конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период времени с применением различных атрибутов, а также нетрадиционных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rybalka.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема:  «Рыбка, рыбка, где ты спишь?».                                                              

  Цель: Закрепить и уточнить значения слов «далеко, близко, дальше, ближе». Познакомить с понятием «глубоко», тождественным понятию «далеко».  Определять и словесно называть пространственное расположение предметов с точкой отсчета от себя и на листе бумаги (слева, справа, в середине и т.д.); понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесной инструкцией педагога и с помощью зрительных ориентиров.

  Коррекционная задача: Развитие  зрительно-моторной координации, цветовосприятия, прослеживающий функции глаз, бинокулярного зрения, глазомера, воображения.

  Воспитательная задача: Воспитание любознательности; этикета общения; бережного отношения к природе.

Предварительная работа:  Проведение д/игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве (понятие «далеко – близко»); беседы о зимних явлениях в природе (жизнь обитателей водоема), экскурсия на Волгу - наблюдение за рыбаками; рассматривание следов на снегу.

 Словарная работа:  Прорубь, дно, глубина, глубоко, дальше, ближе.                                                                                                                                                       Д и р. материал: Демонстрационный материал: макет проруби на заснеженной поверхности участка  - коробка без верха, покрытая оргстеклом, на дне которой лист ватмана с изображением разноцветных рыбок в разном расположении: синяя - внизу; зеленая – вверху; красная – в середине; желтая – справа; коричневая – слева; костюм рыбака с удочкой и ведром.

Раздаточный материал: рыбки по количеству детей, 2 удочки, снежки из ваты, ведерки, палочки для рисования на снегу.

1. (дети с педагогом стоят спиной к участку) - Ребята, отгадайте загадку: «Блещет в речке чистой, спинкой серебристой» (рыбка) – педагог читает стихотворение    И. Токмаковой:
                         Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                         Лисий след ведёт к норе,
                        След собачий — к конуре.

                         Белкин след ведёт к дуплу,
                        Мышкин — к дырочке в полу.

                         Жаль, что в речке, на воде,
                        Нет следов твоих нигде.
                        Только темень, только тишь.
                        Рыбка, рыбка, где ты спишь?  (И.Токмакова)
                                                                                                                                                     Кто знает, где рыбка проводит зиму?  (подо льдом). Как вы думаете, можно ловить рыбу зимой? А вы хотите побывать на зимней рыбалке? Тогда давайте представим, что наш участок – это река, покрытая льдом и снегом, а мы туда пойдем.                                                                                                                       2. Но в начале пути мы потренируем наши глазки:                                                         зрительная гимнастика «Наши глазки»

Глазки смотрят высоко,                  движение глазами вверх

        Глазки смотрят низко,                                          вниз

        Глазки смотрят далеко,                                       вдаль

        Глазки смотрят близко.                                       на нос

3. (педагог предлагает детям повернуться лицом к участку, на котором  видны контуры  следов животных и человека, а на заднем плане – рыбак с удочкой) – ребята, вы узнаете наш участок? Он превратился в настоящую речку подо льдом и снегом. Кого вы видите здесь? (рыбака с удочкой) Где стоит рыбак: далеко или близко? (далеко). А что вы видите близко от себя? (следы). Как вы думаете, чьи это следы и куда они ведут? (рассматривание следов: следы человека направлены прямо вперед, а следы собаки криво - слева направо). Как вы думаете куда ведут эти следы? (Оба пути ведут к рыбаку)  - Посмотрите, он машет нам и предлагает подойти к нему поближе. По какому пути нам лучше идти, чтобы раньше прийти? Какой путь, по-вашему, близкий? (по следам человека). А какой далекий? (по следам собаки). Давайте проверим это – Илья и я пойдем по следам собаки, а ты Игорь, пойдешь по следам человека: кто раньше придет к рыбаку (дети идут по следам). Вот видите, путь Игоря и правда самый близкий, потому что он шел вперед и прямо. А мы шли, как собачка плутала: слева направо и путь оказался далеким. А сейчас давайте поздороваемся с рыбаком.

4. Рыбак: здравствуйте ребята! Молодцы, что нашли ко мне близкий путь,         а сейчас подойдите сюда (подводит детей к макету проруби). Кто знает, что это такое? (прорубь). А от куда она берется?  (рыбаки сверлят отверстие на льду, чтобы ловить удочкой рыбу). Как называется поверхность земли под водой (дно). Где находится дно? (далеко). А можно еще по другому сказать: «глубоко». Значит, где рыбки плавают? (глубоко на дне). Давайте рассмотрим наших рыбок (дети через оргстекло рассматривают цвет и расположение рыбок на дне: листе бумаги. Красная рыбка – в середине, зеленая – вверху, синяя – внизу, желтая – слева, коричневая – справа).

5. Рыбак: молодцы, ребята! Все правильно рассказали, где какая рыбка плавает на дне. За это я вам дам половить удочками рыбок в проруби (д/игра: «Поймай рыбку на удочку»).

6. Понравилось вам  рыбалка зимой? Сколько вы поймали красивых разноцветных рыбок. Все они ваши, вы их заслужили. Теперь вы тоже настоящие рыбаки. А чтобы нам не замерзнуть на рыбалке поиграем в игру «Кто дальше бросит снежок». – Молодцы, умеете далеко бросать снежки; меткие  ребята!

7. А сейчас давайте нарисуем наших рыбок палочками на снегу: (д/упражнение «Рисование рыбок на снегу» - дети рисуют рыбок в разном расположении: справа, слева, в середине и т.д.).

8. Упражнение на релаксацию: «Красивые рыбки» (дети закрывают глаза и представляют плавающих, разноцветных рыбок)

9. Рыбак: хорошо, ребята! Очень вы мне помогли сегодня: и рыбок поймали, и узнали, что такое: «Далеко, близко, глубоко, что такое прорубь, дно». Все запомнили? А сейчас нам пора прощаться. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69

Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей  ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....

«Зимний еловый лес» Конспект итогового занятия за 2 квартал по лепке в старшей группе для детей с нарушением зрения

Цель: -Закреплять с детьми технику барельефной лепке, создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;-приемы прямого раскатывания, «размазывание и...

Годовое перспективно-тематическое планирование работы по развитию ориентировки в пространстве посредством использования дидактических игр и упражнений (старшая группа)

Планирование включает в себя и работу в организованной образовательной деятельности, и в совместной и также в самостоятельной детской деятельности. В плане присутсвуют авторские дидактические игры....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушениями зрения

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...