Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Колупаева Галина Николаевна

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в средней группе для детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.titulnyy_rp_2017.docx62.86 КБ
Файл 2.soderzhanie2017.docx22.44 КБ
Файл 3.tselevoy_razdel_2017.docx37.38 КБ
Файл 5.2018organizatsionnyy_razdel_2017.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида

«Семицветик»

Утверждаю

Заведующий МКДОУ д/с №447

________________ (О.В. Анохина)

Приказ № 51 – ОД дата 19.10.2017

 МП

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в средней группе для детей с нарушениями зрения

«Фиалки» на 2017-2018 учебный год

(второй год обучения)

Составитель программы: учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Колупаева Г.Н. (высшая квалификационная категория)C:\Users\lyudmila\Pictures\phoca_thumb_l_Cveti_214.jpg

Принято

Протокол педагогического совета № 2

от 19.10.2017 года

Новосибирск

2017



Предварительный просмотр:

Содержание

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

         Нормативно-правовая основа………………………………………………………………     4

         Цели и задачи Программы………………………………………………………………….     4

         Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………….      4

Характеристика семей воспитанников………………………………………………………….      5

Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения…………………….      5

Планируемые результаты освоения детьми Программы

         Целевые ориентиры…………………………………………………………………………     6

         Система оценки результатов освоения Программы………………………………………     7

II. Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы

         Организация диагностического обследования……………………………………………      7

         Анализ результатов первичной диагностики………………………………………………     7

         Направления и задачи коррекционно-развивающей работы……………………………...     9

                Развитие зрительного восприятия……………………………………………………...     9

                Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной      

                координации…………………………………………………………………………….     11

                Формирование навыков восприятия пространства и навыков ориентировки

                в макро- и микро- пространстве………………………………………………………..    11

                Социально-бытовая ориентировка…………………………………………………….     12

         Формы организации коррекционно-развивающей работы……………………………….     14

         Методы и приемы реализации Программы………………………………………………..     14

Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно- развивающих

 и лечебно- восстановительных мероприятий……………………………………………………   15

Консультативная и информационно-просветительская работа

         Методическая работа с педагогами…………………………………………………………   18

         Взаимодействие с родителями воспитанников…………………………………………….   19

III. Организационный раздел

Режим дня……………………………………………………………………………………………  21

Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога (тифлопедагога)……………………….   22

График работы тифлопедагога…………………………………………………………………….   24

Проектирование коррекционно-развивающего процесса………………………………………..   24

Условия реализации Программы

          Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды……….   24

          Кадровые условия реализации Программы………………………………………………...   25

          Информационно-методическое обеспечение программы………………………………….. 25

Приложение

Карта здоровья детей………………………………………………………………...........................  27

Схема обследования зрительного восприятия детей второго года обучения……………………  30

Сводная таблица результатов обследования зрительного восприятия детей …...........................  31

Диаграмма результатов обследования зрительного восприятия детей…………..........................  32

Распределение детей на подгруппы………………………………………………………………… 33

Таблица-сопровождение…………………………………………………………………………….. 34

График проведения индивидуальных занятий……………………………………………………..  35

Классификация нарушений зрения (Земцова М.И.)………………………………………………   36

Список детей (адрес, И.О. родителей) ……………………………………………………………... 37

Даты рождения детей в хронологическом порядке………………………………………………..  38

Примерное комплексно-тематическое планирование…………………………………………….   39

Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности

          Краткий перспективный план по РЗВ……………………………………………………….   45

          Краткий перспективный план по ОП………………………………………………………..   47

          Краткий перспективный план по РО и ММ…………………………………………………  49

          Краткий перспективный план по СБО………………………………………………………   51

          Развернутый перспективный план…………………………………………………………...  52



Предварительный просмотр:

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • письмом Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2001 года №03- 248;  
  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 года;
  • Положением о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ воспитателей, учителей-логопедов, тифлопедагогов, музыкальных руководителей МКДОУ «Детский сад №447 комбинированного вида «Семицветик» (принято на педагогическом совете №1 от 28.08.2015).

Программа разработана на основании образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», а также Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной (М., 2003 год, рекомендована Министерством образования РФ).

Программа учитывает специфические потребности детей с нарушениями зрения, обусловленные характером зрительной патологии, структурой и глубиной зрительного дефекта, наличием вторичных отклонений, личностными качествами детей, их мотивацией и прошлым опытом, социальными условиями, временем начала коррекционной помощи, а также отношением родителей к дефекту ребенка.

