Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
статья по теме

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovka_v_prostranstve_detey_s_narusheniem_zreniya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения.

У детей с нарушением зрения за счет ограниченных зрительных возможностей затруднена ориентировка в пространстве, поэтому, воспитание ориентировки в пространстве начинается с выделения пространственных отношений своего собственного тела, дети учатся выделять правую и левую руки и другие парные части своего тела, направления от себя: вперед (впереди), назад (позади), вверху, внизу.

Усвоить направления вперед, назад, налево, направо, помогают игры с использованием стрелок – указателей, например, прячется игрушка и педагог предлагает найти ее  с помощью стрелки, острый конец которой показывает, куда нужно идти.

Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз: «Шарик высоко – не достать, а сейчас я опущу его вниз».

Для закрепления пространственных направлений можно использовать еще одну игру – «Где звенит колокольчик?». Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Педагог ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук.

Дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Путешествие» и т.д. Например, в игре «Найди спрятанную игрушку», ребенок выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Чтобы ее найти, входящему указывают направление в одном случае словесно: «Иди от стола, до ковра, от ковра поверни направо, сделай три шага и там ищи!» В другой раз педагог может обозначить направление на полу стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, потом поверни туда, куда показывает синяя, затем пройди три шага и ищи». При повороте ребенок должен сказать, куда он повернул: направо или налево.

Дети также учатся определять и обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Например: «Впереди меня – стол, позади меня – шкаф, справа – дверь». Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. В игре «Куда бросим мяч?» дети встают в круг. Педагог дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой, тому, кто слева от тебя и т.д.». Игру «Что изменилось?» можно провести за столом. Водящий ребенок должен сказать, кто сидит впереди него, кто – слева, кто – справа. Затем он закрывает глаза, а дети меняются местами. Открыв глаза, водящий определяет, что изменилось. Например: «Аня сидела сзади, а теперь слева. Рома сидел слева, а теперь впереди меня».

С помощью педагога ребенок учится ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Настя, а сзади – Максим ». В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать различный материал – игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются и словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, педагог начинает предложение: «Рома подбросил мяч … (вверх); Наш зал находится  … (наверху), а кухня … (внизу)». Отвечает тот ребенок, кому бросили платок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

"Ориентировка в пространстве дошкольников с нарушением зрения"

В статье описываются проблемы ориентировки в пространстве дошкольников со зрительной патологией...

Игра-квест как средство развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями зрения.

Такая форма образовательной деятельности, как квест, активизирует познавательный интерес детей, побуждает их применять на практике свои знания, умения и навыки....

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал по ориентировке для детей с ОВЗ...