Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, имеющих нарушения ОДА
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Особенности развития деттей  старшего дошкольного возраста с СДВГ. имеющих нарушения ОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkroy_sebya.sergeevoy_m.b.mdou_145.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических идей

«Открой себя»

Творческая работа

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

                           Учителя – дефектолога МДОУ д/с №145 компенсирующего вида

                       для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

                г. Ярославля    

                                                                                         

                                                                                           Сергеевой Марины Борисовны

Ярославль, 2010

Оглавление

Введение………………………………………………………………….

3

1.

Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, основные проявления…....……………………………………...

5

2.

Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата…………………...…………………….

10

3.

Коррекционная работа при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью………………………………….……………

17

Заключение……………………………………………………………...

23

Список литературы…………………………………………….............

24

Введение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается сегодня одним из самых распространённых среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, и наиболее известен как "гиперактивность" или "дефицит внимания". Ученые проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%). СДВГ нарушает механизмы, ответственные за диапазон внимания, умение сосредоточиться, контроль над побуждениями и т.д. Английский термин этого синдрома – ADHD, Attention Deficit Hyperactivity Disorder, - что означает дефицит внимания с чрезмерной подвижностью или без неё. У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость.

Точная причина синдрома неизвестна, но обнаружена связь с такими факторами во время беременности, как инфекции мозга, воздействие на организм матери таких веществ, как свинец, алкоголь и курение. Также ярко выражен фактор наследственности. В процессе сложных обследований удалось обнаружить лёгкие анатомические изменения в некоторых участках мозга у детей с СДВГ, однако невозможно определить характерную черту или причину расстройства. Механизм возникновения синдрома пока ещё недостаточно изучен.

Проблема СДВГ является актуальной в современной литературе. Это объясняется тем, что группа детей с СДВГ постоянно увеличивается из-за влияния различных факторов (социальных, экологических, наследственных и т.д.). Имея современные исследования в этой области, можно справиться с СДВГ – расстройством, влияющим на все сферы жизнедеятельности ребенка.
Ранняя диагностика и комплексное коррекционное воздействие позволяют в значительной мере улучшить состояние детей, страдающих этим расстройством.

Учитывая актуальность этой проблемы, целью моего исследования является изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

   Предмет исследования - своеобразие развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

   Объект  исследования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

  1. Изучить литературу по проблеме СДВГ и психического развития детей, страдающих данным синдромом.
  2. Рассмотреть возможности диагностики психического развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
  3. Обозначить пути коррекционного воздействия при СДВГ.

   Данные задачи позволят мне проверить гипотезу: Я полагаю, что уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата будет ниже нормы.

Поставленные задачи определили структуру моей работы.

  1. Понятие  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, основные проявления.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем патопсихологии - синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания с гиперактивностью концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, психологов, дефектологов, неврологов (4,11,23).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов (3).

Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции" (ММД). История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции"(23,17).

В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющие собой перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства. Постановка диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью основывается на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней [ВОЗ, 1994]. Одновременно используются критерии классификации Американской психиатрической ассоциации (1980), рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В последней классификации DSM-IV выделяют 3 варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

- синдром дефицита внимания без гиперактивности;

- синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек (21,11).

Исходя из того, что симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут видоизменяться с возрастом и сохраняться на протяжении многих лет, а нередко в течение всей жизни, в классификации DSМ-1У [1994] дополнительно к основным формам этого синдрома выделяется его резидуальный (то есть неполностью прошедший) тип.

Критериями СДВГ, согласно DSM-IV, являются:

- наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

- раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

- некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

- симптомы не являются проявлением других заболеваний;

- нарушение обучения и социальных функций.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания/гиперактивности". Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста) (15,7,4).

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает то, что ему говорят;

- не в состоянии следовать инструкциям;

- не может организовать игру или деятельность;

- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

- часто теряет вещи;

- часто и легко отвлекается;

- бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

- не может играть в "тихие" игры;

- всегда находится в движении;

- очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

- отвечает на вопрос, не выслушав его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания (8,13,19).

