Сказкотерапия для детей и взрослых
статья по психологии

Малыхина Алена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Занятие «Зимние забавы»

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

1.Снять психоэмоциональное и телесное напряжение;

2. Развивать внимание и наглядно–образное мышление;

3. Развивать память и воображение.

4. Развивать произвольность, самоконтроль и координацию движения;

5. Способствовать сплоченности и умению работать в команде;

Материалы: Кукла бибабо (зайчик), мольберт, фломастер, снежки, массажный ежик, «волшебный мешочек», цветные картинки, конверты с раскрасками.

План:

I этап. Организационный.

Приветствие

 -Ребята! А кто это к нам пришел? (Зайка)

- Это мой друг - зайчик Ушастик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, расскажите зайчику какое у вас настроение.

Дети здороваются с Ушастиком.

 - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)

- Какие вы знаете признаки зимы? (Дети называют приметы зимы: Снег, сугробы, лед, холод, и т.д.)

II этап. Мотивационный.

 - Ребята, наш зайчик очень любит играть и предлагает вам поиграть вместе с ним, повторяйте за мной.

1. Динамическая пауза «Зима»

Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют.

За окном мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Руки, руки потирают,

Руки, руки согревают.

Чтоб не зябли наши руки,

Мы похлопаем в ладоши.

Вот как хлопать мы умеем,

 Вот как руки мы согреем.

 Чтоб не зябли наши ноги,

 Мы потопаем немножко.

 Вот как топать мы умеем,

 Вот как ноги мы согреем.

 Нам мороз теперь не страшен,

 Все мы весело попляшем.

 Вот как мы плясать умеем,

 Вот как ноги мы согреем.

 Как играем: Красота!!!

 Теперь садимся на места.

-Молодцы, ребята!

- Давайте, ребята, расскажем нашему Ушастику, что можно делать зимой, как можно весело проводить время. Психолог раздает картинки и просит детей назвать зимние игры, которые они знают. (Ответы детей)

- Ребята наш зайка тоже очень любит кататься на коньках, давайте ему поможем попасть на каток, но у нас есть только часть карты, нам нужно выполнить задания, чтобы собрать карту, за каждое выполненное задание вы будете получать по картинке.

- Теперь я вам загадаю загадки о зимних забавах, вы внимательно послушайте, кто знает ответ поднимает руку.

1. Под ногами у меня

    Деревянные друзья.

    Я на них лечу стрелой,

    Но не летом, а зимой (Лыжи).

2. Кто на льду меня догонит?

    Мы бежим вперегонки.

    А несут меня не кони,

    А блестящие (Коньки).

- Молодцы ребята, вы получаете от меня вторую картинку.

 3.  Сперва с горы летишь на них

      А после в гору тянешь их. (Санки).

 4.  Зимой забава есть одна. 
     В ней меткость, ловкость всем нужна. 
     А как «снаряды» называешь, 
     Что лепишь и в друзей бросаешь? (
Снежок)   

  5.  Появился во дворе

       Он в холодном декабре.

       Неуклюжий и смешной

       У катка стоит с метлой.

       К ветру зимнему привык 

        Наш приятель … (Снеговик)

           

-Молодцы ребята, вы получаете от меня третью картинку нашей карты.

       

III этап. Практический.

  1. Задание «Дорисуй»  

 

Цель: развитие памяти, внимания и наглядно-образного мышления.

-Ребята давайте поможем нашему зайчику дорисовать снеговика.

Дети сидят за столом. Психолог ставит пред ними мольберт, на котором нарисован рисунок снеговика с недостающими деталями. Дети рассматривают рисунок и по очереди называют недостающие детали, выходят по одному и дорисовывают картину. Если ребенок правильно определил местонахождения предмета, дети хлопают в ладоши. Каждый ребенок должен дорисовать недостающий предмет.

- Молодцы ребята, вы отлично справились и получаете четвертую картинку.

  1. Игра «Снежок я несу и не уроню»

 Цель: Развивать произвольность, самоконтроль и координацию движения;

   - Ребята, зайка нам принес волшебный мешочек, давайте посмотрим, что       там внутри.

На расстоянии 3-4 метра друг от друга ставятся два стульчика.

Дети делятся на две команды. Команды строятся напротив стульчиков.

Психолог кладет снежки на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы донести снежки, предать их участникам своей команды и вернуться на место. Дети, получившие снежки, выполняют те же действия. Упражнение может повторяться несколько раз.

-  Молодцы ребята, вы получаете пятую картинку.

  1. Упражнение «Солнечный лучик»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

 - Мы играли, мы играли и немножечко устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик коснулся глаз- откройте глаза; коснулся лба- пошевелите бровями; коснулся носа- наморщите нос; коснулся губ- пошевелите губами; коснулся подбородка- подвигайте челюстью; коснулся плеч- приподнимите и опустите плечи; коснулся рук-потрясите руками. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся- вставайте, ребята.

 

- Ребята вы получаете шестую картинку. Мы можем теперь составить карту. Что у нас получилось? (Каток)

-Молодцы ребята теперь зайчик сможет отправиться на каток.

- А что нужно зайчику чтобы пойти на каток? (Коньки). Он так торопился, что все коньки перепутал. Давайте ему поможем найти пару коньков.

4. Игра «Найди пару»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в команде.

- А что нужно зайчику чтобы пойти на каток? (Коньки). Он так торопился, что все коньки перепутал. Давайте ему поможем найти пару коньков. Каждому ребенку выдается конверт с картинками разных коньков, дети должны найти у другого ребенка подходящую пару, обменяться и раскрасить ее.

VI этап. Заключительный.

Рефлексия.

-Ребята наше занятие подошло к концу, вы отлично справились со всеми заданиями, я приглашаю вас построиться. Психолог передает детям массажный мяч. Дети передают массажный мяч другу и делятся впечатлениями о прошедшем занятии.



Предварительный просмотр:

Занятие «Зимние игры»

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

1.Снять психоэмоциональное и телесное напряжение;

2. Развивать внимание и наглядно–образное мышление;

3. Развивать память и внимание.

4. Развивать произвольность, самоконтроль и координацию движения;

5. Способствовать сплоченности и умению работать в команде;

Материалы: Кукла бибабо (зайчик), мольберт, фломастер, снежки, массажный ежик, «волшебный мешочек», цветные картинки, конверты с раскрасками.

План:

I этап. Организационный.

Приветствие

 -Ребята! А кто это к нам пришел? (Зайка)

- Это мой друг - зайчик Ушастик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, расскажите зайчику какое у вас настроение.

Дети здороваются с Ушастиком.

 - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)

- Какие вы знаете признаки зимы? (Дети называют приметы зимы: Снег, сугробы, лед, холод, и т.д.)

II этап. Мотивационный.

 - Ребята, наш зайчик очень любит играть и предлагает вам поиграть вместе с ним, повторяйте за мной.

1. Динамическая пауза «Зима»

Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют.

За окном мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Руки, руки потирают,

Руки, руки согревают.

Чтоб не зябли наши руки,

Мы похлопаем в ладоши.

Вот как хлопать мы умеем,

 Вот как руки мы согреем.

 Чтоб не зябли наши ноги,

 Мы потопаем немножко.

 Вот как топать мы умеем,

 Вот как ноги мы согреем.

 Нам мороз теперь не страшен,

 Все мы весело попляшем.

 Вот как мы плясать умеем,

 Вот как ноги мы согреем.

 Как играем: Красота!!!

 Теперь садимся на места.

-Молодцы, ребята!

- Давайте, ребята, расскажем нашему Ушастику, что можно делать зимой, как можно весело проводить время. Психолог раздает картинки и просит детей назвать зимние игры, которые они знают. (Ответы детей)

- Ребята наш зайка тоже очень любит кататься на коньках, давайте ему поможем попасть на каток, но у нас есть только часть карты, нам нужно выполнить задания, чтобы собрать карту, за каждое выполненное задание вы будете получать по картинке.