Программа обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности детей, преодоление вторичных отклонений и разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Настоящая Программа является документом, позволяющим организовать коррекционно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цели Программы:

  1. Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования через коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности и вторичных отклонений в развитии детей.
  2. Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 4 – 5 лет.

Для достижения поставленных целей Программы определены следующиезадачи:

  1. Создавать условия для успешной коррекции недостатков в психофизическом и социальном развитии детей.
  2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  4. Развивать у детей сенсорные функции и перцептивные навыки.
  5. Развивать компенсаторные способы познания окружающего мира.
  6. Формировать восприятие пространства и навыки ориентировки в нем.
  7. Развивать общую и мелкую моторику, графомоторные навыки.
  8. Формировать обобщенные представления об окружающем предметном мире.
  9. Развивать мышление, все виды внимания и памяти.
  10. Развивать речевые и коммуникативные навыки детей.
  11. Укреплять и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
  12. Развивать навыки социально адаптивного поведения.

Принципы и подходы к формированию Программы:

   В процессе решения задач руководствуемся следующими принципами:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применяемости;
  • полноты, необходимости и достаточности;
  • системности;
  • единства диагностики и коррекции;
  • наглядности;
  • комплексности;
  • индивидуализации темпов и методов обучения;
  • учета зон актуального и ближайшего развития;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Следование данным принципам диктует необходимость учета в коррекционно-развивающей работе не только характера зрительной патологии детей, но и степени ее выраженности.

Срок реализации Программы – 1 год (2017 - 2018 учебный год).

Характеристика семей воспитанников группы

Национальный контингент воспитанников группы однородный. Родной язык всех воспитанников-русский, двуязычных детей нет. Исходя из этого, вся деятельность в группе осуществляется на русском языке.

Критерии

Количество

Состав семьи:

Полная семья

16

Неполная семья

2

В семье воспитывается 1 ребенок

7

В семье воспитывается 2 ребенка

10

В семье воспитывается 3 ребенка

1

Жилищные условия семьи:

Однокомнатная квартира

3

Двухкомнатная квартира

7

Трехкомнатная квартира

6

Частный дом

2

Съемное жилье

0

Образование родителей:

Высшее

20

Среднее специальное (техническое)

10

Среднее общее

4

Особенности психофизического развития воспитанников группы

Группу посещают дети с амблиопией, косоглазием и другими глазными патологиями.       У детей с нарушением функционирования зрительной системы происходят изменения в процессе приема и переработки информации на корковом уровне. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, снижение его коммуникабельности, ограничивает его ориентировку. У детей нарушены глазодвигательные функции, фиксация их взора неустойчивая. Затруднено восприятие размера предмета, его протяженности, пропорций, расстояний, страдает соотнесение цветных изображений с предметами и явлениями окружающей действительности. Дети испытывают затруднения в восприятии движения. Формирование правильных представлений и понятий замедленно из-за бедности чувственного опыта детей. У детей с амблиопией и косоглазием отмечается снижение остроты зрения. Причем на одном глазу, как правило, оно более выражено. Это ведет к нарушению бинокулярного зрения, что осложняет формирование зрительного восприятия. Дети затрудняются в установлении пространственных связей и отношений между предметами, не улавливают смыслоразличительных, цветовых и других признаков предметов. Для детей характерно быстрое утомление зрительного анализатора, низкая работоспособность, бедность представлений об окружающем мире, сниженный уровень мыслительных процессов, низкий уровень развития зрительно-моторной координации и двигательной активности, трудности ориентировки в микро-и макропространстве, нарушение в эмоционально-волевой сфере, специфические особенности деятельности, общения, социальной коммуникации.

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать не только характер зрительной патологии детей, но и степень ее выраженности. При этом используется классификация нарушений зрения М.И. Земцовой 9 (Приложение).

Воспитанники группы имеют различные нарушения зрительных функций:

- интропия – у 6 детей;

- экзотропия – у 1 ребенка;

- гиперметропия  – у 12 детей;

- миопия – у 6 детей;

- инфория – у 2 детей;

- нистагмоидно- альбинотический синдром – у 1 ребенка.

