Психолого-педагогические аспекты формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Гребенюк Юлия Николаевна

В норме пространственные ориентировки формируются к 7 - 8 годам.
Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности
и являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пространственные представления33.72 КБ

Предварительный просмотр:

При поступлении ребенка в школу у него должен быть сформирован определенный уровень навыков, умений, знаний. Среди базовых составляющих успешного обучения являются пространственные представления. В норме пространственные ориентировки формируются к 7 - 8 годам.

Если я попрошу вас представить себе времена года или дни недели, то скорее всего вы себе представите их структурировано и организовано (напр. Как в школьном дневнике).

Линия времени у нас тоже располагается слева направо. Эти представления мы называем пространственными. Что бы они сформировались необходимо вначале простроить систему координат (вертикальную, горизонтальную и сагитальную оси) внутри себя. Если система координат не выстроена, то сколько бы учитель не пытался выучить времена года, успеха он не добьется.  

Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработке информации. Данные изменения приводят к трудностям формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности,  пространственную ориентировку.

Поэтому большинство детей с ОВЗ, к  старшему возрасту могут овладеть ориентировкой в схеме собственного тела, понимать  «вверху, внизу, впереди, сзади». Однако у них отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Такие дети не различают правой и левой сторон, испытывают трудности при составлении целого из частей. У них нарушено понимание предлогов, в собственной речи они пропускают предлоги или неправильно их употребляют. Не всегда понимают логико-грамматические конструкции, «Собака бежит за кошкой. Кто бежит впереди?». Им трудно определить последовательность событий по серии сюжетных картинок.

В основе всех пространственных представлений лежит схема тела, которое начинает свое формирование на самых ранних этапах развития — первом году жизни.

Этапы формирования:

1,5 года дети могут ориентироваться в  схеме собственного тела, в частности, лица, на вопрос взрослого: «Где у нас глазки?» они могут показать их. Чуть позже ребенок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их. Ребенок еще не вербализует, а только показывает.

2,5 года в речи ребенка наряду с обобщенными появляются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения  «дай в руку», «на ноге. Эти обозначения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносятся на «внешние» предметы: «в чашке», «на столе» и т. п.

Параллельно с этим (ближе к трем годам) ребенок уже может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отношению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. Например, «носик выше рта», «животик выше ножек». Вначале видя свое отражение (в зеркале), и лишь позже — видя какую-либо картинку с изображением человека или куклы.

(Таким образом, ребенок вначале овладевает наиболее «множественными» пространственными представлениями, а в дальнейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, принятому за своеобразную «точку отсчета» (над бровями, под столом и т. п.)

3-4 года ориентироваться относительно своего тела (от себя) впереди, позади, (сзади), вверху, внизу, справа, слева

4-5 лет. Дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь). Начинается знакомство с прорстранственными отношениями (далеко-близко).

5-6 лет. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками указателями.  В данный период ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Мы видим, что достаточно четко в онтогенезе прослеживается  последовательность формирования пространственных представлений.

(безусловно, следует отметить, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, как бы перекрывая друг друга).

Этой последовательности мы должны придерживаться на всех этапах работы.

— пространственных представлений о собственном теле;
— пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела;

— уровня вербализации пространственных представлений;

— лингвистических представлений.

Работа начинается с диагностики. Первые два этапа проводят не посредственно с ребенком. Задаются вопросы относительно собственного лица, тела (что выше носа?), затем предметов (положи карандаш за коробку) В качестве диагностического материала  следующих уровней можно использовать альбом Семаго.

Далее мы переходим к коррекции, которая также повторяет этапы онтогенеза.

Программа ФПП (Семаго)

Этап 1. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, а потом теле по верткальной оси.

(уровень пространства собственного тела).

Сначало отрабатываем перед зеркалом,  потом без зеркала и с закрытыми глазами.

- выше всего: ...;

- ниже всего: ...;

- выше, чем: ... ;

- ниже, чем: ... .

Далее в работу вводятся предлоги: «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ»: - что находится над ?.. – что находится под ?..

(Затем анализируется положение других частей тела:

- рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); - непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); - ног (стопа, голень, колено, бедро). В той же последовательности Выше-ниже, а затем предлоги над, под,между.)

Следующий этап отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве через представления «ВЫШЕ, ЧЕМ...», «НИЖЕ, ЧЕМ...», предлоги «НАД», «ПОД» и «МЕЖДУ».

Этап 2 посвящен работе по формированию представлений о собственном теле с точки зрения горизонтальной оси. - вначале только по формированию пространства «впереди».

После этого возможен переход к объектам во вне и введение представления: «БЛИЖЕ К...», «ДАЛЬШЕ ОТ ...» и и предлоги «ПЕРЕД» и «ЗА».

 В центре для этих целей мы используем кубики, пальчиковый театр и др. игрушки.

Далее необходимо провести ряд упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» в горизонтальную плоскость (то есть «рабочую» плоскость стола, учебной парты). Способность определять на картинке что выше.

Момент перехода от вертикальной оси  к горизонтальной (пространство, в котором проходит учебная деятельность) является одним из наиболее важных, ключевых моментов овладения пространственными представлениями.

Следующим подъэтапом изучение «бокового» горизонтального положения. «БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

Этап 3 посвящен работе «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку телу. Начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятии, как «СЛЕВА», «СПРАВА», «ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

После этого переходим к анализу взаиморасположения объектов.

 «СЛЕВА ОТ...», «СПРАВА ОТ...», «ЛЕВЕЕ, ЧЕМ...», «ПРАВЕЕ, ЧЕМ ...».

IV этап. Этот этап посвящен формированию, в первую очередь, числовых, временных и через них иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений.

Овладения числовым рядом происходит через последовательное изображение объектов в определенном направлении (отрабатываются перед, за, после, правее, левее). В работе используем песочницу, деревянные фигурки.

Временные представления начинают с освоения распорядка дня ребенка. Предварительно дается схема суток с опорой на вектор движения времени. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что делает после этого и так далее.

Далее формируются понятия раньше, позже, соответственно — до и после на конкретном материале распорядка дня.

После чего на аналогичной схеме прописываются последовательности:

времен года, дней недели, месяцев в году.

V        этап. На этом этапе формируются навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления что было раньше, что позже, что до ... что после ..., то есть что произошло вначале, что потом.

VI        этап посвящен формированию сравнительных степеней прилагательных.

На этом этапе прорабатывается пространство качества, начиная с уже знакомых и отработанных пространственных понятий: высокий-низкий, широкий-узкий, тонкий-толстый и т. п.

Далее проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах понятий: добрый-злой, хороший-плохой.

VII этап является завершающей частью программы и представляет собой серию заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование и формирование ребенком сложных речевых конструкций. Предполагается работа с инвертированными или пассивными речевыми конструкциями.

Далее в зависимости от возраста ребенка и задач поставленных психологом возможно продолжение работы с языковыми конструкциями уже на уровне анализа более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составления рассказов, сказок.

Список литературы:

Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов.– М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования).

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Проблемные дети основы диагностической и коррекционной работы психолога» 2003 г.

Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет

В статье описывается система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет...

Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...

Психолого-педагогические аспекты формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ

При поступлении ребенка в школу у него должен быть сформирован определенный уровень навыков, умений, знаний. Среди базовых составляющих успешного обучения являются пространственные представления. В но...

Формирование пространственных представлений у детей как психолого-педагогическая проблема

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном ок...