Обучение ориентировке в пространстве детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Обучение ориентировке в пространстве детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

Обучение ориентировке в пространстве

Обучение детей ориентировке в пространстве дефектолог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов. На каждом из них большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием. На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе», Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке. Третий этап – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. Четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе».

Для  обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» дефектолог  формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). ,Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе - дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: (Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»).

Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Они учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным  предметам или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Проводятся занятия, на которых дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проходят индивидуально в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переезжает на новую квартиру» и т.п. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Своими инструкциями и вопросами дефектолог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность, поддерживает интерес. При обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели он берет руки ребенка в свои и направляет движения, помогая воспринять форму, особенности строения каждого предмета. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком на макете. Все действия ребенка и педагога сопровождаются словесными пояснениями с постепенным вовлечением в это ребенка

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Обучение социально-бытовой ориентировке

В курсе социально-бытовой ориентировки дефектолог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки предметно-практической деятельности. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным  использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными  действиями. Дефектолог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Дефектолог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

В разделе курса по социально-бытовой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» дефектолог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т.п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение своего лица.  Позже дефектолог предлагает составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребенка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создается представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей, черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Методическая работа

Составляющей частью деятельности дефектолога является методическая работа, в которую входят следующие направления:

- посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно.  Каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия;

- выступления на педагогических советах мя ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками;

- организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

-- индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы;

- показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

- пропаганда дефектологических знаний - организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов.

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями. Как и методическая работа, она включает в себя несколько направлений:

- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

- консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

- индивидуальное консультирование родителей по вопросам. касающимся конкретного ребенка;

- проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями дефектолога;

- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

- выставки детских работ, выполненных на занятиях дефектолога;

- задания на дом (на выходные дни, на лето).

Документация дефектолога

Дефектолог в дошкольном учреждении ведет специальную документацию, к которой относятся: индивидуальные карты развития ребенка, перспективный план работы, календарный план работы, график работы, табель посещаемости детьми занятий.

В индивидуальную карту развития вносятся сведения о ребенке,  диагноз, имеющиеся сопутствующие заболевания. Здесь же фиксируются результаты обследования и динамика развития ребенка.

Перспективный план работы  составляется на срок от одного до трех месяцев и более. В перспективном плане намечаются общие задачи коррекционной работы дефектолога с детьми данной возрастной группы на определенный период, методическая работа с воспитателями, а также работа с родителями. Планируя методическую работу с воспитателями, дефектолог отмечает, какие сообщения будут сделаны на советах педагогов, какие консультации, семинары для воспитателей будут проведены, какие открытые просмотры занятий будут организованы. В разделе работы с родителями дефектолог  намечает тематику выступлений на родительских собраниях, указывает темы консультаций для родителей, которые могут уточняться, изменяться в ходе пребывания детей в детском саду и общения дефектолога с их родителями.

Календарный план работы  - это планирование ежедневных коррекционных занятий с детьми. В календарном плане должны быть указаны год, число, день недели, номер группы, из которой дефектолог берет детей на подгрупповые занятия. Кроме того, необходимо назвать вид занятия (напримep, развитие зрительного восприятия), его тему (например, «Цветной мир вокруг нас»), указать решаемые на данном занятии задачи, используемый игровой, демонстрационный и раздаточный материал; основные методические приемы коррекционного обучения на данном занятии и его краткое содержание (перечисление проводимых с детьми игр и упражнений). Индивидуальные коррекционные занятия также отражает в календарном плане (с указанием детей, с которыми они проводятся, и решаемых задач, перечисляются также игры и упражнения, которые с каждым: ребенком проводятся) . В плане дефектолог еженедельно оставляет одну-две страницы для записи наблюдений. Эти записи являются ценным материалом, для составления психолого-педагогических характеристик детей, помогают дефектологу также проследить динамику развития каждого ребенка.

В графике работы указывает, в какие дни недели и в какие часы проводятся коррекционные занятия с детьми.

В дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с НОДА, задачи развития осязания и мелкой моторики включаются во все коррекционные занятия.

Табель посещаемости детьми занятий дефектолога также является необходимым документом, отражающим ее систематичность и целенаправленность. Ведение табеля помогает отслеживать часто болеющих и пропускающих занятия детей, своевременно оказывать им индивидуальную помощь в восполнении пробелов в овладении программным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

Обучение ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста с проблемами зрения

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме челов...

Рекомендации для родителей по обучение ориентировке в пространстве

Рекомендации родителям для адаптации детей в окружающей среде....

Консультация "Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению ориентировке в пространстве"

laquo;Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению ориентировке в пространстве»...