Наряду с первичным дефектом у большинства детей группы имеются вторичные отклонения в психофизическом развитии и сопутствующие заболевания:

- синдром эмоциональной неустойчивости – у 1 ребенка;

- синдром гиперактивности с дефицитом внимания – у 1 ребёнка;

- аденоиды I- II степени – у 2 детей;

- дизартрия - у 8 детей;

- ФНР, задержка речевого развития – у 7 детей;

- задержка психоречевого развития – у 2 детей;

- смешанные специфические расстройства психологического развития. Органические поражения ЦНС – у 1 ребенка.

Планируемые результаты освоения детьми Программы

Целевые ориентиры второго года обучения (4-5 лет)

Развитие зрительного восприятия:

  • Ребенок знает основные цвета спектра и называет цвет реальных предметов.
  • Умеет словесно обозначать величину предметов, сравнивать предметы и выстраивать их в возрастающем и убывающем порядке величины.
  • Умеет различать и называть геометрические формы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Соотносит объемные и плоскостные формы. Умеет выделять заданную форму в окружающей среде.
  • Умеет группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине).

Ориентировка в пространстве:

  • Ребенок знает название частей своего тела, умеет правильно их назвать, соотнести с частями тела других детей, куклы.
  • Имеет представление о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.) и умеет пользоваться соответствующими терминами (правая, левая, впереди, сзади и т.д.).
  • Владеет понятиями «далеко», «близко».
  • Имеет начальные навыки микроориентировки: умеет показывать на поверхности листа бумаги правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны, располагать на этих сторонах предметы ведущей рукой.

Развитие осязания и мелкой моторики:

  • Ребенок имеет представление о строении (расположении и названии пальцев) и возможностях рук.
  • Различает с помощью осязания геометрические фигуры, свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твердая и т.д.).
  • Старается точно выполнять элементарные пальцевые фигуры.
  • Старается закрашивать (фломастером, карандашом, кистью) форму предмета, не выходя за контур.
  • Умеет работать с пластилином: разминать, сплющивать, вытягивать, самостоятельно скатывать шар и палочку.

Социально – бытовая ориентировка:

  • Ребенок понимает назначение предметов ближайшего окружения, различает и называет существенные детали предметов.
  • Умеет группировать сходные предметы по форме, назначению, названию.
  • Понимает обобщающие слова.
  • Ориентируется в помещениях детского сада и соблюдает правила поведения в зависимости от назначения помещений.
  • Имеет элементарные представления о себе, окружающих людях и природе: называет свои имя, фамилию,возраст, имена родителей, время года и т.п.
  • Владеет элементарными навыками социального поведения: употребляет в речи речевые формулы приветствия, прощания, просьбы о помощи, благодарности.
  • Овладевает культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Система оценки результатов освоения Программы  

Реализация  Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая позволяет проследить динамику овладения детьми различными видами деятельности в процессе коррекционного обучения. Вместе с тем, мониторинговая деятельность тифлопедагога дает информацию об эффективности коррекционно-развивающей программы и продуктивности перспективного планирования коррекционно-развивающей работы.

Инструментарий для педагогической диагностики - методика Л.В. Морозовой, М.М. Безруких, Л.И. Плаксиной, Н.В. Заикиной.

Средняя группа (4-5 лет)

Уровень развития сенсорного восприятия

1. Исследование восприятия цвета:

а) узнавание;

б) называние;

в) соотнесение объектов;

г) фиксация по насыщенности;

д) выделение в окружающем.

2. Исследование восприятия формы:

а) узнавание;

б) называние;

в) соотнесение формы и фигуры предмета;

г) выделение формы в окружающем;

д) дифференцирование сходных форм.

3. Исследование восприятия размера:

а) соотнесение предметов по величине;

б) раскладывание предметов в порядке возрастания и убывания.

Уровень развития пространственного восприятия

1. Оценка расстояния в большом пространстве.

2. Оценка взаиморасположения предметов в пространстве.

3. Ориентировка относительно себя.

Уровень восприятия сложной формы

1. Анализ образца из геометрических фигур (усложнение образцов).

2. Конструирование по образцу из геометрических фигур (усложнение образцов).

3. Составление целого предметного изображения из частей.

Уровень зрительного внимания

1. Определение изъятого предмета (из четырех).

2. Изменение местоположения одного из объектов (из трех).

3. Дифференцировка объектов.

Уровень предметных представлений

1.Узнавание предмета.

