Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста: лексический и грамматический строй речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

Для дошкольников с речевым недоразвитием представляет особую сложность овладение грамматическими категориями.  Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста: лексический и грамматический строй речи

У детей с нарушениями речи коммуникативная функция имеет свои особенности: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, дефекты звукопроизношения, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются:

- снижение потребности в общении;

- несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая);

- особенности поведения;

- незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации, негативизм.

У детей с общим недоразвитием речи, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. 

Для дошкольников с речевым недоразвитием представляет особую сложность овладение грамматическими категориями.  Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системы грамматики русского языка.

Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов некоторых прилагательных (помалюскин стул – маленький, деревко – дерево, михная шапка – меховая).

Много ошибок дошкольники допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит – идёт, вместо спрыгивает – прыгает, вместо пришивает – шьёт).

В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (я иглаю синей мятей – я играю синим мячом).

Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ, дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО, предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА).

Характерные ошибки в употреблении предлогов:

- опускание предлогов (Паток лезит тумке – платок лежит в сумке);

- замена (кубик упай и тая-кубик упал со стола);

- недоговаривание (полезя а дево-полезла на дерево, посля а уиса-пошла на улицу).

Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна – окны, стулья – стулы).

Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных в роде, числе, падеже.

У детей обнаруживается несформированность навыков практического словообразования:

- относительные прилагательные от существительных (морковь – морковный – морковенный);

- уменьшительно – ласкательная форма (ведро – ведерко – ведрочко)

Практика показывает, что зачастую родители не слышат неточности в употреблении слов своих детей, а иногда и сами неправильно изменяют и образуют слова. Важно, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Работа учителя – логопеда по формированию                           лексико-грамматического строя речи включается в часть ежедневного индивидуально-подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения. В содержание работы включены дидактические игры и упражнения, словесные игры.   Словесные игры – огромная находка для нас педагогов, для родителей. В них можно играть всегда и везде: на любых занятиях, на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, когда ждете возле музыкального, спортивного зала, у медицинской сестры на термометрии, когда что то вырезаете, мастерите, всегда и всюду. Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка, пополняют словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции, дети учатся изменять и преобразовывать слова, быстро находить нужный ответ, точно и четко формулировать свои мысли.

Работу нужно проводить по следующим направлениям:

1. упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

2. упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

3. составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

На первом этапе работы можно использовать игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращать внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводить приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходить к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие лексико-грамматических категорий.

Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т. д.) использую и при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал, можно проводить игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ раздается детям разноцветный кружок. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Игра "Чей хвост, чья голова?" помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т. д., в умении использовать цвета и оттенки. Как усложнение – можно предложить детям составить описательные рассказы по определенной теме.

Цель дидактической игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. детям первой команды предлагается рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; вторая команда подбирает глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; третья команда называет слова (наречия или прилагательные, характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая, холодно (холодная, пасмурно (пасмурная, ветрено (ветреная, солнечно (солнечная).

После знакомства детей со сложными предлогами можно провести игру "Что изменилось?". Цель игры - закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предложить детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.

Для формирования представлений о части суток можно использовать игры: "Кто работает рано утром?", "Кто работает днем?", "Кто работает ночью?".

Игра "Было – будет" способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагается послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом, упражняя их в употреблении глаголов.

Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению.

Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» детям раздаются картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечают на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем логопед произносит только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, продолжают предложение.

При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагается детям составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

Придумывая предложения с разделительным союзом или, используется дидактическая игра "Что буду делать?" Предлагается одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: "Что он делает?"

В дальнейшем используются дидактические игры "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Цель этих игр - учить детей составлять сложносочиненные предложения.

1. Развитие словообразования.

С целью развития словообразования используются с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?»«Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?»«Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?»«Какой суп?»«Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Мой, моя, мое, мои»«Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной речевой цели;

- чередование и вариативность игр и упражнений.

Таким образом, использование дидактических, словесных игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Если играть с детьми в такие игры каждый день, мы воспитаем у детей желание заниматься умственным трудом, что является важным в дальнейшем его развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".

Практика показывает, что у большинства  дошкольников с ТНР существуют не только   речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...