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности - импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с СДВГ возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего СДВГ, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию (13,8).

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведенными диагностическими критериями этого синдрома с тем, чтобы своевременно направить ребенка и его родителей на консультацию к специалистам. Для подтверждения диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью специалист тщательно анализирует соответствие симптомов, имеющихся у ребенка, вышеперечисленным диагностическим критериям. При этом очень важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в школе или дошкольном учреждении. С этой целью могут использоваться специально разработанные опросники для родителей и учителей.

В клинической практике чаше всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными этим синдромом. Однако помимо синдрома дефицита внимания с гиперактивностью такие нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний.

Следует особенно подчеркнуть необходимость тщательного его разграничения с широким кругом состояний, таких как:

  • Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях
  • Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами
  • Индивидуальные особенности темперамента
  • Неврозы и невротические реакции
  • Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции (менингит, энцефалит), интоксикации
  • Эпилепсия
  • Психические расстройства
  • Синдром Туретта
  • Некоторые наследственные синдромы

Все они сходны с СДВГ лишь по своим внешним проявлениям, но существенно отличающихся от него по своим причинам, а следовательно, и методам коррекции. Прежде всего, синдром дефицита внимания с гиперактивностью следует отличать от нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активности. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Кроме того, внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать, если занятие не кажется им интересным и не влечет за собой поощрения. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушения внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребенку, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт между ребенком и учителем, ребенком и родителями (21,18,2).

Таким образом, кардинально важно произвести раннюю диагностику специалистами в области детского развития и психологии.

Чем раньше будет произведена диагностика, тем меньше вторичных влияний будет иметь данное расстройство и тем более эффективным будет лечение. Трудности обучения также часто сопутствуют СДВГ. Поэтому так велико значение чёткой диагностики сопровождающих расстройств, из-за их влияния на основные симптомы, реакцию на лечение, течение болезни и прогноза на будущее.

  1. Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

На сегодня нет особого теста, который бы однозначного подтвердил или отверг диагноз СДВГ.  Диагноз СДВГ ставится на основе клинических наблюдений, обследования невропатолога и дополнительных проверок, таких как психологическое обследование, мнение родителей, учителей, воспитателей, дефектолога/логопеда.

Постановка диагноза может также основываться на анкетах, или на критериях DSM IV. Дополнительными средствами диагностики являются компьютерные обследования, проверяющие способность продолжительного выполнения однообразного, скучного задания, – такие как тест ТОВА, или компьютерный тест Коннерса.

На западе распространено использование опросника Коннерса. Это анкета, которую заполняют родители и учителя. Недостаток этого опросника в его субъективности и фокусировании на наблюдаемом поведении больше, чем на внимании. Этот недостаток приводит к тому, что акцент ставится на аспекте гиперактивности, который попросту больше бросается в глаза.

В диагностике СДВГ должны принимать участие специалисты в детском развитии и детской психологии. Обследование детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обязательно должно включать методы оценки их психического развития. Одним из классических методов оценки общего уровня интеллектуального развития является тест Векслера, который широко известен и наиболее часто используется отечественными специалистами. Поскольку результаты психологического тестирования в определенной степени зависят от мотивации и заинтересованности ребенка, в ходе выполнения заданий необходимо поддерживать положительный настрой и непринужденную атмосферу. Рекомендуется использовать игровые элементы, во время разъяснения ребенку сущности заданий следует побуждать его продемонстрировать наилучшие результаты и максимально ограничить возможные отвлекающие факторы в процессе их выполнения (7,8,22).

Тест Векслера предназначен для оценки интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до 16 лет и состоит из 12 субтестов вербальной и невербальной групп. Принята следующая последовательность выполнения субтестов: 1 - «осведомленность», 2 -«понятливость», 3 — «арифметический», 4 — «сходство», 5 — «словарь», 6 -- «повторение цифр», 7 — «недостающие детали», 8 - «последовательные картинки», 9 — «кубики Кооса», 10 — «складывание фигур», 11 — «кодирование», 12 — «лабиринты». Ответы испытуемого оцениваются в баллах по каждому субтесту с помощью нормативных таблиц, затем рассчитываются общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП) и невербальный интеллектуальный показатель (НИП). Субтесты с 1-го по 6-й направлены на оценку вербального интеллекта, характеризуемого ВИП, а с 7-го по 12-й — невербального интеллекта, оцениваемого посредством НИП.

