Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушениями зрения
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_5-6_let.docx58.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида

«Семицветик»

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в старшей группе для детей с нарушениями зрения

«Ландыши» на 2018-2019 учебный год

(третий год обучения)

             Составитель программы: учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                             Бельш М.П. (первая квалификационная категория)

         

          Принято

          Протокол педагогического совета № 2

          от 10.10.2018 года  

         

Содержание

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

         Нормативно-правовая основа………………………………………………………………     4

         Цели и задачи Программы………………………………………………………………….     4

         Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………….      4

Характеристика семей воспитанников………………………………………………………….      5

Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения…………………….      5

Планируемые результаты освоения детьми Программы

         Целевые ориентиры…………………………………………………………………………     6

         Система оценки результатов освоения Программы………………………………………     7

II. Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы

         Организация диагностического обследования……………………………………………      7

         Анализ результатов первичной диагностики развития зрительного восприятия детей …   8

         Анализ результатов первичной диагностики интеллектуального развития детей………...  9

         Направления и задачи коррекционно-развивающей работы……………………………...    10

                Развитие зрительного восприятия……………………………………………………...    10

                Формирование навыков восприятия пространства и навыков ориентировки

                в макро- и микро- пространстве………………………………………………………..    12

                Социально-бытовая ориентировка…………………………………………………….     13

         Формы организации коррекционно-развивающей работы……………………………….     14

         Методы и приемы реализации Программы………………………………………………..     14

Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно- развивающих

 и лечебно- восстановительных мероприятий……………………………………………………   15

Консультативная и информационно-просветительская работа

         Методическая работа с педагогами…………………………………………………………   16

         Взаимодействие с родителями воспитанников…………………………………………….   18

III. Организационный раздел

Режим дня……………………………………………………………………………………………  19

Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога (тифлопедагога)……………………….   20

График работы тифлопедагога…………………………………………………………………….   22

Проектирование коррекционно-развивающего процесса………………………………………..   22

Условия реализации Программы

          Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды……….   22

          Кадровые условия реализации Программы………………………………………………...   22

          Информационно-методическое обеспечение программы………………………………….. 23

Приложение

  • Карта здоровья детей
  • Схема обследования зрительного восприятия детей третьего года обучения
  • Сводная таблица результатов обследования зрительного восприятия
  • Диаграмма результатов обследования зрительного восприятия детей
  • Схема обследования интеллектуального развития детей 5-6 лет
  • Сводная таблица показателей уровня интеллектуального развития
  • Диаграмма уровня интеллектуального развития
  • Распределение детей на подгруппы
  • Таблица-сопровождение для осуществления дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми
  • График проведения индивидуальных занятий
  • Список детей (адрес, И.О. родителей)
  • Даты рождения детей в хронологическом порядке
  • Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе
  • Недельный план занятий в старшей группе
  • Расписание занятий
  • Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • письмом Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2001 года №03- 248;  
  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 года;
  • Положением о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ воспитателей, учителей-логопедов, тифлопедагогов, музыкальных руководителей МКДОУ «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик» (принято на педагогическом совете №1 от 28.08.2015).

Программа разработана на основании образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», а также Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной (М., 2003 год, рекомендована Министерством образования РФ).

Программа учитывает специфические потребности детей с нарушениями зрения, обусловленные характером зрительной патологии, структурой и глубиной зрительного дефекта, наличием вторичных отклонений, личностными качествами детей, их мотивацией и прошлым опытом, социальными условиями, временем начала коррекционной помощи, а также отношением родителей к дефекту ребенка.

Программа обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности детей, преодоление вторичных отклонений и разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Настоящая Программа является документом, позволяющим организовать коррекционно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Цели Программы:

  1. Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования через коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности и вторичных отклонений в развитии детей.
  2. Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 6 лет.

Для достижения поставленных целей Программы определены следующие задачи:

  1. Создавать условия для успешной коррекции недостатков в психофизическом и социальном развитии детей.
  2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  4. Развивать у детей сенсорные функции и перцептивные навыки.
  5. Развивать компенсаторные способы познания окружающего мира.
  6. Формировать восприятие пространства и навыки ориентировки в нем.
  7. Развивать общую и мелкую моторику, графомоторные навыки.
  8. Формировать обобщенные представления об окружающем предметном мире.
  9. Развивать мышление, все виды внимания и памяти.
  10. Развивать речевые и коммуникативные навыки детей.
  11. Укреплять и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
  12. Развивать навыки социально адаптивного поведения.

Принципы и подходы к формированию Программы:

   В процессе решения задач руководствуемся следующими принципами:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применяемости;
  • полноты, необходимости и достаточности;
  • системности;
  • единства диагностики и коррекции;
  • наглядности;
  • комплексности;
  • индивидуализации темпов и методов обучения;
  • учета зон актуального и ближайшего развития;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Следование данным принципам диктует необходимость учета в коррекционно-развивающей работе не только характера зрительной патологии детей, но и степени ее выраженности.

Срок реализации Программы – 1 год (2018 - 2019 учебный год).

Характеристика семей воспитанников группы

Национальный контингент воспитанников группы однородный. Родной язык всех воспитанников-русский, двуязычных детей нет. Исходя из этого, вся деятельность в группе осуществляется на русском языке.

