Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Терво Анна Ивановна

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определѐнном ритме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка30.43 КБ
Файл Приложение к кружку16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                                               «Ильинская средняя общеобразовательная школа»                                                                 Олонецкого района Республики Карелия                                                                                       дошкольные группы «Ромашка»

Утверждаю:                                                                                                         Принято на педагогическом совете

Директор МКОУ «Ильинская СОШ                                                                                  «___» «___________________» 2017г.

Оноева О.В._____________________

«___» «___________________» 2017г.

Рабочая программа кружка

«Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством  методики Су-Джоку»

Воспитатель:  Терво Анна Ивановна

п. Ильинский

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена воспитателем Терво А.И. на основе:

  • образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • учебно - методического пособия «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Янушко Е. А.
  • практического пособия для воспитателей «Комплексные логоритмические занятия с детьми 2-3 лет». Картушина М.Ю. Картотека упражнений с мячиками су-джок.                                                                                

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определѐнном ритме.

Для реализации программы имеется:

  • материалы «Су – Джок» и инструменты для работы;
  • наглядные пособия;
  • методическая литература.

Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Цель программы:

развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.

Задачи:

  • сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, лопатка и пр.);
  • развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма. 

В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы: 

  • уважения личности ребёнка, обучение и воспитание в доступной, соответствующей его возрасту форме;
  • индивидуального подхода к ребенку с учетом его особенностей;
  • оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
  • коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с группой детей 4 раза в месяц (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 10 – 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Ожидаемые результаты:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;                                                                                                                                                                           - владеет приѐмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Учебный план работы кружка « Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку» на 2017 – 2018 учебный год.

Название курса

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

Кол-во воспитанников

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку.

4 занятия в 1 группе.

32

10 - 15

1 группа – 16

2 группа - 17

План занятий в первой младшей группе.

Месяц

Содержание

образовательной деятельности

Цель:

Развивающая

предметно-

пространственная среда

Октябрь

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте», «Овощи».

- д/игра «Цветные вкладыши»

Развивать моторику рук,

учить вкладывать

одну форму в другую, развивать

сообразительность

Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;  

- д/игра «Чудесный мешочек»

Учить определять

на ощупь предметы,

развивать актильные

ощущения, речь.

Грецкие орехи, разные по величине и

качеству предметы

- массаж пальчиков Су- Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

- Пальчиковая живопись «Снег идѐт»

Активизировать

движение пальцев

рук методами

нетрадиционного

рисования

Су-Джок шары,

альбомные листы, пальчиковая гуашь.

- массаж пальчиков «Сухой бассейн»,

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Учить детей сгибать пальчики поочередно;

знакомить с цветом;

«Сухой бассейн»; счетные палочки.

Ноябрь

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;

- Игра «Нанизываем бусы»

Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать

предметы на тесьму

Карандаши,

тесьма,

Картонные бусы

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в

разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;

- шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

Развитие мелкой

моторики рук, гибкости,

подвижности пальцев

Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;

- штриховка «Яблоко», «Груша»

Учить детей поочередно

соединять большой

пальчик с остальными левой и правой рукой

вместе

Су-Джок шары,

цветные карандаши,

раскраски «Яблоко», «Груша»

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;

- лепка из пластилина с использованием семян

гороха, дыни и.т.д.

Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического

вкуса

Грецкие орехи,

пластилин, семена овощей

Декабрь

- массаж пальчиков «Катаем карандашики»;

- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;

- игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

Развитие усидчивости,

чувства цвета и размера

Карандаши,

разноцветная фасоль,

коробочки

- массаж пальчиков «Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;

- игра «Пробковые лыжи»

Развитие мелкой

моторики пальцев

рук, учить детей

выполнять

имитирующие

движения (движения на лыжах)

Резиновые мячики,

пластмассовые

пробки от бутылок

- массаж пальчиков – катание деревянных

палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- игра панно «Деревенская

улица»

Учить застегивать

и расстегивать

пуговицы, молнии,

липучки

Деревянные палочки, панно

«Деревенская улица»

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Паучок»;

- игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик»,

«Утенок»

Развивать координацию

пальцев рук ребенка, настойчивость и

внимание

Карандаши, шнуровки

«Поросенок», «Зайчик», «Утенок»

Январь

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;

- игры с персонажами пальчикового театра

Развитие мелкой моторики пальцев

рук, привитие интереса к

драматизации

Наборы «Пальчиковый театр»

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Бычок»;

- д/игра «Спрячь в ладошку»

Активизировать

движения пальцев

рук, координацию

движений

Су-Джок шары, поролоновые

игрушки

Скатывание цветных салфеток «Валентинка»

Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Дети работая в данной технике развивают свои творческие способности, воображение. Также в процессе работы укрепляют и развивают мелкую моторику рук.