Мною было проведено диагностическое обследование психического развития детей с диагнозом СДВГ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Работа проводилась в МДОУ д/с №145 компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Ярославля в период с 23 ноября  по 4 декабря 2010г.  Всего в эксперименте приняли участие 20 детей (14 мальчиков и 6 девочек) в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети посещают старшие группы.

В работе использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование,  анкетирование.

Особенности развития высших психических функций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью по результатам выполнения теста Векслера. Согласно полученным результатам, общий интеллектуальный показатель у детей с этим синдромом варьировал от 85 до 128 баллов (средний -- 104), вербальный интеллектуальный показатель — от 81 до 134 баллов (средний -- 102), невербальный интеллектуальный показатель — от 85 до 131 балла (средний — 104), что находилось в пределах нормы. ОИП (в зарубежной литературе он обозначается как IQ — коэффициент интеллекта) отражает связь между умственным и хронологическим возрастом, суммарный уровень достижений в мыслительной деятельности. Поскольку интеллект как сложное интегративное психическое свойство имеет ряд составляющих, значительный интерес представляет анализ различных его сторон. Субтесты методики Векслера адресованы различным сторонам мышления, поэтому при обследовании детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью особое внимание уделялось оценке успешности выполнения отдельных субтестов, отражающих качественно различные интеллектуальные функции.

Субтест 1 — «осведомленность» — отражает объем имеющихся знаний, способности к обучению и запоминанию, но в значительной степени успешность его выполнения зависит также от воспитания, образования окружающих ребенка взрослых и уровня развития его познавательных функций. Результаты на нижней границе нормы или несколько хуже продемонстрировали 8 испытуемых (40%). Следует отметить, что на многих из них оказывали действие негативные внутрисемейные социально-психологические факторы, которые, наряду с имевшимися у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью трудностями обучения и нарушениями памяти, могли отрицательно сказываться на развитии познавательной сферы.

Субтест 2 — «понятливость» — отражает способность понимать реальность, знание общепринятых понятий и установок, умение ориентироваться в различных ситуациях в соответствии с ними и адекватно реагировать с учетом предшествовавшего опыта. Большинство испытуемых успешно справились с выполнением этого субтеста. Низкие оценки получили 3 ребенка (15%), что могло свидетельствовать об их недостаточной социальной адаптации, эмоциональной незрелости, повышенной зависимости.

Субтест 3 — «арифметический» — вызывал затруднения у значительной части обследованных, 5 детей (25%) получили в нем низкие баллы. Известно, что данный субтест оценивает способности вербально-логического мышления, выполнение основных арифметических действий, внимание и память, а также результаты предыдущего обучения. Ошибки в ходе его выполнения были связаны, как правило, не с нарушениями структуры счетных операций, а с невнимательностью, низкими темпами интеллектуальной деятельности и необдуманными импульсивными ответами. Нередко дети, показавшие низкие результаты, не могли запомнить условия задачи после первого прочтения, не укладывались в отведенный лимит времени. Иногда в ходе решения задач у них встречались нарушения логической последовательности действий.

Субтест 4 — «аналогии-сходство» — оценивающий вербально-логическое мышление, способность к абстрагированию и образованию понятий, в целом выполнялся детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью достаточно успешно. Низкую оценку получил 1 ребенок (5%). Ошибки в основном определялись импульсивностью и невнимательностью, когда дети указывали на различия признаков или на несущественные аналогии, затрудняясь при этом в обобщении понятий.

