семинар для педагогов "Сказкотерапия для детей и взрослых"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В работе описывается понятие сказкотерапии, применение метода в работе с детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 83»

Семинар для педагогов детского сада

На тему: «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей»

Составил: педагог – психолог

Трофимова Г.Р.

Нижнекамск

  • Вы хотите лучше узнать ребенка?
  • Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получилось лучше понимать друг друга?
  • Вам кажется, что у ребенка психологические проблемы и трудности?
  • Вам хочется развлечь детей так, чтобы это приносило пользу?
  • Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?

Тогда, как нельзя лучше вам подойдет метод сказкотерапии.

                

Зачем нужны сказочные истории?

Сказка  – древнейший способ человеческого общения и, наверное, один из наиболее,  подходящих детям.

Сказочные истории в жизни ребенка играют исключительно важную роль, так как они помогают преодолеть психологические проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально детей и направленные на решение  конкретных проблем. Такие истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций и преодолеть личностные проблемы и трудности.  

Все истории сказкатерапии являются проблемно- ориентированными, т.е.  каждая из них предназначена для решения какой – то одной проблемы или нескольких сразу.

Что могут дать такие истории детям?

Во – первых, у ребенка возникает ощущение, что вы его понимаете и готовы помочь ему.

Во – вторых, в результате работы с коррекционными или терапевтическими сказками  у детей формируется «механизм самопомощи» или «самовоспитания», т.о. они самостоятельно научаются  находить пути разрешения в сложившейся жизненной ситуации.

В- третьих, сказки,  дают возможность выбрать один наиболее приемлемых  вариантов выхода из сложных жизненных ситуаций.

Истории предназначены для 4 возрастов: дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего.

Сказочные истории можно разделить на четыре группы тем, которые они поднимают:

  1. трудности, связанные с общением это конфликты, противоречия, обиды, возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
  2. переживание ощущения чувства неполноценности.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста, т.е. с кризисами возраста.

Как использовать сказочные истории?

Самый простой  способ это чтение ребенку вслух. Даже, если ребенок хорошо читает- важно, чтобы это делали вы.

Для детей подросткового возраста история может быть выучена наизусть и достаточно естественно рассказана виде забавной истории.

В конце каждой сказки важно ее обсуждение. Можно попросить ребенка высказать свое мнение относительно рассказанной истории.

Если во время чтения сказки ребенок хочет сказать все, что он думает – остановитесь и выслушайте его.

После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, по итогам прочтенной сказки. Рисование поможет лучше проникнуться проблемой  и осознать ее, а  успокоить и снять напряжение, вызванное обсуждением сказки.

Существует проблемные истории и для взрослых, которые помогают осознать, а затем и решить конкретную проблему.

Вот одна из них:

«Как свинья пострадала за правду»

(коррекция навыков грамотной критики и принятия критики)

Рекомендации для взрослых. Критика со стороны других сильно снижает самооценку. Почти все кого критикуют, начинают защищаться и отрицать критику, вернее, то за что его критикуют. Критика, как средство манипулирования применяется очень часто, другими словами, если  действительно хочешь, всегда найдешь к чему придраться.

Как вы думаете, что такое критика, зачем она нужна, в каких случаях она приносит пользу тому, кого критикуют, и как отличить желание сделать добро,  от желания сделать больно другому, прикрываясь благими намерениями.

Скажите, зачем это бывает нужно критикующему и что он от этого получает в итоге.

Мы легко находим, за что критиковать, используя систему представлений «правильно - неправильно». Мы навязываем свои представления, и большинство из нас привыкло автоматически принимать ту систему, которую нам навязывают.

Следует делать различия между правдой которую нужно признавать и представлениями «правильно – неправильно» , которые вам навязывают.

Для того, чтобы лучше справляться с критикой, не нужно ни защищаться, ни отрицать, ни критиковать в ответ, а вести себя словно вы «туман на море». Такой туман очень стойкий, мы не видим сквозь него ничего. Он не создает препятствий  для перемещения и не дает сдачи. В вас, как в туман могут бросить камень критики и это не причинит вам вреда. Вы же густой туман. Таким образом критикующий камень  прекращает спорить с вами таким стойким туманом. Так же стойко вы можете вести себя в ответ на критику, например:

Согласиться с любой правдой (Да, я действительно так сделала).

Вы можете согласиться с возможной правдой (если ты этого не сделаешь, то у тебя ничего не получится.) Можно согласиться так: Возможно, если я это не сделаю, то у меня ничего не получится.

Давайте потренируемся в грамотной критике, не называя при этом участников тренинга. Пусть это будут воображаемые  люди.

Например: подруга покрасила волосы в нечто яркое невообразимое.

Моя реакция: Здорово, супер, ты решилась! Как я тебе завидую, ты такая смелая! А эта та расцветка, которую ты хотела? Когда будешь красить волосы в следующий раз – посоветуйся с мастером- я бы ушла от ярко – рыжего в более коричневый, он тебе больше к лицу. Но мне все равно очень нравится.

После прочтения сказки можно поиграть в «аукцион», где участники тренинга пишут свои отрицательные качества, складывают в общую кучу, и ведущий, вытаскивая поочередно лот с отрицательным качеством, предлагает играющим назвать положительные назначения этого качества.

Например: «стеснительность». Зато ты… в данном случае скромная, умение слушать, таких людей больше любят. За каждое положительное назначение назвавшему,  дается бонус. Обладатель этого качества, слушая выступающих, делает соответствующие выводы. В конце определяется победитель, набравший наибольшее количество бонусов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...

Конкурс.Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых»

Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых».  Задачи специалистов ДОУ заключаются в том, что бы и опыт и навыки и знания ребенок получал в комфортных для него условиях. П...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»...

Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"

Представлен опыт работы проведения семинара - практикума  по развитию правильной речи детей и взрослых...

Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»

Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых» для воспитателей...

Семинар-практикум «Развиваем речь детей и взрослых»

Часть I. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит...