Статья: "Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по коррекционной педагогике

Чижова Екатерина Сергеевна

 Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладению ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью  речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.    Развитие коммуникации у детей с общим недоразвитием речи является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становление его личности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии (Логопедия, с. 16).

Вопросом изучения коммуникации детей с общим недоразвитием речи занимались О. Е. Грибова, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева и многие другие ученые. Тем не менее, данный вопрос не теряет своей актуальности и в настоящее время.

 Большинство детей с общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. В исследованиях С. Н. Шаховской экспериментально выявлены и детально проанализированы особенности речевого развития детей  с тяжелой патологией речи.  По мнению автора, «общее недоразвитие речи – многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи» (Шаховская). Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития не обеспечиваются.

Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи – коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими.

Н. И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого – мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий. (Жинкин)

Мустаева Е. Р. в своих работах подчеркивает, что у детей с недоразвитием речи наряду с основными (речевыми) трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. У детей с тяжелой речевой патологией часто имеются затруднения в  понимании обращенной речи, вследствие чего процесс их ознакомления с окружающим предметным миром оказывается обедненным, поверхностным.

О наличии серьезных трудностей в организации речевого общения детей с общим недоразвитием речи говорится в работах Павловой О. С., Чиркиной Г.В., Федосеевой Е. Г., Грибовой О. Е. и других (Грибова; с. 7). Исследования показали, что у таких детей наблюдаются снижение мотивационно-потребностной сферы, трудности реализации речевых средств, недостаточное усвоение языковых понятий.

В последние десятилетия в общей педагогике сложился новый подход к изучению проблемы речевого развития детей. На первый план все больше выходит не формирование у детей языковой системы как таковой, сколько развитие личности в аспекте коммуникативной компетентности (Сборник научно-методических трудов, Логинова, с. 187).  Сейчас формирование коммуникативной компетентности в образовательном стандарте поставлено на первое место. Решение этой задачи обеспечит «развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании» (Сборник нормативных документов, Днепров).

При коммуникативной компетентностью понимается способность личности осуществлять речевую деятельность, используя разнообразные языковые средства в различных ситуациях общения (Сборник научно-методических трудов, Логинова, с. 187).

В современной логопедии расстройство процесса коммуникации рассматривается как одна из основных проблем, возникающая вследствие нарушенного речевого развития. Данное расстройство может быть обусловлено у детей не только недостаточностью опыта общения и затруднениями в применении вербальных средств общения, но и недостаточностью мотивационной сферы, мыслительной деятельности (Сборник научно-методических трудов, Логинова, с. 187).

Нарушение коммуникативной функции речи выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Работа с детьми должна быть направлена на формирование лингвистических и речевых компетенций, позволяющих решать как познавательные, так и личностные задачи. Формирование коммуникативной компетенции предполагает не только развитие изолированного навыка, но и должна быть направлена на включение ребенка в активную деятельность, обеспечивающую его успешную адаптацию в социуме.

Речь играет важную роль в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации. Ни у кого не вызывает сомнения, что при низком уровне речевого развития возникают трудности в усвоении программы, детям очень не просто контролировать свое поведение и речь, устанавливать коммуникацию и адаптироваться в социуме.

С самого рождения до полноценного развития ребенку необходимо общение. В первые годы жизни закладываются основы деятельности растущего ребенка. В процессе общения у ребенка формируется образ самого себя, образ взаимоотношений с другими людьми, избирательные привязанности, духовность. Общение с  взрослым влияет на психическое развитие ребенка. Трудности общения детей с нарушением речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации, снижения потребности в общении. Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и монологической речи. Особенностями поведения являются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. У детей с общим недоразвитием речи может отмечаться избирательная контактность с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными  навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в семьях с разным типом воспитания.

Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми тради­ционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологи­ческой помощи детям....

Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".

Практика показывает, что у большинства  дошкольников с ТНР существуют не только   речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...