Субтест 5 — «словарь» — оказался сложным для многих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Более половины испытуемых 12 детей (60%) получили за его выполнение низкие оценки. Наряду с субтестами «арифметический» и «аналогии-сходство» данный субтест отражает способность к вербально-логическому мышлению, а также оценивает общий словарный запас испытуемого, уровень владения речью, объем информации в долговременной памяти и умение использовать знания, полученные в процессе обучения. Как и в субтесте «осведомленность», на успешность выполнения субтеста «словарь» влияют негативные внутрисемейные социально-психологические факторы, прежде всего условия воспитания в дошкольном возрасте.  Ответы испытуемых отличались незрелостью, дети давали упрощенные ответы на поставленные вопросы, проявляли склонность к неразвернутым описаниям понятий или их определению по отдельному признаку, без целостной характеристики.

Субтест 6 — «повторение цифр» — может рассматриваться как мера внимания и кратковременной слухоречевой памяти. Оценку ниже нормы получили 2 испытуемых (10%), причем у двоих из них слабые результаты выполнения данного субтеста сочетались с низкими балльными оценками за субтест «арифметический», который также характеризует функции внимания и памяти. Наибольшие трудности возникали при воспроизведении цифр в обратном порядке, тогда как их прямое повторение не вызывало значительных  затруднений. Причинами допускавшихся ошибок, по-видимому,  являлись высокая отвлекаемость на посторонние раздражители,  нарушения внимания и памяти.

Субтест 7 — «недостающие детали» — вызвал значительные затруднения у 4 испытуемых (20%). Данный субтест оценивает зрительное дискриминационное восприятие, способность дифференцировать главные и второстепенные свойства, организацию и концентрацию зрительного внимания. Наиболее распространенной  причиной ошибок среди обследованных детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были выраженная отвлекаемость, слабая концентрация внимания или, наоборот, фиксация внимания на несущественных деталях с трудностями его переключения.

Субтест 8 — «последовательные картинки» — характеризует уровень развития невербального мышления, оценивает способности к установлению причинно-следственных и временных связей, организации ситуации, планированию, предвидению, а также эмоциональную ориентировку в ситуации. Несмотря на интерес, который проявили большинство испытуемых к выполнению этого задания, 5 детей (25%) показали результаты на нижней границе нормы или несколько хуже. Характерными причинами слабого выполнения данного субтеста были импульсивность и действия по первому побуждению, из-за которых дети располагали картинки хаотично, в произвольном порядке. Часто дети неоднократно повторяли одни и те же ошибки и не укладывались в отведенный лимит времени. При попытках составления рассказов по картинкам испытуемые начинали описывать изображения на каждом из рисунков, затрудняясь при этом найти логические причинно-следственные и временные связи.

Субтест 9 — «кубики Кооса» — направлен на исследование таких функций мышления, как анализ и синтез, и оценивает способность анализировать целое через составляющие его части. Успешное выполнение субтеста зависит от степени сформированности пространственного воображения, конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации. Двое испытуемых (10%) получили низкие балльные оценки. Эти дети неправильно складывали фигуры из кубиков и не всегда могли самостоятельно скорректировать допущенные ошибки, что свидетельствовало о недостаточной сформированности зрительно-пространственного восприятия и конструктивного праксиса. У остальных испытуемых выполнение задания не вызвало существенных затруднений.

Субтест 10 — «складывание фигур» — характеризует, как и предыдущий субтест, уровень развития наглядно-образного мышления, а также способности к зрительно-пространственному синтезу на предметном уровне, предвидению и зрительно-моторную координацию. Неудачно справились с его выполнением 6 испытуемых (30%). При этом детьми допускались топологические ошибки (зеркальность, нарушение пространственных взаимоотношений между отдельными частями фигур), которые не корректировались самостоятельно, наблюдалось превышение лимита времени.

Субтест 11 — «кодирование» — выявляет нарушения зрительного восприятия, сенсомоторной координации, внимания и работоспособности. Почти половина испытуемых 9 детей (45%) плохо справились с выполнением данного задания. Основная причина затруднений — слабость концентрации внимания, из-за которой ребенок был не в состоянии запомнить соответствующие пары символов, постоянно обращался к образцам их правильного написания. Наблюдались также низкий темп работы и повышенная утомляемость. Свойственная детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью импульсивность проявлялась в поспешном, неправильном выборе символов.