- Теперь я вам загадаю загадки о зимних забавах, вы внимательно послушайте, кто знает ответ поднимает руку.

1. Под ногами у меня

    Деревянные друзья.

    Я на них лечу стрелой,

    Но не летом, а зимой (Лыжи).

2. Кто на льду меня догонит?

    Мы бежим вперегонки.

    А несут меня не кони,

    А блестящие (Коньки).

- Молодцы ребята, вы получаете от меня вторую картинку.

 3.  Сперва с горы летишь на них

      А после в гору тянешь их. (Санки).

 4.  Зимой забава есть одна. 
     В ней меткость, ловкость всем нужна. 
     А как «снаряды» называешь, 
     Что лепишь и в друзей бросаешь? (
Снежок)   

  5.  Появился во дворе

       Он в холодном декабре.

       Неуклюжий и смешной

       У катка стоит с метлой.

       К ветру зимнему привык 

        Наш приятель … (Снеговик)

           

-Молодцы ребята, вы получаете от меня третью картинку нашей карты.

       

III этап. Практический.

  1. Задание «Дорисуй»  

 

Цель: развитие памяти, внимания и наглядно-образного мышления.

-Ребята давайте поможем нашему зайчику дорисовать снеговика.

Дети сидят за столом. Психолог ставит пред ними мольберт, на котором нарисован рисунок снеговика с недостающими деталями. Дети рассматривают рисунок и по очереди называют недостающие детали, выходят по одному и дорисовывают картину. Если ребенок правильно определил местонахождения предмета, дети хлопают в ладоши. Каждый ребенок должен дорисовать недостающий предмет.

- Молодцы ребята, вы отлично справились и получаете четвертую картинку.

  1. Игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

 Цель: Развивать внимание, самоконтроль и координацию движения;

   - Ребята, зайка предлагает нам поиграть в игру.

- Когда зайка скажет слово «сосульки», вы медленно опускаетесь в низ на корточки, изображая таяние сосулек; Когда зайчик скажет слово «сугробы», вы разводите руки в сторону, изображая большой сугроб, когда зайчик скажет слово «снежинки», вы кружитесь изображая танец.

-  Молодцы ребята, вы получаете пятую картинку.

  1. Упражнение «Солнечный лучик»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

 - Мы играли, мы играли и немножечко устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик коснулся глаз- откройте глаза; коснулся лба- пошевелите бровями; коснулся носа- наморщите нос; коснулся губ- пошевелите губами; коснулся подбородка- подвигайте челюстью; коснулся плеч- приподнимите и опустите плечи; коснулся рук-потрясите руками. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся- вставайте, ребята.

 

- Ребята вы получаете шестую картинку. Мы можем теперь составить карту. Что у нас получилось? (Каток)

-Молодцы ребята теперь зайчик сможет отправиться на каток.

- А что нужно зайчику чтобы пойти на каток? (Коньки). Он так торопился, что все коньки перепутал. Давайте ему поможем найти пару коньков.

4. Игра «Найди пару»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в команде.

- А что нужно зайчику чтобы пойти играть в снежки? (Варежки). Он так торопился, что все варежки перепутал. Давайте ему поможем найти пару варежек. Каждому ребенку выдается конверт с картинками разных варежек, дети должны найти у другого ребенка подходящую пару, обменяться и раскрасить ее.

VI этап. Заключительный.

Рефлексия.

-Ребята наше занятие подошло к концу, вы отлично справились со всеми заданиями, я приглашаю вас построиться. Психолог передает детям массажный мяч. Дети передают массажный мяч другу и делятся впечатлениями о прошедшем занятии.



Предварительный просмотр:

             Дидактическая игра «Что Хорошо? - Что плохо?».

 Данная экологическая игра «Что Хорошо? - Что плохо?». Предназначена для                 воспитанников младшего и старшего возраст бережного отношения к окружающему миру. Она способствует формированию бережного отношения к окружающему миру, а также безопасному поведению на природе. Игра учит детей оценивать возможные негативные ситуации для окружающего мира и находить их пути решения. Формирует первоосновы экологического мышления, сознания и экологической культуры.