Критерии

Количество

Состав семьи:

Полная семья

22

Неполная семья

3

Многодетная семья

2

В семье воспитывается 1 ребенок

11

В семье воспитывается 2 ребенка

12

В семье воспитывается 3 ребенка

2

Жилищные условия семьи:

Комната

1

Однокомнатная квартира

5

Двухкомнатная квартира

6

Трехкомнатная квартира

6

Частный дом

5

Съемное жилье

2

Образование родителей:

Высшее

16

Среднее специальное (техническое)

22

Среднее общее

6

Средний возраст родителей:

Мамы

31 год

Папы

36 лет

Особенности психофизического развития воспитанников группы

Группу посещают дети с амблиопией, косоглазием и другими глазными патологиями. У детей с нарушением функционирования зрительной системы происходят изменения в процессе приема и переработки информации на корковом уровне. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, снижение его коммуникабельности, ограничивает его ориентировку. У детей нарушены глазодвигательные функции, фиксация их взора неустойчивая. Затруднено восприятие размера предмета, его протяженности, пропорций, расстояний, страдает соотнесение цветных изображений с предметами и явлениями окружающей действительности. Дети испытывают затруднения в восприятии движения. Формирование правильных представлений и понятий замедленно из-за бедности чувственного опыта детей. У детей с амблиопией и косоглазием отмечается снижение остроты зрения. Причем на одном глазу, как правило, оно более выражено. Это ведет к нарушению бинокулярного зрения, что осложняет формирование зрительного восприятия. Дети затрудняются в установлении пространственных связей и отношений между предметами, не улавливают смыслоразличительных, цветовых и других признаков предметов. Для детей характерно быстрое утомление зрительного анализатора, низкая работоспособность, бедность представлений об окружающем мире, сниженный уровень мыслительных процессов, низкий уровень развития зрительно-моторной координации и двигательной активности, трудности ориентировки в микро-и макропространстве, нарушение в эмоционально-волевой сфере, специфические особенности деятельности, общения, социальной коммуникации.

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать не только характер зрительной патологии детей, но и степень ее выраженности. При этом используется классификация нарушений зрения М.И. Земцовой  (Приложение).

Воспитанники группы имеют различные нарушения зрительных функций:

- амблиопия – у 7 детей;

- сходящееся косоглазие – у 6 детей;

- расходящееся косоглазие – у 4 детей;

- гиперметропия – у 4 детей;

- миопия – у 5 детей;

- астигматизм – у 10 детей;

- артифакия – у 1 ребенка;

- нистагмоидно- альбинотический синдром – у 1 ребенка.

Наряду с первичным дефектом у большинства детей группы имеются вторичные отклонения в психофизическом развитии и сопутствующие заболевания:

- синдром эмоциональной неустойчивости – у 1 ребенка;

- синдром гиперактивности с дефицитом внимания – у 1 ребенка;

- астено-невротический синдром – у 1 ребенка;

- аденоиды I- II степени – у 4 детей;

- дизартрия- у 8 детей;

- задержка речевого развития – у 2 детей;

- задержка психоречевого развития – у 2 детей;

- моторная алалия – у 1 ребенка;

Планируемые результаты освоения детьми Программы

Целевые ориентиры третьего года обучения (5 – 6 лет)

Развитие зрительного восприятия:

  • Ребенок отличает основные оттенки цвета, насыщенность. Умеет узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Умеет создавать картины по образцу, словесному описанию с использованием фланелеграфа и цветных и одноцветных изображений.
  • Умеет отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, ромб, трапеция, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, конус, куб, цилиндр).
  • Умеет локализовать заданную форму: «Найди все треугольники».
  • Умеет дифференцировать сходные формы: «Раздели фигуры на две группы (круги и овалы)».
  • Умеет анализировать сложную форму предметов (их изображений) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат и т.п.): «У зайца туловище похоже на овал, голова круглая, лапы и уши – узкие овалы».
  • Умеет использовать трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
  • Умеет располагать предметы (их изображения) в возрастающем и убывающем порядке величины.
  • Умеет словесно обозначать величину предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.
  • Умеет устанавливать взаимосвязь между предметами по величине: «Шкаф выше стола», «Стас выше Ники, но ниже Коли».
  • Умеет классифицировать предметы по их основным признакам.
  • Умеет находить по части предмета целый, составлять из частей целое.

Ориентировка в пространстве:

  • Умеет обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
  • Определяет пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади).
  • Умеет передвигаться в заданном направлении. Обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).
  • Умеет ориентироваться в помещениях группы, детского сада и на участке.
  • Владеет навыками микроориентировки: на листе бумаги, на поверхности стола.
  • Умеет соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Понимает простейшую схемой пространства (кукольная комната).
  • Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе, дальше. Понимает заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

Социально – бытовая ориентировка:

  • Умеет называть окружающие предметы и материалы, их качества (форма, цвет, вкус, запах).
  • Умеет делать обобщения (одежда, обувь, мебель и т.д.), дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).
  • Умеет правильно называть некоторые профессии, вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах, результат труда.
  • Знает название своего города, домашний адрес.
  • Умеет различать проезжую часть дороги и тротуар, понимает значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора.
  • Различает эмоциональное состояние человека (радость, страх, стыд, злость и т.д.).