Субтест 12 — «лабиринты» — направлен на оценку аналитико-синтетических способностей, умения ребенка решать перцептивные задачи, устойчивости и произвольности внимания, эффективности работы оперативной памяти. Низкие оценки за этот субтест получили 3 испытуемых (15%). Ошибки, допущенные детьми, были связаны либо с импульсивностью, когда испытуемый выполнял задание торопливо и неаккуратно, часто пересекая контуры лабиринта, либо с нарушениями пространственного восприятия, когда ребенок неоднократно проходил по одному и тому же неправильно выбранному маршруту в лабиринте.

Таким образом, обследование детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при помощи методики исследования интеллекта Векслера показало, что значения ОИП, ВИП и НИП у всех испытуемых соответствовали нормативным значениям. Вместе с тем балльные оценки, полученные детьми за отдельные субтесты, во многих случаях оказались ниже нормы.

Наибольшие трудности у таких детей вызвали субтесты «осведомленность», «арифметический», «словарь», «недостающие детали», «последовательные картинки», «складывание фигур», «кодирование». Балльные оценки за выполнение этих субтестов оказались на нижней границе нормы или несколько хуже у 40% детей в субтесте «осведомленность», у 25% — в субтесте «арифметический», у 60% — в субтесте «словарь», у 20% — в субтесте «недостающие детали», у 25% — в субтесте «последовательные картинки», у 30% -в субтесте «складывание фигур», у 45% — в субтесте «кодирование». По данным литературы, наиболее характерными для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью считаются оценки ниже нормы в субтестах «осведомленность», «кодирование», «арифметический» и «повторение цифр». Между тем речь здесь идет не о расхождениях между полученными нами цифрами и результатами исследований других авторов, поскольку приводимые процентные показатели включают в себя субтестовые оценки не только ниже нормы, но и соответствующие ее нижним границам. Подобный подход позволяет более детально проанализировать особенности формирования когнитивных функций у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Затруднения при выполнении одного или нескольких вербальных субтестов имели место у 14 из 20 обследованных детей (70%). Это свидетельствует о высокой частоте встречаемости среди детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью недостаточной сформированности речевых функций и согласуется с обнаруживавшимися в анамнезе у многих наших испытуемых нарушениями речевого развития в первые годы жизни. Успешность выполнения субтестов «осведомленность» и «словарь» зависит от объема имеющихся знаний, памяти, способности владеть речью и применять свои знания в конкретных ситуациях. Сложности при их выполнении у детей с этим синдромом были связаны с нарушениями слухоречевой памяти, недостаточным уровнем информированности, снижением способностей к формированию понятий, неумением использовать собственные знания на практике. О снижении темпов вербально-логического мышления свидетельствуют слабые результаты выполнения субтестов «словарь» и «арифметический». Последний, наряду с субтестом «повторение цифр», является также индикатором памяти и внимания. В целом часто выявлявшиеся у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью трудности выполнения вербальных субтестов, по-видимому, отражали функциональную недостаточность структур левого полушария.

Низкие результаты выполнения одного или нескольких субтестов невербальной группы продемонстрировали 15 детей (75%). Между тем успешность выполнения детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью отдельных невербальных субтестов различалась. Предполагалось, что рассматриваемые в качестве часто встречающихся у таких детей недостатки пространственного анализа и синтеза будут обнаруживаться при выполнении как субтеста «кубики Кооса», так и задания «складывание фигур». Однако низкие результаты в 9-м субтесте показали лишь 10% обследованных, тогда как в 10-м — 30%, то есть гораздо больше. Считается, что подобное расхождение оценок в субтестах «кубики Кооса» и «складывание фигур» при нормальном общем развитии интеллекта может свидетельствовать о нарушениях зрительно-пространственного восприятия на предметном уровне при сохранности конструктивного мышления в целом. В то же время известно, что нарушения обобщенного восприятия пространственных отношений, довольно редко выявлявшиеся в субтесте «кубики Кооса», наблюдаются при поражении нижнетеменной области левого полушария, а высокая частота дефектов непосредственного зрительно-пространственного восприятия у гиперактивных детей с дефицитом внимания, выявленных при выполнении субтеста «складывание фигур», указывает на поражение той же области правого полушария. Важно отметить, что причинами слабого выполнения субтестов «недостающие детали», «складывание фигур» и «кодирование», наряду с недостаточностью наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, также были нарушения внимания, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук.

