«Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Маргарита Николаевна Михалёва

На педагогическом совете мною был  представлен авторский  материал по РППС для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.82 КБ
Файл prezentatsiya1_wecompress.com_.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете

   

«Организация развивающей

предметно-пространственной среды (РППС)

для детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Учитель-дефектолог Михалева Маргарита Николаевна

(1 слайд)

На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Специфика работы с детьми остаётся прежней, однако в современных условиях требуется модернизация обучения и создание условий, отвечающих современным требованиям общества. Поэтому выстраивать РППС необходимо в соответствии с ФГОС. Что мы и сделали.

При планировании развивающей предметно-пространственной среды в ГКП мы использовали принцип командной работы(2 слайд), где была необходима многоплановая и творческая деятельность всех специалистов нашего учреждения. Мы учли потребности, и все особенности развития детей, а также следующее…  

(3 слайд) Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Представляю Вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду в ГКП – тактильно – сенсорное панно, офтальмотренажеры и сухой душ (4, 5 слайд).

Рассматривание 3 сезонов (осень, зима, лето) (6, 7, 8 слайды)

Немного подробнее о тактильно-сенсорном панно.

Представленный материал предназначен для организации коррекционно-развивающей работы согласно требованиям ФГОС.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать во всех образовательных областях.

Пособие  многофункционально, полностью мобильно и все легко отсоединяется, что очень нравится детям.Оно может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетной игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления, возможно применение в совместной деятельности. Пригодно к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия.

Данное панно направлено на решение следующих задач:

  • Обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
  • Компенсация тактильных и сенсорных ощущений;
  • Облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
  • Развитие познавательного интереса, речи;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия, самостоятельности;
  • Формирование умения ориентироваться в пространстве;
  • Закрепление цветов и форм;
  • Учить различать понятия много и один;
  • Учить счету;
  • Знакомить с понятиями большой, поменьше, маленький, побольше;
  • Знакомить с понятиями длинный, короче, короткий;
  • Формирование и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе;
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Так же, к каждому сезону, были придуманы дидактические игры, которые я рекомендую использовать в работе с панно.

Офтальмотренажеры тоже соответствуют каждому сезону. Они тоже мобильны и очень легко меняются (9, 10, 11 слайд).

Также с помощью этих офтальмотренажеров можно закрепить: названия деревьев и листьев, ягод, птиц, насекомых и т.д., смотря, что мы захотим туда внести; размер; цвет.

Представленныеофтальмотренажеры позволяют разнообразить процесс коррекции и профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте трудно привлечь внимание детей, гимнастику для глаз рекомендуется проводить в игровой форме. Особенно внимание детей привлекают сюжетные офтальмотренажеры, так как у них яркие, привлекательные цвета и вложена определенная история.  

И так же, к каждому офтальмотренажеру, были придуманы упражнения со своей историей.

Сухой душ (12, 13 слайд). Вам сейчас представлен один вид сухого душа (дождя) другой еще в разработке. Он так же будет меняться по сезонным изменениям.

 «Сухой душ (дождь)» можно рассматривать, как вид коррекционных технологий, для регуляции эмоционального состояния ребенка.

Один «Сухой душ, дождь» - закреплен под потолком в углу группы, а другой в дверном проеме в кабинет дефектолога. Он состоит из тонких нитей и бусин, имеет ярко-оранжевый, теплый цвет. Они спускаются вниз, как струи воды и их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом, руками. Нити стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Под «сухим душем» можно избавиться от страхов, от злости, от неуверенности в себе.

«Сухой душ, дождь» может использоваться как один из ритуалов перед началом коррекционной работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, что не нравится, в себе, то, что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания. «Сухой душ, дождь» многофункционален и влияет на множество органов чувств.

К данному «Сухому душу» тоже были подобраны упражнения и игры. Еще здесь можно просто отдохнуть с любимой игрушкой.

(14 слайд)

При организации РППС я попыталась создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. 

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка « Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» Учитель-дефектолога: Михалева М.Н.

Слайд 3

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; т рансформируемой ; вариативной; полифункциональной; доступной и безопасной.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет,  включая детей с  ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки  и графомоторных навыков, ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Выступление на педагогическом совете «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».

      Коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имее...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....