Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта.
статья по коррекционной педагогике

Игра – один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников с умственной отсталостью, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта.

Игра – один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников с умственной отсталостью, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Трудно переоценить значение игры в воспитательной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Игра - основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир, в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти. Внимания, сообразительности. Формированию ребенка, как члена общества, как члена коллектива.

Ребенок с нарушением интеллекта играет очень примитивно, его игра состоит из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушкой у него отсутствуют.

В проведении игр с умственно отсталыми детьми родитель должен быть их активным участником. Играя с детьми, направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей. Для мамы игра не отдых, а такой же интенсивный планируемый труд, как и любое другое занятие.

При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр, оживленных спокойными и наоборот. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха. Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению.

Детей  в подвижной игре привлекает сам процесс действия, игры надо с ними проводить простые, построенные на одном действии. Часто эти действия надо подсказать детям и показать их. Так, например, взрослый рассыпает мячи или шары и говорит: «Вот какие красивые шары покатились, догоняйте их». Или просто предлагает детям: «Догоняйте меня!», - и тут же убегает.

С сюжетной игрушкой данную категорию детей нужно начинать знакомить в средней группе.  Младшие дети с умственной отсталостью, как правило, сюжетную игрушку используют лишь как предмет, который можно подержать в руках, или которыми можно постучать. Поэтому, обучая ребенка игре с сюжетной игрушкой, надо начинать с таких игрушек, которые могут заинтересовать его. Это главным образом, двигающиеся игрушки, легко приводимые в движение – клюющие птички, юла, бабочка, машущая крыльями и т. п.

Постепенно детей приучают играть парами и группами, подбирая соответствующие простые игры, например: один водит машину, а другой насыпает в нее песок. Ребенка учат, что бы его «птичка» прыгала, как настоящий воробушек, чтобы «машина» катилась, как настоящая автомашина, а не тянулась бы кверху колесами. Играя игрушками, дети должны привыкнуть приводить игрушки в порядок после игры.

Дидактическая игра широко используется взрослым в работе с умственно отсталыми детьми, главным образом, как игра обучающая. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представления, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.

К дидактическим игрушкам относятся геометрические вкладки, пирамидки, вкладные матрешки, шары, кольца, складные кубики, разрезанные и парные картинки и др.

Применение дидактических игрушек требует от родителей тщательного обдумывания возможностей детей и способов использования каждой игрушки. Взрослый старается как можно чаще проигрывать с ребенком в одну и ту же игру. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно.

Все дидактические игры, с которыми родители знакомят детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, способствуют развитию речи детей, не говоря уже о том, что обращение с игрушками развивает мелкие мышцы рук и особенно кистей рук и пальцев. Так, например, для развития памяти можно провести игру «Что изменилось?». Ребенок сидит за столом. На столе перед ним разложены игрушки. Сначала берется немного игрушек – 2-3, а затем и больше – до 5-6 игрушек.

Ребенок  рассматривает игрушки, по возможности называет их. Взрослый вместе с ребенком несколько раз повторяет название игрушек в порядке их расположения. Затем ребенку предлагают отвернуться от стола и одна из игрушек убирается. Малыш снова поворачивается лицом к столу и его спрашивают, какой игрушки нет на столе.

Интересная игра с матрешками. Яркая раскраска матрешек, появление из одной матрешки многих матрешек привлекает к себе внимание детей. Последовательная разборка, а затем сборка развивает сообразительность детей. Вместе с тем это и первые представления о понятиях много и один.

Чудесным средством, в умелых руках, являются природные материалы. Игры с природным практически знакомят детей со свойством материалов, с которыми дети играют: сыпучесть сухого песка и свойства сырого песка, вода теплая и холодная, по воде уточка плавает, а по песку плыть не может. Говорить о свойствах материалов малышам не надо, это осуществляется через практическое знакомство с материалами и их свойствами.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с нарушением интеллекта

Задачи: Коррекционно-образовательные: Формировать у детей представление о том, как можно рисовать целую фигуру, используя приём «дополнения». Учить рисовать короткие отрывистые линии под наклоном.Корр...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возмож...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта...

Формирование предпосылок к развитию деятельности у детей с нарушением интеллекта

В статье доказывается, что при специальном обучении у ребёнка с нарушением появиться мотив, интерес к способам действий, возникнет необходимость, потребность к действиям с предметами, и, сначала в сов...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта

Важнейшим методом обучения детей с нарушением интеллекта, как и любых других детей, является игра. Вашему вниманию предлагается подборка игр и игровых упражнений для детей с умственными отклонениями.Т...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

В  данный подбор  вошли  как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную,  коммуникативную стимуляцию....

Доклад для воспитателей "Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) с помощью дидактических игр".

В данном материале описаны основны аспекты формирования игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями посредством дидактических игр, сделанных своими руками....