Следует подчеркнуть, что у большинства детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в ходе выполнения теста Векслера обнаруживается несформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности, за которые отвечают лобные структуры мозга. Дети недостаточно анализировали исходные условия заданий, ориентировались при их решении на случайные, внешние признаки, давали ответы методом проб и ошибок, составляли рассказы без четких логических связей. Особенно отчетливо это проявлялось в субтестах «арифметический», «аналогии-сходстве», «последовательные картинки», «кубики Кооса», «складывание фигур» и «лабиринты».

Нарушения функций внимания имели место при выполнении большинства субтестов, включая «арифметический», «аналогии-сходстве», «повторение цифр», «недостающие детали», «последовательные картинки», «кодирование», «лабиринты». При этом чаще всего — у 45% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью — наблюдались значительные затруднения при выполнении субтеста «кодирование». Данный субтест особенно тщательно изучается в последние годы, разработана специальная методика для исследования направленного внимания. Под направленным вниманием понимается способность дискретно реагировать на специфические стимулы, которая в основном обеспечивается функционированием структур заднетеменных и височных отделов мозга. Таким образом, нарушения направленного внимания оказались весьма характерными для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ будет ниже возрастной нормы. Наиболее типичными для обследованных детей оказались нарушения таких когнитивных функций, как внимание и память, а также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности (14,17).

  1. Коррекционная работа при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального.

Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и со школьными педагогами, методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы), психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Как родителям, так и педагогам нужно постоянно помнить о том,  что применение современных методов помогает детям с гиперактивностью и дефицитом внимания достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но самое главное заключается в том, что самим взрослым никогда не следует терять надежду на успехи ребенка (1,5,17).

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:

 1.  Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

 2.  Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

 3.  Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.

 4.  Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

 5.  Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей (19).

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями — с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

Необходимо оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. В частности не следует брать его с собой в места, где собирается много людей, и куда ему ходить не обязательно - на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей.

Терпение, последовательность и настойчивость — вот три основных принципа, постоянно придерживаться которых следует родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Родителям нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребенка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных «тренировок» детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нужны поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из вида конечной цели.

Родителям можно порекомендовать ряд приемов для модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка. К числу подобных приемов относятся: использование определенных правил и положительного подкрепления, повседневное выполнение определенного распорядка дня, составление списков необходимых дел, регулирование информации, применение цветовых обозначений, упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов, контролем за плохими привычками и изменениями действий, использование напоминаний в виде плакатов (рисунков). Эти несложные меры прививают ребенку навыки планирования и организации собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью правильно себя вел и сумел успешно выполнить новые и более трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребенком и родителями, когда он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребенок начинает лучше контролировать свое поведение.

Особые трудности дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью испытывают в том, чтобы организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Поэтому вместе с родителями дети разрабатывают распорядок дня, который должен выполняться с максимально возможной точностью. Время приема пищи, игр, прогулок, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому, а также время сна четко регламентируются. Если ребенок научится выполнять режим дня, то это поможет ему скомпенсировать недостаточно развитые навыки самоорганизации, а его поведение станет более последовательным и уравновешенным (20,16).

Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной. Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. Лучше, если это будет отдельная комната с преобладанием в интерьере спокойной цветовой гаммы. Нежелательно, чтобы в ней были кровать, телефон, телевизор. Эта комната не должна быть и такой, куда постоянно входят другие члены семьи. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей через определенные интервалы времени должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Если ребенок отвлекся, то взрослый с помощью определенных движений (например, мягким похлопыванием по плечу) или жестов напоминает ему о необходимости сосредоточиться и продолжать выполнение задания. Через каждые 15—20 минут надо разрешать ребенку вставать из-за стола, подвигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Поскольку у гиперактивных детей имеется недостаточность функций организации, программирования и контроля психической деятельности, а также внимания и памяти, им крайне сложно выполнять наборы, последовательности инструкций, которые даются взрослыми. Всякий раз такому ребенку следует давать не более 1—2 инструкции, которые должны носить конкретный характер. В самом начале задания, особенно если оно новое или сложное, ребенку можно помочь. Завершить же выполнение, и к этому нужно постоянно стремиться, он должен самостоятельно. Когда дело закончено, и ребенок проявил к тому же старание, его обязательно следует похвалить.

Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, с которыми ребенок в состоянии успешно справиться. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации — применение цветовой маркировки. Например, для занятий по разным школьным предметам можно завести тетради определенных цветов, а для их хранения - папки такого же цвета (3,10).

Для наведения порядка в комнате ребенку также могут помочь цветовые обозначения. Цветовая маркировка должна быть крупной и хорошо заметной, она может быть дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, обычно позволяет успешно решить данную проблему.

Одна из основных стратегий в воспитании детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью состоит в согласованности и последовательности поведения родителей, а также в том, что они должны поддерживать друг друга в своих отношениях с ребенком. Члены семьи обсуждают и устанавливают для ребенка определенные правила, которые он должен выполнять. При этом важно иметь в виду следующее. Если правила и указания даются ребенку каждую минуту, потому что в любой момент времени в течение дня окружающие расценивают его поведение как плохое, то все замечания будут им игнорироваться и окажутся бесполезными. Дело в том, что опека со стороны взрослых не должна быть постоянной и мелочной, а дети с гиперактивностью и дефицитом внимания периодически должны получать возможность почувствовать себя победителями, особенно если спорные вопросы касаются не самых важных сторон жизни и не являются принципиальными. К числу исключений, когда родители должны занимать непреклонную позицию, относятся безопасность самого ребенка, выполнение им повседневных обязанностей и уважение прав окружающих людей (6).

Неприемлемыми нарушениями прав других людей могут считаться следующие поступки: ребенок постоянно вмешивается в разговоры членов семьи, мешает им смотреть телевизионные программы, требуя переключения на другие передачи, не дает говорить по телефону, без конца спорит, кричит, берет без разрешения чужие вещи и портит, ломает их, толкает и бьет близких. В подобных ситуациях родители должны дать ребенку понять, что подобное поведение недопустимо.

Правила поведения, которые предлагаются ребенку с гиперактивностью и дефицитом внимания, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время для возможности их выполнения. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой штраф. Штрафом может быть временная отмена значимых для ребенка занятий: любимой игры, прогулки с друзьями, просмотра телепередачи, катания на велосипеде. Обсуждать с ребенком его поведение и делать замечания всегда необходимо спокойно и доброжелательно.

Когда родители впервые формулируют для гиперактивного ребенка какое-либо правило поведения, то сначала он обычно возражает против его выполнения. Не стоит начинать с ребенком долгий спор. Просто объясните, что его возражения необоснованны, выполнение правила принесет пользу именно ему, и снова повторите то, чего вы от него хотите. При этом родителям не нужно стремиться оставить за собой последнее слово. Если ребенок продолжает спор, можно прекратить разговор и спокойно выйти из комнаты, сославшись, например, на то, что подошло время заняться другими делами или отдохнуть. Через некоторое время это правило для поведения ребенка повторяется вновь. У детей с более трудным поведением подобные отказы выполнить требования родителей наблюдаются чаще и поначалу могут повторяться несколько раз. Но если родители проявляют выдержку и терпение, то ребенок постепенно подчиняется им, и его нежелательные поступки постепенно исчезают (15).

При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени. Не следует стремиться сразу добиться изменения нескольких нежелательных форм поведения ребенка, так как это будет для него слишком трудной задачей, и в результате скорее всего вообще ничего не получится. Поэтому из всего перечня поступков ребенка, носящих деструктивный и раздражающий характер, следует выбрать наиболее серьезный и заниматься его преодолением не менее нескольких недель. При этом родителям полезно время от времени обсуждать тактику своих действий со специалистом-психологом или врачом. Для того чтобы добиться существенных изменений в поведении ребенка, родителям обычно требуется не менее нескольких месяцев.