2. Называние предмета.

3. Называние частей предмета.



Предварительный просмотр:

Рекомендации

Советы по закреплению и совершенствованию навыков, сформированных на занятиях

Еженедельно в соответствии с лексической темой

Родительские мастерские

Изготовление раздаточного материала для развития у детей зрительного восприятия

Ноябрь

Письменные консультации

  • «Ребенок у телеэкрана»
  •  «Этапы лечения детей: плеоптика, ортоптика, диплоптика и стереозрение»
  • «Гигиена зрения дошкольников»

В течение года

Фото-презентации

«Что бы сохранить своё зрение» (работа             с детьми на этапе плеоптического лечения)

«Занимательные исследования в кабинете тифлопедагога»

Декабрь

Апрель

Памятки

  •  «Как научить ребенка  рисовать»
  • «Как правильно держать ножницы»

Январь

Март

III. Организационный раздел

Режим дня

Время

Вид деятельности

7.00-7.50

Прием и осмотр детей, индивидуальные беседы с родителями, игры

7.50-8.15

Самостоятельная деятельность детей, выполнение назначений врача – офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога  

8.15-8.20

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку

8.30-8.40

Завтрак

8.40-8.50

Подготовка к образовательной деятельности. Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.10

Образовательная деятельность (I подгруппа)

9.10-9.20

Самостоятельная деятельность детей

9.20-9.40

Образовательная деятельность (II подгруппа)

9.40-9.50

Второй завтрак

9.50-10.00

Подготовка к образовательной деятельности

10.00-10.20

Образовательная деятельность

10.20-10.30

Подготовка к прогулке

10.30-12.20

Прогулка

12.20-12.30

Возвращение с прогулки

12.30-12.45

Подготовка к обеду. Зрительная и артикуляционная гимнастика

12.45-13.00

Обед

13.00-13.05

Подготовка ко сну

13.05-15.00

Сон

15.00-15.15

Подъем, закаливание, зрительная гимнастика  

15.15-15.20

Подготовка к полднику

15.20-15.30

Полдник

15.30-15.50

Игры, выполнение назначений врача-офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога, чтение художественной литературы

15.50-15.55

Подготовка к образовательной деятельности

15.55-16.15

Образовательная деятельность /совместная деятельность

16.15-16.25

Подготовка к прогулке

16.25-18.15

Прогулка

18.15-18.20

Возвращение с прогулки

18.20-18.25

Подготовка к ужину

18.25-18.40

Ужин

18.40-19.00

Прогулка, индивидуальные беседы с родителями, уход домой

Циклограмма рабочего времени тифлопедагога

Дни недели

Время

Формы работы

Общее время

Понедельник

8.00 – 8.50

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

50 минут

8.50 – 9.40

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия.

50 минут

9.40 – 10.10

Участие в режимных моментах. Физическое развитие.

30 минут

10.10 – 11.45

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час 35 минут

11.45 – 12.00

Организационно – методическая деятельность: работа с индивидуальными дневниками детей.

15 минут

Вторник

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

1 час

9.00 – 9.50

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия.

50 минут

9.50 – 10.25

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

35 минут

10.25 –10.45

Участие в режимных моментах. Музыкальная деятельность.

20 минут

10.45 – 11.45

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час

11.45 – 12.00

Организационно – методическая деятельность: работа с индивидуальными дневниками детей.

15 минут

Среда

13.00 – 14.00

Организационно – методическая деятельность: консультирование педагогов, воспитателей, участие в пед. советах.

1 час

14.00 – 15.00

Организационно – методическая деятельность: оснащение кабинета дидактическим материалом, заполнение документации по взаимодействию с воспитателями.

1 час

15.00-16.00

Подгрупповая деятельность по развитию ориентировки в пространстве.

1 час

16.00-17.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час

17.00 – 18.00

Организационно – методическая деятельность: взаимодействие с родителями

1 час

Четверг

8.00 – 8.50

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

50 минут

8.50 – 9.40

Подгрупповая деятельность по развитию осязания и мелкой моторики.

50 минут

9.40 –10.10

Участие в режимных моментах. Физическая культура.

30 минут

10.10 – 10.45

Участие в режимных моментах. Музыкальная деятельность.

35 минут

10.45-12.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час 15 минут

Пятница

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

1 час

9.00 – 9.50

Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки.