Система оценки результатов освоения Программы  

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая позволяет проследить динамику овладения детьми различными видами деятельности в процессе коррекционного обучения. Вместе с тем, мониторинговая деятельность тифлопедагога дает информацию об эффективности коррекционно-развивающей программы и продуктивности перспективного планирования коррекционно-развивающей работы. 

II. Содержательный раздел

Содержанием коррекционно-развивающей работы является фактический материал, без усвоения которого дети не смогут адекватно взаимодействовать с окружающей действительностью и успешно входить в общеобразовательный процесс.

Организация диагностического обследования

Всей коррекционно-развивающей работе с детьми предшествует комплексное психолого-медико-педагогическое обследование. Обследование проводится тифлопедагогом.

Диагностика проводится по «Схемам тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушениями зрения» (методика Л.В. Морозовой, М.М. Безруких, Л.И. Плаксиной, Н.В. Заикиной) в начале (сентябрь) и конце учебного года (май).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей в ходе индивидуального собеседования с целью формирования у них адекватного отношения к дефекту зрения своих детей и информационной готовности к участию в коррекционно-развивающем и образовательно-воспитательном процессах.

На основании полученных результатов тифлопедагогом в дневниках индивидуального развития детей вычерчивается диаграмма развития зрительного восприятия, проводится ее анализ и составляется программа индивидуального развития каждого ребенка. А на основании общего анализа полученных результатов тифлопедагогом определяются основные направления коррекционно-развивающей деятельности.

Анализ результатов первичной диагностики развития зрительного восприятия

В диагностике участвовало 19 детей. На начало учебного года средний показатель развития зрительного восприятия по группе – 2,2 балла.

Узнают и называют 12 цветов 14 детей (73%). Все дети (100%) соотносят предметы по цвету.  Безошибочно разложить 7 оттенков в убывании насыщенности цвета смогли 3 ребенка (15%). Хорошо выделяют цвет в окружающей среде 7 детей (36%).

Уверенно называют все геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус) только 2 ребенка (10%). Многие дети заменяют название шара на «круг» или «мячик», а название куба на «квадрат». Могут соотносить плоскостные и геометрические формы 5 детей (26%). Хорошо локализуют заданную форму 5 детей (26%). Дифференцируют сходные формы 14 детей (73%).

Безошибочно соотносят 5 предметов по величине 17 человек (89%). Самостоятельно разложить 5 предметов в возрастающем и убывающем порядке величины могут 8 детей (42%). Большинство детей испытывают затруднения при словесном обозначении величины. Называют словом понятия «длинный - короткий» - 13 детей (68%), «широкий – узкий» - 3 человека (15%), «высокий – низкий» - 1 ребенок (5%).

Оценить взаиморасположение предметов в пространстве могут 10 детей (52%). Понимают значение пространственных предлогов (на, перед, за, в) 8 детей (42%). Большинство детей испытывают затруднения при словесном обозначении предлогов «перед», «за». Уверенно ориентируется в направлениях «слева - справа» только 10 детей (52%), в направлениях «впереди - сзади» - 12 детей (63%).

С анализом образца и конструированием из 6 геометрических фигур («Собака») самостоятельно справляются 7 детей (36%), с помощью – 10 (52%), не справляются – 2 ребенка (10%). Плоскостные картинки из двух частей собирают все дети (100%), из четырех частей – 17 детей (89%), из пяти и шести частей – 16 (84%). Кубики из 4-х частей собирают 15 детей (78%), из 6 частей – 13 детей (68%), из 9 частей – 9 детей (47%).

Низкий уровень зрительного внимания отмечается у 2 детей (10%), средний уровень –            у 7 (36%), высокий уровень – у 11 детей (57%).

Восприятие сюжетной картины у большинства детей на низком уровне. Дети перечисляют объекты на картине, но не понимают и плохо оречевляют сюжет.

Предметные представления требуют уточнения и расширения. Следует обратить особое внимание на темы «профессии», «бытовая техника», «обувь» и ознакомление детей с назначением предметов окружающего мира.

Уровень развития зрительного восприятия

Разделы

Высокий

[2,5  - 3,0]

Средний

[2,0 – 2,4]

Низкий

 (меньше 2,0)

  • Зрительное внимание – 2,6

  • Восприятие цвета – 2,4
  • Восприятие формы – 2,3
  • Восприятие величины – 2,3
  • Ориентировка в пространстве – 2,3
  • Восприятие сложной формы – 2,3
  • Восприятие пространства – 2,1

  • Предметные представления – 1,9
  • Восприятие сюжетной картины – 1,7

Анализ результатов первичной диагностики интеллектуального развития детей

Диагностика проводилась по методике Барташниковой И.А. (Барташникова И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. Харьков, 1997).

В диагностике участвовали 18 детей. У одного ребенка объективно выявить уровень интеллектуального развития не удалось, так он не понимает инструкцию педагога и не справляется с заданиями. Средний показатель уровня интеллектуального развития детей в группе – 47%.

Зрительная память у детей развита лучше слуховой (47% против 31%). Устойчивость внимания на высоком уровне только у 3 детей (16%), на среднем – у 9 (50%), на низком – у 4(22%).

Произвольность внимания на высоком уровне у 3 детей (16%), на среднем – у 3(16%), у остальных (66%) – на низком. Большинство детей не справились с заданием «графический диктант». Зрительно-двигательная координация на среднем уровне – 49%.

