«Пальчиковая гимнастика- одна из основных форм организации здоровьесберегающей технологии с дошкольниками с нарушением интеллекта.»
материал по коррекционной педагогике

Ахтямова Ольга Анатольевна

Из опыта работы.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.Сообщение на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»  

Из опыта работы.

Сообщение на МО.

Тема: «Пальчиковая гимнастика- одна из основных форм организации здоровьесберегающей технологии с дошкольниками с нарушением интеллекта.»  

Выполнила воспитатель: Ахтямова О.А.

 

2019г.  

Пальчиковая гимнастика проводится с малышами в игровой форме.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Основная задача педагогов дошкольного образования – выбрать, те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые  для развития личности и соответствуют ФГОС ДО.  

Деятельность нашей группы имеет свою специфику. Весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, от этого зависит выбор и эффективное использование соответствующих педагогических технологий. Самыми действенными в работе с такими детьми являются здоровьесберегающие технологии, а в частности применение пальчиковой гимнастики.

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. В 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фрёбель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Он высказал предложение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребёнка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

Он сказал: ««Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку и вообще к человеку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни». Ф. Фрёбель «Будем жить для своих детей».  

Пальчиковая гимнастика представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, нервной, костной, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Задача педагога состоит в том, чтобы посредством пальчиковой гимнастики сбалансировать все процессы, происходящие в коре головного мозга, в самом мозгу и в целом организме. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии дошкольника с ОВЗ:

-способствует обучению детей эмоционально-тактильным, невербальным и вербальным способам взаимодействия с взрослым и сверстником;

-развивает подражание движениям и действиям взрослого, интерес к совместной деятельности с педагогом;  

-развивает координацию движений пальцев и рук, осязательные ощущения;

--помогает развивать речь;

-развивает эмоциональную выразительность;

-повышает работоспособность головного мозга;

Развивает внимание, память, воображение;

-способствует развитию пространственного мышления;

-снимает тревожность.  

1. Проведение пальчиковых игр.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это традиционная форма её проведения.  

Работу над усвоением новой игры я делила на несколько этапов:

*показ;

*объяснение;  

*воспроизведение;

*закрепление.

-Показывая игру в первый раз я  замедляла темп, чтобы дети как следует рассмотрели мои движения и поняли смысл игры.

-Затем, я показывала и объясняла, как правильно выполняют упражнения.

-На следующем этапе я повторяла текст и движения вместе с детьми.

-Если дети допускали ошибки, а это, естественно, я обязательно указываю на них, обращаю на  неточности, уделяю индивидуальное внимание и умение правильно передавать движение пальцев во время проговаривания.  

На первоначальном этапе работа с пальчиковыми играми, должна быть только индивидуальной. Во время выполнения игры с пальчиками, я начинаю с разглаживания ребенку его ладошки, по очереди сгибаю и разгибаю пальчики, произнося при этом текст потешки.  

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физминутки, в свободное время утром и после сна. Пальчиковые игры повторяем каждое утро после артикуляционной и дыхательной гимнастики, добиваясь самостоятельного  воспроизведения, а так же пальчиковые игры я применяю перед различными видами ручного труда, лепкой, рисованием и т.д., что позволяет расслабить мышцы рук и дать ручкам  отдохнуть.  

2. Во время работы с пальчиками мы применяем разные пальчиковые игры. 

-Игры-манипуляции:

«Ладушки-ладушки», «Сорока-Белобока»,  

«Этот пальчик хочет спать», «Пальчики пошли гулять», «Раз, два,три, четыре, кто живет в моей квартире», где ребёнок поочерёдно загибает  каждый пальчик и мн. др. Эти упражнения дети могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого, они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

-Сюжетно-пальчиковые упражнения:

«Пальчики здороваются»- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно.  

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются пальцы».

«На опушке дом стоит»- ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.  

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы «в замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта (машина-руль), птиц (имитируя крылья), деревья (растопырив пальцы, изобразив ветви), при этом можно подуть на листочки выполняя одновременно и дыхательную гимнастику.

Так же я применяю во время пальчиковых упражнений звуковую гимнастику. Например показываю на пальцах букву «О» и в это время произносится  звук «О-О-О-О» или буква «Л» и т.д.

 

-Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук:

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

Например:

-левой рукой поглаживать правую руку; -руки сжать в кулаки, кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки и наоборот («молоток»);

-разминать , а затем растирать каждый палец сначала вдоль, а потом поперёк;

- растирание ладони шестигранным карандашом (между ладонями, затем между каждым пальцем). Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активируют нервные окончания, снимают напряжение;

-так же детям нравятся упражнения с массажными мячами (вращение мяча каждой рукой между ладонями, раскатывание между ладонями, сжимание, раскатывание по всей руке и т.п.)

-«моем ручки под струёй воды» - движение, как при мытье рук.

- «засолка капусты» - движения ребром ладони руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

- «согреем руки» - движения, как при растирании рук.

- «молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

- «гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой руки.

Так же я предлагала детям «рассказать жестом» маленькие истории.  

 В данной картотеке подобраны упражнения  игрового самомассажа из собственного опыта, опробированные с детьми моего дошкольного учреждения.

Сначала  я придумывала рассказ сама, а потом предлагала детям придумать свою историю. На этом этапе я так же использовала карточки из  «Пальчиковой гимнастики», раскладывая перед детьми  картинки и предлагала запомнить последовательность упражнений. Затем убирала картинки и дети выполняли упражнение в нужном порядке. Например: история, как мальчик играет в футбол (здесь дети участвуют все, кто желае. Пальчиками бегают по столу или на подносе и «играют  в футбол»,  пиная мяч (маленький шар, бусинку) в ворота.  

На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.

 Или использую пальчиковый театр, где мы разыгрываем сюжеты разных сказок.  

Работаем с прищепками (круги определенного цвета и к ним дети прикрепляют прищепки). Или просто «кусаемся прищепками», используя разные потешки:

«Кусается сильно, котенок глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе- «кыш».

С крупой:

Мы крупу перебирали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Перебирать опять начнём.

С бусинами:

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки.

 Игра «Пальцеход» с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

 

Все здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и закрепление здоровья наших с вами воспитанников. В своей работе я так же  применяю разные картотеки по пальчиковым играм, которые я подготовила для работы с детьми.   Например:

• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.

• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.

«Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.

• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;

бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

«Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».

«Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.  

Итак, «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

Поэтому, использование пальчиковых игр и упражнений во время непосредственно - образовательной деятельности, помогают детям с ОВЗ:

  • сделать пусть небольшой рывок в развитии речи;
  •  подготовить руку к письму;
  • развивать внимание, терпение;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • научиться управлять своим телом;

ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможность несловесного  общения, т.е. общения пальчиками.  

 

Для занятий пальчиковыми играми нужно только наше желание- ведь для этих весёлых и полезных игр не нужно ни специального места , ни каких-либо специальных инструментов, пригодятся любые подручные средства.

Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

«Комплекс пальчиковых гимнастик и масажей с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое зна...

Ритмическая утренняя гимнастика - одно их эффективных форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Выступление по теме: "Ритмическая  утренняя гимнастика - одно их эффективных форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников" на окружном семинаре...

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Семинар-практикум "Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ."...

Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапиядля дошкольников с нарушением интеллекта четвертого года обучения

Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности«Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапия» для до...

Консультация «Пальчиковая гимнастика -одна из форм здоровьесберегающей технологии. »

Консультация  «Пальчиковая гимнастика -одна  из форм  здоровьесберегающей технологии. »...