50 минут

9.50 – 11.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1час 10 минут

График работы тифлопедагога

Понедельник

8.00-12.00

Вторник

8.00-12.00

Среда

13.00-14.00

Консультации для педагогов

17.00-18.00

Консультации для родителей

Четверг

8.00 – 12.00

Пятница

8.00-11.00

Проектирование коррекционно-развивающего процесса  

Коррекционно-развивающий процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации коррекционно-развивающего процесса обеспечивается единство обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных целей и задач.

Планированиекоррекционно-развивающего процесса строится на основе комплексно-тематического принципа с учетом целевых ориентиров по всем направлениям работы (Приложение «Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия и мелкой моторики, ориентировке в пространстве и социально – бытовой ориентировке детей средней группы»

Условия реализации Программы

Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды

Для реализации главной цели коррекционно – педагогической работы в группе созданы специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда соответствует коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия, активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Пространственная организация среды предусматривает широкие возможности разнообразной двигательной деятельности детей, она комфортна и безопасна.  

В кабинете тифлопедагога и помещениях группы размещены зрительные тренажеры и ориентиры для снятия аккомодационного напряжения и развития прослеживающей функции глаз.

В кабинете учителя дефектолога имеются пособия и игры по всем разделам программы.

 Перечень пособий:

  1. Фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы.
  2. Подставки, указки, фоны.
  3. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные) (муляжи, игрушки, трафареты, иллюстративный материал, настольные дидактические игры и т.д.).
  4. Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (планы помещений, ориентиры, вспомогательные средства, и т.д.).
  5. Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, танграмы, разрезные картинки, настольные дидактические игры и т.д.).
  6. Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки, игры и т.д.).
  7. Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных).
  8. Пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.
  9. Специальные пособия на развитие зрительных функций.
  10. Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира (набор звуковых игрушек, разные поверхности, бытовые запахи и т.д.).

Кадровые условия реализации Программы

Реализацию Программы обеспечиваютпедагогические работники:

  • учитель-дефектолог (тифлопедагог) Колупаева Галина Николаевна (высшая квалификационная категория);
  • воспитатели Забавчук Любовь Николаевна (первая квалификационная категория), Конькова Ольга Викторовна (первая квалификационная категория);
  • музыкальный руководитель Штатных Инесса Николаевна (высшая квалификационная категория).

Информационно – методическое обеспечение Программы

Коррекционно–развивающая работа организуется в соответствии с разделом образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», разработанным на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной.

Методическая литература по разделу

«Развитие зрительного восприятия»

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность.СПб,2002
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  3. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Изучаем геометрические фигуры» для детей 3-6 лет. Екатеринбург, 2016
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М,1988
  5. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  6. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  7. Нагибина И.П. Изучаю цвет. Книжка с наклейками. М,2007
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада + Тетради №1, 2
  9. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Средняя группа).
  10. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. М,2013
  11. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Развитие зрительного восприятия. Средняя группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  12. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет. М,2004
  13. Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величины. Второй год обучения (Средняя группа). Самара,2004
  14. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  15. Югова М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. Планирование, занятия, игры.

Методическая литература по разделу

«Ориентировка в пространстве»

  1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  3. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Развиваем пространственно-временные представления» для детей 4-6 лет. Екатеринбург,2015
  4. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  5. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Средняя группа).
  6. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. М,2013
  7. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Ориентировка в пространстве. Средняя группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  8. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. М,2009

Методическая литература по разделу

 «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики»

1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017

2.Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников М, 2010

3. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников. М,2011

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М,2010

5. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М,2004

6. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. М,2011

7. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет.М,2011

8. Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность.Ульяновск,2015

9. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения. Ростов-на Дону,2007

10. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М,2001

11. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Новосибирск,1994

12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. М, 2006

13. Комплекс занятий по подготовке детей к письму (Папка)

Методическая литература по разделу

 «Социально – бытовая ориентировка»

  1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Челябинск,2008
  3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб,2017 + Тетради № 1,2
  4. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Средняя группа).
  5. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Социально-бытовая ориентировка. Средняя группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».   ...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»

   На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме,  решаются   коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушениями зрения

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – дефектолога Титовой Надежды Станиславовны группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» (6-7лет) на 2022-2023 учебный год

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть Программы разработана на основе коррекционной программы «Программы специальн...