Владеют операцией сравнения на высоком уровне 3 ребенка (16%), на среднем уровне – 6 детей (33%), на низком – 9 детей (50%).

Высокий показатель уровня комбинаторного мышления только у 2 детей (11%), средний – у 7 (38%), низкий – у 8 (44%). Одна девочка (Влада) смысл задания не поняла.

Математические представления сформированы на высоком уровне у 4 детей (22%), на среднем – у 6 детей (33%), на низком – у 8 детей. Все дети, кроме Влады считают до 10. Безошибочно называют цифры 6,7,8,9,10 только 4 ребенка. Выкладывают цифровой ряд до десяти – 8 детей. Обратным счётом от 5 до 1 владеют четыре ребенка. Уверенно ориентируются во временах года 10 детей, в частях суток – 9.

Уровень развития интеллектуального развития

Высокий

(70 – 100%)

Средний

(50 – 69%)

Низкий

(0 – 49%)

  • Владение операцией сравнения – 56%
  • Устойчивость внимания – 65%

  • Комбинаторное мышление – 48%
  • Математ. представления – 48%
  • Зрительная память – 47%
  • Произвольность внимания – 39%
  • Слуховая память -31%

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Выявленный уровень развития детей определяет основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
  • формирование восприятия пространства и навыков ориентировки в микро- и макро- пространстве;
  • социально-бытовая ориентировка.

 Выделение названных видов специальных коррекционных занятий с тифлопедагогом обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего мира.

 Содержание коррекционной деятельности по всем направлениям определяется Программой ДОУ с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей группы осуществляется интегрировано.

Для детей с ОВЗ создаются условия для удовлетворения их особых образовательных потребностей через разработку и реализацию индивидуальных адаптированных программ.

Развитие зрительного восприятия

 Задачи развития зрительного восприятия направлены на максимальное включение высших психических функций в сенсорно-перцептивные процессы, что предусматривает коррекцию, компенсацию и развитие в единой системе функциональной стороны восприятия (сенсорные процессы), его операционной (когнитивные операции, необходимые для познания объектов и ситуаций в условиях нарушенного сенсорного отражения) и мотивационной (установки и мотивы, определяющие потребность видеть) сторон (по Л.П. Григорьевой).

Основные задачи:

  • стимулировать, упражнять и активизировать зрительные функции в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы;
  • развивать скорость и полноту зрительного обследования предметов и явлений окружающей действительности;
  • формировать представления о свойствах, качествах и назначении предметов окружающего мира;
  • развивать сенсорные операции как части обследовательских перцептивных действий;
  • расширять и закреплять знания о системе сенсорных эталонов;
  • развивать предметную деятельность.

Программные задачи на третий год обучения:

Цвет

Плаксина Л.И.

  • Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.
  • Учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире.
  • Учить замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот».
  • Учить создавать картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.

Форма

  • Учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, ромб, трапеция, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, конус, куб, цилиндр).
  • Упражнять в локализации заданной формы: «Найди все треугольники».
  • Упражнять в дифференциации сходных форм: «Раздели фигуры на две группы (круги и овалы)».
  • Учить анализу сложной формы предметов (их изображений) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат и т.п.): «У зайца туловище похоже на овал, голова круглая, лапы и уши – узкие овалы».
  • Учить использовать трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

Величина

  • Учить располагать предметы (их изображения) в возрастающем и убывающем порядке величины.
  • Учить словесно обозначать величину предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.
  • Учить устанавливать взаимосвязь между предметами по величине: «Шкаф выше стола», «Стас выше Ники, но ниже Коли».

  • Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам.
  • Учить использованию оптики (линзы, лупы, бинокли) при рассматривании.
  • Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.
  • Упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно – восстановительной работы по гигиене зрения.

Формирование навыков восприятия пространства

и навыков ориентировки в макро- и микро- пространстве

   Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. При этом большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием.

Основные задачи:

  • формировать представления о своем теле и его симметричности;
  • формировать представления о пространственном расположении частей тела;
  • учить ориентироваться «на себе»;
  • формировать представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве;
  • формировать потребность в самостоятельной ориентировке;
  • учить преодолевать страх пространства и неуверенности в своих силах;
  • обучать способам и приемам ориентировки в макро и микро-пространстве;
  • учить ориентироваться по световым и звуковым сигналам;
  • формировать умения словесного пояснения, описания пространственных положений предметов и объектов в окружающей обстановке и в микро-пространстве.

Программные задачи на третий год обучения:

  • Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины.
  • Определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа – слева, вверху – внизу,             впереди – сзади).
  • Учить пользоваться точкой отсчета: третий от меня и второй от моего соседа. Начинать отсчет с любого места и соответственно обозначать местоположение.
  • Находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.
  • Закреплять умение показывать рукой, флажком и т.д. направления пространства с точкой отсчета от себя: направо – налево, вверх – вниз, вперед – назад.
  • Продолжать учить передвигаться в заданном направлении. Обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).
  • Продолжать учить ориентироваться в помещениях группы и детского сада. Запоминать и рассказывать как пройти в то или иное помещение детского сада (к другим группам, кабинету врача, к музыкальному залу и т.д.).
  • Закрепить и уточнить знание детьми значения слов «далеко», «близко», «дальше», «близко».
  • Учить ориентироваться на участке: определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, песочница слева).
  • Учить ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности:
  • различать шум листвы, дождя, ветра, проезжающих машин, крики птиц;
  • узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы;
  • узнавать предметы по характерным запахам.
  • Развивать навыки микроориентировки: на листе бумаги, на поверхности стола.
  • Учить моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.
  • Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Познакомить с простейшей схемой пространства (кукольная комната).
  • Учить изображать простейшие пути следования на рисунке и словесно. Делать простейшие схемы пространства: размещение игрушек на столе и срисовывание этого расположения. Упражнять в чтении простых схем пространства в играх: «Найди по схеме», «Где спрятан предмет?», «Расскажи, что где находится».
  • Учить видеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

