Научные достижения отечественной дефектологии
статья по коррекционной педагогике

Малахова Юлия Александровна

Основные параметры современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития. Специальное образование как самостоятельный предмет исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития»

Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания.

Л.С. Выготский  

Наиболее продуктивные научно-исследовательские разработки в сфере обучения, воспитания, социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями психофизического развития основаны на фундаментальных положениях отечественной школы дефектологии. Отступление от научной традиции, складывавшейся на протяжении многих десятилетий и показавшей свою жизнеспособность в решении сложных и разнообразных задач теории и практики специального образования, приводит к принятию некомпетентных и неэффективных решений, снижающих как качество специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, так и качество профессиональной подготовки специалистов, ответственных за оказание этой помощи.

Опережающий анализ изменений социокультурных контекстов образования детей с ограниченными возможностями здоровья в разных странах мира и в России привел к определению и обоснованию основных параметров современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

• охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление и диагностика первичных и вторичных нарушений развития, определение особых образовательных потребностей ребенка;

• максимальное сокращение разрыва между моментом определения нарушений в развитии ребенка и началом оказания ему комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи, а также консультативной помощи родителям (законным представителям);

• раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья - новый базис системы их образования;

• обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка при поддержке и консультировании со стороны специалистов.

• гарантированное право на выбор родителями форм организации образования, типа учебного заведения;

• стандарт дошкольного и школьного образования, учитывающий неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья и каждой входящей в нее категории;

• обязательность подбора адекватной возможностям ребенка формы и доли интеграции, инклюзия как одна из форм интеграции;

• интеграция ранее автономных систем массового и специального образования как условие обеспечения каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимой и полезной, для его развития, доли и формы интеграции;

• создание образовательных учреждений нового типа (комбинированного), где дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться со сверстниками, не имеющими таких ограничений;

• придание действующим специальным (коррекционным) учреждениям новых функций - функций оказания дефектологической консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в близлежащие общеобразовательные учреждения, консультирование педагогов этих учреждений;

• подготовка кадров специалистов нового поколения, способных эффективно работать в современной системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые практика специального образования и ее эволюция стали самостоятельным предметом исследования. Разработана Программа научных исследований, основанная на понимании двух взаимосвязанных процессов: развития отечественной научной школы и жизнеспособных тенденций в развитии практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В контексте понимания ранней помощи как нового базиса системы образования разработаны научно-методические подходы к диагностике, предупреждению и коррекции нарушений развития у детей раннего возраста группы риска и детей с выявленными нарушениями: слуха, зрения, развития речи у детей в раннем возрасте, интеллекта, эмоциональной сферы, опорно-двигательного аппарата, множественными нарушениями. Выявлены и описаны закономерности развития детскородительского взаимодействия в раннем возрасте при различных отклонениях в развитии ребенка.

Разрабатываемая система ранней помощи ориентирована на профилактику развития вторичных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья - создание условий воспитания и обучения для введения психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нормальное естественное русло, что позволяет сократить число детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном обучении. Экспериментально доказано, что включение ребенка группы риска в систему ранней помощи и специальная поддержка его семьи позволяют нормализовать развитие более чем у 80 % детей. 

Создана единая концепция дифференцированного стандарта образования разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно вследствие неоднородности состава группы обучающихся диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования также должен быть максимально широким - от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. 

Определены четыре базовых варианта стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет решить крупную социальную задачу - ввести в пространство образования всех детей с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от характера и тяжести их проблем, исключая саму возможность определения ребенка как «необучаемого», гарантировать оказание специальной помощи детям в условиях инклюзии.

Впервые гарантируется возможность выбрать вариант образования с учетом достигнутого ребенком к моменту поступления в школу уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, что повышает ответственность всех участников образовательного процесса за организацию и качество ранней помощи, дошкольного образования, семейного воспитания детей.

Впервые предложено гарантировать всем детям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействие со здоровыми сверстниками, но подбирая каждому ребенку полезную для его развития форму и долю интеграции, стратегию последовательного усложнения социальной среды на всем протяжении обучения.

Выделены и описаны социокультурные факторы, определяющие закономерность возникновения тенденции организации совместного обучения (интеграция / инклюзия) детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющими таких ограничений.

Разработаны отечественная концепция и модели совместного обучения, применение которых позволяет на практике подбирать любому ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступную и полезную для его развития долю интеграции. Показано, что развивающиеся инклюзивные формы образования не отменяют, а дополняют развивающееся специальное образование.

Проведенные исследования позволили раскрыть смысл использования ИКТ в коррекционной (специальной) педагогике, их уникальные возможности для решения развивающих и коррекционных задач в различных областях образования детей с ограниченными возможностями здоровья: специфичных и неспецифичных, традиционных и инновационных. Разработан подход к проектированию компьютерных инструментов обучения, учитывающих особые образовательные потребности детей, ориентирующих взрослого на обучение, способное «вести за собой развитие» ребенка и обеспечивающих «обходные пути» в решении задач развития жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Идея же подлинной педагогической интеграции подразумевает защиту интересов как детей с ограниченными возможностями, так и здоровых детей. Для реализации этой идеи необходимо вывести интегрированное обучение и воспитание из тесных рамок специального образования и объединить усилия педагогов, врачей, психологов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год" (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов)

Основная задача при подготовке к данной форме отчета - суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано в течение учебного года, наглядно показать работу с детьми, родит...

Статья "Особенности проявления психических функций дошкольников в изобразительной деятельности". - Научный журнал. Академическая наука - проблемы и достижения. North Charleston, SC, USA. 2016. С. 32-35

Сейчас в россии нужны люди, способные принимат нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а для этого уже в младшем школьном возрасте нужно развивать творческие способности, главной целью котор...

Статья "Особенности проявления психических функций дошкольников в изобразительной деятельности". - Научный журнал. Академическая наука - проблемы и достижения. North Charleston, SC, USA. 2016. С. 32-35

Сейчас в россии нужны люди, способные принимат нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а для этого уже в младшем школьном возрасте нужно развивать творческие способности, главной целью котор...

Научно-практическая конференция (ассамблея) «Стажировочные площадки дошкольного образования города Москвы: Достижения и возможности развития»

Программа Научно-практической конференции (ассамблеи) «Стажировочные площадки дошкольного образования города Москвы: Достижения и возможности развития»  + фотографии...

Справка-подтверждение профессиональных достижений учителя –логопеда, учителя-дефектолога МДОУ, который проходит аттестацию на заявленную квалификационную категорию.

Справка-подтверждение профессиональных достижений  учителя –логопеда, учителя-дефектолога  МДОУ, который проходит аттестацию на заявленную квалификационную категорию...

Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

laquo;Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно  добиться без качественного образования...

научный периодический журнал "День дефектологии"

статья "Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи"...