Вид игры: Настольно – печатная.

Возраст детей: –  5-7 лет.

Количество участников: 1-3 человек.

Цель:

 - Дать детям представление о нравственной стороне отношения к
   природе.

Задачи:

- Формировать желание оберегать и охранять природу;

-  Развивать бережное отношение и любовь к природе, ко всему живому;

- Развивать представления о том, какие действия вредят природе;

- Развивать интерес и любовь ко всему живому;

- Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

- Расширять словарный запас слов.

Состав: картонное поле с пластиковыми карманами и конвертами, 6 цветных картинок, 12 смайликов- пиктограмм, юла со стрелкой.

                                        Правила игры.

Воспитанники располагаются за столом. Перед ними раскладывается игровое поле с картинками поступков и поведения людей на природе.  На игровом поле расположены конверты с пиктограммами - смайликами с помощью которых дети могут оценить поступок или поведение людей. Ребенок запускает стрелочку, когда стрелочка останавливается на картинке, ребенок должен определить хороший поступок изображен на картине или плохой и выбрать соответствующую пиктограмму.

Комментарии к игре: игрокам на протяжении всей игры задаются вопросы:

- Что изображено на картинке (какое действие?)

- Хороший поступок совершают люди или плохой?

- Как это отразится на окружающей среде? (в природе)

- С какой пиктограммой- смайликом можно соотнести данный поступок?

Результат: дидактическая игра «Что Хорошо? - Что плохо?» помогает развить любовь к природе и окружающей среде. Показывает важность ответственности человека за экологическую обстановку планеты.



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для родителей и детей.

Люди разных возрастов любят сказки. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Каждый раз я убеждаюсь в этом, когда использую сказки, метафоры и притчи на своих встречах с родителями и детьми. В ответ люди раскрываются, откликаются.

Часто они находят в этих историях что-то нужное, важное и это становится очень ценным для них, ведь эту ценность на пути к осознанности ситуации они получили через собственный опыт и внутренний голос.

Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков-той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус.

Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии, как о методе, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно).

Для сказочного героя легче придумать выход из положения, ведь в сказке все можно!

А потом этот выход, оказывается можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что в сказке всегда все хорошо кончаются. Практически в каждой сказке можно найти свой скрытый психотерапевтический смысл, важно лишь желание его увидеть.

Сказкотерапия- это лечение сказками, совместное открытие вместе с ребенком его скрытых ресурсов: тех знаний которые уже живут в его душе и могут оказать психотерапевтический эффект. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: сознания и подсознания, что дает особые возможности для коммуникации. Поэтому сказку вполне можно назвать проекцией нашей бессознательной жизни.

Слушая и читая сказки, человек накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». В процессе консультирования психолог обращается как к жизненному опыту человека, так и к его сказочному «банку», и именно это часто позволяет приблизиться к наглядности решения проблемы, через проецирование поступков героев на свою жизнь. Это позволяет изменить свое мышление, поведение, следовательно облегчает путь к нужному решению. Человек может встать на путь личностного развития, приобретение навыков конструктивного общения с людьми, излечения невротических расстройств и соматических заболеваний.

Сказкотерапия может помочь найти путь преодоления собственных трудностей и решение таких общечеловеческих проблем, как одиночество зависимость, страх и агрессия, поиск смысла и ценности жизни.

И это неудивительно. Ведь в сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе сделать свою жизнь полноценной, сохранив при этом индивидуальность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"

В апреле 2013 года в  детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....

семинар для педагогов "Сказкотерапия для детей и взрослых"

В работе описывается понятие сказкотерапии, применение метода в работе с детьми и взрослыми....

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречивом мир...

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречи...

Сказкотерапия для детей и взрослых

Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это захватывающая история с волшебством и специфическими персонажами, которая всегда заканчивается победой добр...

«Игры с бумагой для детей и взрослых» Консультация для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых»

laquo;Игры с бумагой для детей и взрослых»Консультация для родителей«Игры с бумагой для детей и взрослых»...

Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...