Социально-бытовая ориентировка

Данное направление коррекционно-развивающей работы представлено следующими блоками: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдение и поведение на улице», «Ребенку о нем самом, окружающих людях».

Основные задачи:

  • формировать представления о предметах ближайшего окружения, обучать действиям с ними в соответствии с их назначением;
  • формировать представления об облике человека: мимике, жестах, осанке, походке, голосе, речи, проявлении эмоций;
  • обучать формам общения вербального и невербального характера;
  • формировать представления о содержании труда, названиях профессий, целей работы, материалах, результатах труда и его значении;
  • приобщать детей к посильной помощи взрослым дома и в детском саду;
  • формировать представления об учреждениях социума (библиотека, магазин, больница, школа, аптека);
  • формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
  • расширить представления об явлениях общественной жизни, о стране, городе;
  • формировать навыки культурного общения с детьми и взрослыми;
  • формировать навыки предметно-практической деятельности;
  • вовлекать детей в сюжетно-ролевые игры.

Программные задачи на третий год обучения:

  • Учить называть окружающие предметы и материалы, их качества (форма, цвет, вкус, запах).
  • Учить делать обобщения (одежда, обувь, мебель и т.д.), дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).
  • Знакомить с инструментами, необходимыми для работы взрослых.
  • Знакомить с электроприборами, которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата. Дать понятие об осторожном, безопасном использовании бытовых приборов.
  • Учить уходу за предметами, игрушками, пособиями, хранению и использованию их по назначению.
  • Дать детям знания о том, что взрослые трудятся, создают необходимые вещи, предметы. Наблюдать труд повара, прачки, продавца (учить правильно называть эти профессии), их основные трудовые обязанности. Учить вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах, результат труда и его значимость.
  • Формировать представление о некоторых общественных учреждениях (детский сад, кинотеатр, почта, магазин, школа). Называть и понимать их назначение. Учить детей соответствующему поведению в общественных местах, быть культурными.
  • Формировать представление о том, что наша страна очень большая. Самый большой и главный город – Москва.
  • Учить правильно вести себя на улице. Наблюдать поведение взрослых и детей на улице, упражнять детей в переходе через улицу в положенных местах, учить правилам безопасного движения. Использовать для этого игровые ситуации на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги и тротуар, понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора, их значение.
  • Уточнить знания детей о назначении транспорта (передвижение людей и грузов). Научить называть разные виды транспорта, группировать их по назначению. Обогатить представления о строении грузовой машины (двигатель, кабина для водителя, кузов, колеса).
  • Помочь детям запомнить свои ФИО. Учить составлять свой словесный портрет: лицо, волосы, глаза, рост.
  • Учить понимать мимику, жесты, оценивать эмоциональное состояние человека (радость, страх, стыд, злость и т.д.).
  • Учить правилам ухода за телом, развивать интерес к здоровому образу жизни. Приучать следить за чистотой тела, одежды и обуви, аккуратностью прически.
  • Формировать навыки культурного общения с детьми и взрослыми. Учить быть заботливыми, внимательными, благодарными.
  • Дать детям представление о возможностях их зрения, о возможности замены зрительной информации слуховой при ориентировке в большом пространстве, когда дети не могут увидеть движущиеся объекты, но могут услышать, как они двигаются.
  • Развивать полисенсорные способности детей в упражнениях типа: «Пощупай, понюхай и отгадай предмет», «Узнай по голосу, кто зовет», «Угадай друга на ощупь», «Чем пахнет на кухне, в медицинском кабинете?».        

Формы организации коррекционно-развивающей работы

Основные формы организации коррекционной работы с детьми – подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность.

Подгруппы для коррекционных занятий формируются тифлопедагогом на основании результатов первичной диагностики, с учетом уровня развития зрительного восприятия, наличия детей с различной степенью выраженности той или иной зрительной патологии. Состав подгрупп достаточно подвижен и зависит от успешности детей в процессе лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей деятельности.

Индивидуальные занятия, в зависимости от цели, можно разделить на два вида:

  1. занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, лечению на офтальмологических аппаратах;
  2. занятия по коррекции вторичных отклонений в развитии ребенка

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по разработанной тифлопедагогом индивидуальной программе 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. Количество индивидуальных занятий зависит от выраженности первичного дефекта зрения ребенка и вторичных отклонений в его развитии.

Методы и приемы реализации Программы

Выбор методов коррекционной работы определяется характером и структурой зрительных нарушений воспитанников, возрастом, в котором у них возникли эти нарушения, общим уровнем развития и потенциальными возможностями развития детей группы. В коррекционной работе используются как общедидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей.