В комплексной коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных — различных видов силовой борьбы, бокса, поскольку для них крайне нежелательны дополнительные травмы и прежде всего — черепно-мозговые. Известно, что дети с синдромом дефицита внимания более подвержены различным травмам, поскольку они импульсивны и могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях (7).

В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие синдрому дефицита внимания с гиперактивностью нарушения поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка обычно занимает длительное время. Приемы модификации поведения, рекомендуемые родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, приводятся ниже.

Методы психолого-педагогической коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей, в том числе нейропсихологические коррекционные методы, активно разрабатываются в последние годы. Они направлены не только на преодоление недостаточности внимания и функций организации, программирования и контроля психической деятельности, но также нарушений памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, и нередко наблюдающихся у них трудностей формирования основных школьных навыков — письма, чтения, счета.

При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью хорошо себя зарекомендовали методы семейной и индивидуальной психотерапии, направленнные на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии — объяснение ребенку на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Психотерапия может быть результативной даже при значительно выраженных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, поскольку ребенок уже почувствовал на себе отрицательные последствия этого заболевания. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих нарушений — заниженной самооценки, тревожности, страхов, оппозиционного поведения, агрессивности, которые часто наблюдаются у гиперактивных детей. Групповая психотерапия направлена на развитие у детей навыков общения, социального взаимодействия (12,9).

Заключение

В ходе исследования литературных источников и проведения констатирующего эксперимента были изучены особенности развития детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Наиболее типичными для обследованных детей оказались нарушения таких когнитивных функций, как внимание и память, а также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности. Доказана гипотеза о том, что уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ будет ниже нормы. 

Анализ работы показал, что старшие дошкольники с СДВГ нуждаются в целенаправленной коррекционной помощи, которые направлены на решение следующих задач:

1.  Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

 2.  Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

 3.  Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.

 4.  Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

 5.  Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей (19).

Список литературы

  1. Арцишевская И.Л., Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
  2. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н., руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста.
  3. Галанов А.С., Психическое и физическое развитие ребенка от года до трех.
  4.  Галанов А.С., Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года.
  5. Галанов А.С., Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет.
  6. Диагностика в детском саду. Методическое пособие.
  7.  Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения.
  8. Бадалян Л.О., Детская неврология.
  9. Бадалян Л.О., Заведенко Н.Н., Успенская Т.Ю., Синдромы дефицита внимания у детей.

10. Лебединский В.В., Марковская И.Ф., Комплексное исследование и уровневая оценка психофизического развития детей дошкольного возраста со смешанными расстройствами развития.

11. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей.

12. Нижегородцева Н.В., Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте.

13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Комплексная диагностика детей.

14. Выготский Л.С., Лурия А.Р., этюды по истории поведения.

15. Григоренко Е.Л., генетические факторы влияющие, на развитие девиантных форм детского поведения.

16. Заведенко Н.Н., Петрухин А.С., Суворинова Н.Ю., лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии.

17. Кучма В.Р., Платонова А.Г., Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России: распространенность, факторы риска и профилактики.

18. Рычкова Н.А., Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция.

19. Худик В.А., Диагностика детского развития: методы исследования.  

20. Лебединский В.В., Психофизические закономерности нормального и аномального развития.

21. Лурия А.Р., Высшие корковые функции человека. Основы нейропсихологии.

22. Марковская И.Ф., Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.

23. Осипова Е.А., Панкратова Н.В., Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Это методический материал в помощь инструктору по физической культуре о строении и особенностях развития организма ребенка старшего дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

Родительское собрание. Старшая группа. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.Тема:  Возрастные особенности  развития   детей  старшего дошкольного возраста.Цель:  Познакомить родителей с...

Родительское собрание в старшей логопедической группе. Тема:" Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Познакомить родителей  с возрастными особенностями детей старшей группы.Задачи:Формирование у родителей практических умений взаимодействия с детьмиРазвивать интерес к познанию своего ребёнк...