Машет солнечный мне лучик… Гладит тихо по щеке, улыбается он мне! Солнышку я шлю привет – Улыбаюсь я в ответ. ЗЛОСТЬ Разозлился слон вчера: Наступил он на ежа! Топал слон и кричал, Долго хоботом качал…

Слайд 12

Дидактическая игра «Запомни и повтори» Задачи : Учить детей выкладывать по образцу, развивать память, внимание, логическое мышление. Ход игры : Ребенку предлагается внимательно посмотреть на карточку с божьими коровками, проследить как расположены картинки. Карточка убирается, ребенок по памяти выкладывает на чистой карточке предложенный алгоритм. Затем предлагается образец и ребенок проверяет правильность выполнения задания. Дидактическая игра «Разрезные картинки» Цель: развитие целостности восприятия, воссоздающего воображения и эмоциональной сферы (положительных и отрицательных эмоций).

Слайд 13

Дидактическая игра «Подбери эмоцию мальчику» Данная игра направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его различению, называнию, определению эмоционального состояния мальчика. Ход игры: - Игрокам предлагается подобрать определённую эмоцию мальчику. Обсудить, почему у героя такое настроение, придумать историю, что случилось и как ему помочь. -

Слайд 14

Старший дошкольный возраст. Лэпбук «Эмоции» рассчитан на детей 5-6 лет, предназначен для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширение словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица. Он содержит 8 многофункциональных игр с большим количеством вариаций, что позволит ребенку не одно занятие играть с данным пособием. Лэпбук включает большое количество игр и упражнений. В лепбуке представлены следующие игры: 1.Вращающиеся диски «Эмоции» 2. Диск «Собери эмоцию» 3. «Такие разные эмоции» 4 «Животные» 5 «Запомни и повтори» 6. Книжка с ситуациями 7. «Марки»

Слайд 15

Игра «Такие разные эмоции». Дети прикладывают к фигурке девочки разные выражения лица, называют эмоции Книжка с ситуациями.(12 ситуаций) Игра для развития памяти «Запомни и повтори».

Слайд 16

Игра «Животные» – противоположности. 1.-спокойствие 1.-бурная радость 2.-недовольство 2.-коварство 3.-стеснительность 3.-удивление 4.-застенчивая радость 4.-любопытство 5.-возмущение 5.-презрение 6.-сомнение 6.-испуг 7.-высокомерие 7.-злость

Слайд 17

Подготовительная группа. Лепбук «Мир эмоций» для подготовительной группы. Направлен на развитие эмоциональной сферы дошкольников, зрительной памяти, позволяет диагностировать эмоциональное состояние, учить соотносить его с цветом, различать на фото нюансы настроения, изображать их мимикой и на бумаге. В лепбуке представлены следующие игры: 1. «Парные картинки» 2. «Цветочная поляна» 3. «Нарисуй эмоцию» 4. Фото-альбом эмоций.

Слайд 18

Упражнение «Азбука настроений». Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа. «Посмотрите, какие картинки я вам принесла. Все они испытывают разные эмоции. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой или чему радуется, почему плачет. Что надо сделать, чтобы его страх пропал … Игра «Парные картинки»(представлены сказочные персонажи с разными эмоциональными состояниями)

Слайд 19

Игра «Кого - куда» Цель: развивать способность распознавать различные эмоции. Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых: -можно посадить за праздничной стол; -нужно успокоить, -обидели -удивился Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка. Игра «Что случилось?» Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию. Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно….,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….» Игра «Лото настроений» Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Слайд 20

Игра « Рисуем настроение » Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности. Задание: Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий: Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас". Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить. Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения , самовыражения.

Слайд 21

Игра «Одень страшилку». Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха. Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Слайд 23

. Развитие эмоционально-волевой сферы при помощи игровых карточек.

Слайд 24

Print master Дидактическая игра «Перчатки - эмоции» Цель: Умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское методическое объединение педагогов – психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новошахтинска.

Цель работы методического объединения: содействие профессиональному росту и самореализации педагогов – психологов МБДОУ, повышение профессиональной компетентности в рамках реализа...

Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений от 21 октября 2016 года...

«Основная документация педагога-психолога ДОУ» (Городское методическое объединение педагогов - психологов)

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации....

Протоколы заседаний городского методического объединения педагогов-психологов

Протоколы, подтверждающие участие в открытых мероприятих...

Инклюзивная культура ДОУ (предоставление накопленного опыта на заседании городского методического объединения)

Выступление на третьем заседании городского методического объединения "Реализация концепции инклюзивного образования" по теме "Инклюзивная культура". Предоставлен накопленный опыт ...