Приемы словесного метода:

  • беседа, способствующая повышения познавательной активности;
  • чтение стихов, потешек, загадок по ходу выполнения коррекционного задания;
  • словесный образец описания обследуемого предмета, его свойств и качеств;
  • пояснение, инструкция;
  • указания

Приемы наглядного метода:

  • демонстрация объекта;
  • последовательное обведение контура объекта с целью тренировки целостного восприятия объекта и выделения его характерных частей;
  • выделение объекта из множества при помощи указки, графических средств;
  • наблюдение и рассматривание иллюстраций

Приемы практического метода:

  • продуктивная деятельность (конструирование, изобразительная деятельность);
  • сюжетно-ролевая игра;
  • дидактические игры;
  • экспериментирование

Специфика использования общедидактических методов состоит в том, что обязательным компонентом каждого дидактического метода является тот или иной прием практического метода.

Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно-развивающих   и лечебно-восстановительных мероприятий 

Реализуя принцип комплексности, педагоги и медицинские службы ДОУ осуществляют взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы в различных формах:

1. Тетрадь взаимосвязи сестры-ортоптистки и учителя-дефектолога (тифлопедагога) содержит следующие разделы:

  • возрастные нормы остроты зрения;
  • блок лечебно-восстановительной работы (цикл окклюзий, аппаратное лечение, назначения врача для тифлопедагога и воспитателей, этапы лечения).

2. Тетрадь взаимосвязи тифлопедагога и воспитателей группы содержит следующие разделы:

  • информация о медико-педагогическом составе специалистов, работающих с детьми группы;
  • медико-педагогические рекомендации воспитателям по организации лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы;
  • условные обозначения аппаратов;
  • информация о состоянии зрения детей (офтальмологический диагноз, характер зрения, коррекция зрения);
  • таблицы динамики остроты зрения в течение учебного года;
  • рекомендации по учету зрительных нарушений у детей в индивидуальной работе и на групповых занятиях (таблица-сопровождение);
  • блок коррекционно-развивающей работы с детьми по каждой лексической теме, рекомендации для воспитателей по индивидуальной работе с детьми.                                                                                                                                  

 3. Методическое объединение учителей-дефектологов (тифлопедагогов) и воспитателей групп для детей с нарушениями зрения является средством координации методической работы педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения. Заседания МО проводятся 4-5 раз в учебном году.

План работы методического объединения на 2018-2019 учебный год

Цель деятельности МО: повышение профессионального мастерства учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп с целью обеспечения качественного учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Задачи: 

  • развивать активность, аналитические способности, критическую оценку к своей деятельности и творческий потенциал педагогов ДОУ;
  • повышать уровень теоретической и практической подготовки педагогов в вопросах тифлопедагогики;
  • совершенствовать программно-методические и нормативные условия организации коррекционно-развивающего процесса ДОУ;
  • расширять знания педагогов об особенностях организации предметно-пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей развитие детей

Период

Обсуждаемые вопросы

Ответственные

1

Октябрь

  1. Утверждение плана работы МО                       на 2018-2019 учебный год.
  2. Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в группе для детей                  с нарушениями зрения.
  3. Система деятельности по формированию   у родителей активной позиции в вопросах воспитания и развития детей                        с нарушениями зрения.
  4. Словарный диктант по офтальмологической терминологии.

Руководитель МО М.П. Бельш

Воспитатель О.В. Конькова

Тифлопедагог Е.А. Фёдорова

Руководитель МО М.П. Бельш

2

Декабрь

  1. Формирование нравственных качеств         у детей старшего дошкольного возраста      с нарушениями зрения через приобщение их к чтению.
  2. Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения
  3. Условия обучения и воспитания ребёнка     с косоглазием.
  4. Выставка дидактических материалов       для детей со сходящимся и расходящимся косоглазием

Воспитатель И.А.  Турбина

Воспитатель Л.О. Разгоняева

Воспитатель Л.Н. Забавчук

Тифлопедагоги и воспитатели

3

Февраль

  1. Формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей             с нарушениями зрения.
  2. Использование интерактивной папки «лэпбук» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
  3. Условия обучения и воспитания ребёнка     с миопией.
  4. Моделирование и анализ типовой педагогической ситуации в группе          комбинированной направленности          для детей с нарушениями зрения.

Воспитатель Г.Н. Мусихина

Воспитатель А.К. Опрышко

Воспитатель О.Л. Хлебникова

Руководитель МО М.П. Бельш

4

Апрель

  1. Алгоритм формирования навыка передвижения в пространстве ребенка        с тяжелыми нарушениями зрения.
  2. Катаракта и глаукома: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика.
  3. Анализ работы МО в 2018-2019 учебном году
  4. Анкетирование педагогов с целью планирования работы МО                            на 2019-2020 учебный год

Тифлопедагог Л.А. Ивина

Воспитатель О.В. Конькова

Руководитель МО М.П. Бельш

Руководитель МО М.П. Бельш

Консультативная и информационно-просветительская работа

Консультативная и информационно-просветительская работа специалистами проводится с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

Методическая работа с педагогами

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, и обеспечение результативности коррекционно – развивающего процесса.