картон, цветные салфетки, клей ПВА, кисточка.

Февраль

- массаж пальчиков «Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Наша мама»;

- рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»

Развивать мелкую

моторику рук, внимание,

координацию пальцев рук, воспитание заботы

о близких

Резиновые мячики, краски,

картон

- массаж пальчиков «Сухой бассейн»;

- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;

- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками).

Способствовать развитию тонко координированных

движений рук, различение цвета.

Пальчиковые бассейны, бельевая

веревка, цветные

платочки, прищепки

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в

разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Замок»;

- аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

Картон, клей,

салфетки

- массаж пальчиков – катание деревянных

палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Лодочка»;

- выкладывание из палочек геометрических фигур

Развивать координацию

пальцев рук; развивать внимание, воображение

Деревянные палочки,

разноцветные счетные палочки

Март

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы

компот»;

- мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»

Способствовать

развитию внимания,

четкости координации

движений пальцев,

пространственного

мышления

Грецкие орехи, мягкие пазлы

«Поезд», «Самолет», «Корабль»

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;

- лепка «Пластилиновые дорожки»

Формировать контроль над

мышечными ощущениями

пальцев

Карандаши, картон, пластилин

- массаж пальчиков «Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;

- игра «Геометрическая мозаика»

Способствовать

точной точечной

координации рук,

развитию мышления

Резиновые мячики, мозаика

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;

- игра «В гости к Винни- Пуху»

Развитие мелкой моторики детей с использованием

тактильных дорожек,

выполненных из различных материалов

(тесьма, лента, наждачная бумага)

Су-Джок шары, тактильные

дорожки

Апрель

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в

разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились- вились комарики»;

- штриховка «Животные»

Совершенствование движений рук, воспитание

усидчивости

Раскраски «Животные»,

цветные карандаши

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Улитка»;

- игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)

Совершенствование координации и движений пальцев рук

Грецкие орехи,

пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

- массаж пальчиков «Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для мамы»

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы

Рисование ладошкой «Петушок»

Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения

широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Май

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет

спать»;

- игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

Развитие точности

движений, внимания и контроля собственных

действий

Грецкие орехи, имитация

катушек с веревочками

Пластилинография «Натюрморт»

Способствовать формированию понятия «натюрморт». Средства выразительности: фактура, цвет. Задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Научить детей смешивать пластилин. Освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Цветной пластилин, картон небольшого размера, простой карандаш.

- Перекладывание из одной емкости в другую.

- Д/игра «Сухой бассейн».

- Логоритмика -упражнение «Это я!»

- Рисование «Дорисуй ниточки к шарику».

Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Две емкости, фасоль, манка, сито; сухой бассейн; кисточки, краски

Список литературы

  1. Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  1. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.

  1. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

  1. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо- эмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов на Дону: Феникс, 2013.

  1. Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / И. В. Тышкевич. – Минск: «Попурри», 2010.

  1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-  синтез, 2009.



Предварительный просмотр:

Приложение

Сказка «Ежик на прогулке»Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много. Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог: Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Потом ребёнок гладит их ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ И катались по траве, /катать вперед – назад/ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/ Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ «С добрым утром! » - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/ А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/ А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/ Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/ И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .

Автоматизация звуков ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого.

С головы до ножек Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Развитие фонематического слуха

Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Много-один», «Чей? Чья? Чьи? »

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: на столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Развитие памяти и внимания

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Массаж Су – Джок шарами. •

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

• Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

• Использование шариков при выполнении гимнастики

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны; 2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАТАЛОГ Пальчиковых игр,способствующих развитию самостоятельности и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В каталоге представлены пальчиковые игры на год- по сезону, фольклорные пальчиковые игры и игры для развития самостоятельности у детей младшего возраста...

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

развитие мелкой моторики у детей раннего ( 2-3-летнего) возраста

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходкоторого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.Развитие культурн...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...