Форма работы

Содержание

Сроки

Рекомендации

  • Система работы по формированию пространственных представлений у детей 5-6 лет

  • Упражнения и игры, используемые при сходящемся косоглазии

  • Символика и насыщение игровых центров – важное условие для развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения

  • Планирование системы коррекционной работы по лексической теме и рекомендации по индивидуальной работе воспитателя с детьми

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Еженедельно

Консультации

  • Осуществление дифференцированного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения зрения (корректировка таблицы- сопровождения);

  • Умственные действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей

  • Условия коррекционной работы с детьми, имеющими сходящееся и расходящееся косоглазие (МО)

  • Моделирование и анализ типовой педагогической ситуации в группе          комбинированной направленности          для детей с нарушениями зрения (МО)

  • Структура занятий по обучению грамоте (памятка)

  • Вопросы воспитания и обучения детей, методы коррекционной работы

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Ноябрь

По мере необходимости

Работа в творческой группе по приоритетному направлению деятельности ДОУ

  • «Познавательное развитие дошкольников»:
  • изучение и представление (презентация) современных исследовательских технологий;
  • создание алгоритмов руководства познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников;
  • проведение занятий мастер-класс

В течение учебного года

Сборники, картотеки для осуществления взаимосвязи в работе с воспитателями

  • Единая картотека пальчиковых игр;
  • Единая картотека зрительной гимнастики;
  • Единая картотека физкультурных минуток

Еженедельное пополнение

Взаимодействие с родителями воспитанников

Цель: переориентирование родителей с потребительской пассивной позиции на активное взаимодействие со специалистами, установление доверительных отношений родителей с педагогами, родителей различных семей между собой.

Форма работы

Содержание

Сроки

Анкетирование

«Какие мы родители?»

Ноябрь

Индивидуальные консультации

Итоги первичной диагностики уровня развития зрительного восприятия и интеллектуального развития детей, индивидуальная коррекционно – развивающая программа на третий год обучения

Сентябрь

Результаты итоговой диагностики уровня развития зрительного восприятия и интеллектуального развития детей в конце учебного года

Май

Письменные консультации

  • «Мир глазами детей с нарушениями зрения»
  • «Девять мифов о косоглазии»
  • «Какие игры и упражнения способствуют улучшению зрения?»
  • «Витамины для глаз»
  • «Близорукость – самое распространенное заболевание глаз»

В течение года

Групповая консультация

«С чего начинать обучение грамоте?»

Ноябрь

Родительские собрания

«Вот и стали мы на год взрослей»

  • Состояние зрения детей, назначения врача-офтальмолога (Л.В. Черноусова)
  • Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год
  • Рекомендации по выполнению еженедельных домашних заданий

Октябрь

«Развитие любознательности, познавательной активности ребёнка в семье и организация безопасного пространства дома»

Февраль

«Дети наши повзрослели: подросли и поумнели»

  • Итоги коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы

Май

Выставки

«Осенний калейдоскоп» - выставка семейных творческих работ

Сентябрь

«Причуды природы» - выставка поделок из природного материала

Сентябрь

«Зимняя сказка» - выставка детских творческих работ

Ноябрь

«Рождественский венок» - выставка семейных творческих работ

Декабрь

«Мир прекрасного» - конкурс-выставка детского творчества

Февраль

«Весенняя капель» - выставка детских творческих работ

Март

Детские работы, выполненные на коррекционных занятиях тифлопедагога

Ежедневно

Рекомендации

Советы по закреплению и совершенствованию навыков, сформированных на занятиях

Еженедельно в соответствии с лексической темой

Родительские мастерские (индивидуально)

  • Пособие «Буква - силуэт»
  • Образцы фигур к танграму
  • Тактильная доска

Сентябрь

Октябрь

Памятки

  • «Как хвалить ребёнка»
  • «Воспитательный потенциал народных игр»
  • «Советы, которые помогут родителям спасти жизнь ребенка на дороге»
  • «Как научить ребенка правильно раскрашивать» (по Осиповой)

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Проект

«Радуга эмоций»

Март – Апрель

III. Организационный раздел

Режим дня

Время                                           Вид деятельности

7.00-8.10

Прием и осмотр детей, дежурство, игры, выполнение назначений врача- офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога

8.10-8.17

Утренняя гимнастика

8.17-8.25

Подготовка к завтраку

8.25-8.40

Завтрак

8.40-8.50

Подготовка к образовательной деятельности

8.50-9.15

Образовательная деятельность (I подгруппа)

915-9.30

Второй завтрак, игры

9.30-9.55

Образовательная деятельность (II подгруппа)

9.55-10.05

Подготовка к образовательной деятельности

10.05-10.30

Образовательная деятельность

10.30-10.40

Подготовка к прогулке

10.40-12.20

Прогулка

12.20-12.30

Возвращение с прогулки

12.30-12.45

Подготовка к обеду. Зрительная и артикуляционная гимнастики

12.45-13.00

Обед

13.00-13.10

Подготовка ко сну

13.10-15.00

Сон

15.00-15.15

Подъем, закаливание, зрительная гимнастика

15.15-15.20

Подготовка к полднику

15.20-15.30

Полдник

15.30-15.35

Подготовка к образовательной деятельности

15.35-16.00

Образовательная  деятельность/ совместная деятельность/выполнение назначений врача-офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога

16.00-16.10

Подготовка к прогулке

16.10-18.10

Прогулка

18.10-18.15

Возвращение с прогулки

18.15-18.20

Подготовка к ужину

18.20-18.35

Ужин

18.35-19.00

Прогулка, индивидуальные беседы с родителями, уход домой

Циклограмма рабочего времени тифлопедагога

Дни недели

Время

Формы работы

Общее время

Понедельник

8.00 – 8.55

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

55 минут

8.55 – 9.20

Проверка индивидуальных домашних заданий

25 минут

9.20 – 10.30

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия

70 минут

10.30 – 11.05

Участие в режимных моментах. Музыкальное развитие.

35 минут

11.05 – 12.00

Индивидуальная работа

55 мин

Вторник

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 10.00

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия

60 минут

10.00 – 11.00

Индивидуальная работа

60 минут

13.00 – 14.00

Организационно – методическая деятельность: консультирование педагогов

60 минут

Среда

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 9.25

Участие в режимных моментах.

Физическое развитие.

25 минут

9.25 – 10.45

Подгрупповая деятельность по развитию ориентировки в пространстве.

80 минут

10.45 – 12.00

Подготовка индивидуальных домашних заданий

75 минут

Четверг

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 10.00

Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки

60 минут

10.00 – 11.00

Индивидуальная работа        

60 минут

17.00 – 18.00

Организационно – методическая деятельность: консультирование родителей.

60 минут

Пятница

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

60 минут

9.00 – 10.00

Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки

60 минут

10.00 – 10.40

Индивидуальная работа

40 минут

10.40 – 11.05

Участие в режимных моментах.

Музыкальное развитие.

25 минут

11.05 – 12.00

Организационно – методическая деятельность: заполнение документации по взаимодействию с воспитателями

55 минут

График работы тифлопедагога 

Понедельник

8.00-12.00

Вторник

8.00-11.00

13.00-14.00

Консультации для педагогов

Среда

8.00-12.00

Четверг

8.00 – 11.00

17.00-18.00

Консультации для родителей

Пятница

8.00-12.00

Проектирование коррекционно-развивающего процесса  

Коррекционно-развивающий процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации коррекционно-развивающего процесса обеспечивается единство обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных целей и задач.

Планирование коррекционно-развивающего процесса строится на основе комплексно-тематического принципа с учетом целевых ориентиров по всем направлениям работы (Приложение «Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально – бытовой ориентировке детей старшей группы»

Условия реализации Программы

Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды

Для реализации главной цели коррекционно – педагогической работы в группе созданы специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда соответствует коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия, активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Пространственная организация среды предусматривает широкие возможности разнообразной двигательной деятельности детей, она комфортна и безопасна.  

В кабинете тифлопедагога и помещениях группы размещены зрительные тренажеры и ориентиры для снятия аккомодационного напряжения и развития прослеживающей функции глаз.

В кабинете учителя дефектолога имеются пособия и игры по всем разделам программы.

 Перечень пособий:

  1. Фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы.
  2. Подставки, указки, фоны.
  3. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные) (муляжи, игрушки, трафареты, иллюстративный материал, настольные дидактические игры и т.д.).
  4. Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (планы помещений, ориентиры, вспомогательные средства, и т.д.).
  5. Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, танграмы, разрезные картинки, настольные дидактические игры и т.д.).
  6. Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки, игры и т.д.).
  7. Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных).
  8. Пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.
  9. Специальные пособия на развитие зрительных функций.
  10. Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира (набор звуковых игрушек, разные поверхности, бытовые запахи и т.д.).

Информационно – методическое обеспечение Программы

Коррекционно–развивающая работа организуется в соответствии с разделом образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», разработанным на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией                    Л.И. Плаксиной.

Методическая литература по разделу

«Развитие зрительного восприятия»

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность.СПб,2002
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  3. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Изучаем геометрические фигуры» для детей 3-6 лет. Екатеринбург, 2016
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М,1988
  5. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  6. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  7. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников М, 2010
  8. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников. М,2011
  9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М,2010
  10. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения. Ростов-на Дону,2007
  11. Нагибина И.П. Изучаю цвет. Книжка с наклейками. М,2007
  12. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада + Рабочая тетрадь
  13. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Старшая группа).
  14. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Развитие зрительного восприятия. Старшая группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  15. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. М,2004
  16. Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величины. Третий год обучения (Старшая группа). Самара,2004
  17. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  18. Югова М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. Планирование, занятия, игры.

Методическая литература по разделу

«Ориентировка в пространстве»

  1. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: Развитие пространственной ориентировки. 2010
  2. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  3. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  4. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Развиваем пространственно-временные представления» для детей 4-6 лет. Екатеринбург,2015
  5. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  6. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Старшая группа).
  7. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М,2004
  8. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Ориентировка в пространстве. Старшая группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  9. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  10. Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. М,2009

Методическая литература по разделу

 «Социально – бытовая ориентировка»

  1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Челябинск,2008
  3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб,2017 + Рабочая тетрадь
  4. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Старшая группа).
  5. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Социально-бытовая ориентировка. Старшая группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».   ...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»

   На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме,  решаются   коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения

Рабочая программакоррекционно-развивающей работыв средней группе для детей с нарушениями зрения...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – дефектолога Титовой Надежды Станиславовны группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» (6-7лет) на 2022-2023 учебный год

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть Программы разработана на основе коррекционной программы «Программы специальн...