Картотека игр для детей дошкольного возраста 5-6 лет
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зумбадзе Этери Амирановна

Картотека игр для детей дошкольного возраста 4-5 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_5-6let.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Игры на развитие памяти

  • Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

  • «Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

  • «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

  • «Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

  • Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

  • «Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

  • «Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

  • «Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

  • «Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Игры на развитие мелкой моторики

  • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
  • ванны с шариками,
  • упражнение «гладильная доска»,
  • создание картин из ниток,
  • изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
  • плетение из цветных шнурков,
  • аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
  • конструирование из камушков, природного материала,
  • решение логических задач со счётными палочками, изготовление украшений из пуговиц, бусинок.

Игры на развитие внимания

  • «Сравни одно с другим».

Детям предлагается два объекта (игрушки или картинки, к примеру, заяц и енот, ёжик и черепаха и т. д.). Задача: рассмотреть их и назвать сходства и различия.

«Дорисуй».

Детям предлагаются картинки, на которых нет каких-либо деталей (например, глаз у куклы, хвоста у кошки и т. д.). Задача малышей дорисовать деталь, которой не хватает.

  • Зачеркни

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов.

Для детей дошкольного возраста на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). А также предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

Далее ребенку предлагается зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой или раскрасить один предмет в зеленый, а другой – в синий цвет и т.д.

А также надо фиксировать время выполнения задания, например с помощью секундомера.

  • Раскрась вторую половинку.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

  • Найди тень

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?

  • Будь внимателен
  • На каждую команду взрослого дети выполняют определенное движение:  «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать», «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад».
  • Когда взрослый поднимает руки вверх, ребенок хлопает, когда разводит в стороны – хлопает, опускает вниз – подпрыгивает. Движения выполняются медленно, постепенно увеличивая темп.
  • Если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.
  • Лесенка

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

  • Слушай и выполняй

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при  выключенной музыке.

  • Кто летает?

Если взрослый назовет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, дети отвечают: «Летает» и показывают, как она это делает. Если взрослый спросит: «Поросенок летает?» – дети молчат и не поднимают руки.

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, собака, вертолет и т.д.

  • У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Взрослый называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Взрослый поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

Игры на развитие восприятия геометрических фигур, цветов.

  • Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.

Ведущий произносит слова и выполняет движения:

♦ Далеко — близко.

♦ Высоко — низко.

♦ Широко — узко.

Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.

Примечание. В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Как найти дорожку?

  • Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.) .

  • Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

  • Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл) .

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

  • Угадай предмет

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, объемное контурное изображение предмета (елочка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.) .

  • Найди пару

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

  • Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь.

Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п.

  • Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

Развитие тактильного восприятия

  • Игра «Что внутри»

Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.) . Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

  • «Прятки»

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».

  • “ Сложи фигуру ”

Оборудование: карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., в нижней – части этих фигур .

Проведение: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция: «На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой) ».

Игры на развитие коммуникативно-волевой сферы

  • “Робот”
    Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
    Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
  • “Эхо”
    Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
    Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе
    (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
  • “Руки  —  ноги”
    Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
    Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог  пытается сбить детей, тренируя их собранность.
  • “Удержи  предмет”
    Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
    Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
  • “Змея”
    Цель:
     развивать навыки группового взаимодействия.
    Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
  • Ветер дует на… (для детей 5 лет)

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге вопросы могут быть следующие… «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку, «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

  • Найди друга (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми, одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден игроки меняются ролями.

  • Рукавички (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, кол – во пар равно пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета, стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителя поздравляют.

  • Сочиним историю (для детей 5 лет)

Ведущий начинает историю «Жили – были…» следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнения продолжается.

  • «На что похоже настроение» (для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду, похоже их сегодняшние настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня настроение у всей группы: «Грустное, веселое, смешное, злое…». При ответов детей учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы, свидетельствуют об эмоциональном не благополучии.

  • «Есть или нет» (для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: Если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны опускают руки и кричат «Нет».

«Есть ли в поле светлячки»

«Есть ли в море рыбки»

«Есть ли крылья у теленка»

«Есть ли клюв у поросенка»

«Есть ли гребень у горы»

«Есть ли дверь у горы»

«Есть ли хвост у петуха»

«Есть ли ключ у скрипки»

«Есть ли рифма у стиха»

«Есть ли в нем ошибки».

  • «Тень» (для детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибаться в стороны, кивает головой, машет руками и т. д., все остальные встают в линию, за ним на небольшом расстояние. Они – его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

приветствия и реверанса.

  • «Дракон» (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию и держатся за плечи. Первый участник «голова», последний «хвост». Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона при этом не разрывно. Как только «голова» схватила «хвост» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

  • «Рычи лев-рычи», «Стучи поезд-стучи» (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «все мы львы, большая львиная семья». Давайте устроим соревнования, кто громче рычит, как только я скажу: «рычи лев-рычи» пусть раздается самое громкое рычание, а кто может рычать еще громче. Хорошо, рычите львы. Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем встают все друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это-паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачиваясь, то изгибаясь, издавая громкие звуки, свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти крушение и все валятся на пол.

  • «Дотронься до …» (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участника в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел-ведущий.

Замечание: взрослый следит чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игры на развитие мышления

  • Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

  • Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

  • Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

  • Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

  • Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

  • Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

  • Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

- Это круг больше красного? (Да.)

- Он больше синего? (Да.)

- Больше желтого? (Нет.)

- Это зеленый круг? (Да.)

  • Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

  • Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

  • Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

  • Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

  • Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

  • Игра «Что бывает...».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

- Что бывает низким (высоким)?

- Что бывает красным (белым, желтым)?

- Что бывает длинным (коротким)?

Игры на развитие пространственных представлений

  • «Разложи»

Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.

  • 2. «Прятки»

У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.

  • 3. «Перестановки»

На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции. Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.

  • 4. «Назови по памяти»

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.

  • 5. «Дотронься до …»

Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.

  • 6. «Зеркало»

Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.

  • 7. «Что я делаю?»

Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

  • 8. «Охота»

Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.

1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.

2. «Домики»

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

3. «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

  • Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец огня(для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках) , то ниже (приседают и покачиваются) . Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

  • Зеркальный танец(для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого.

Затем дети в паре меняются ролями.

  • Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена) . Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута.

Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

  • Лес(для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:

– на тихий, нежный ветерок;

  • «Тренируем эмоции»

учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.

Радость.Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

Гнев.Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Испуг.Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

  • «Лото настроений»

развивает умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

  • «Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

  • Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

  • Игра «Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

  • Игра «Подушечные бои»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

  • Игра «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

  • Игра «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

  • Игра «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. 

  • Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

  • Игра «ДА и НЕТ»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?                          Соль сладкая?                      

Птицы летают?                      Гуси мяукают?

Сейчас зима?                         Кошка – это птица?

Мячик квадратный?                Зимой шуба греет?

У тебя есть нос?                     Игрушки живые?

  • Игра «Говори»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»

  • Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.

Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игры на развитие временных представлений

ИГРА «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (сутки)

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим говоря короткую фразу, например: «Мы лепили …». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?».

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять в парк… (сегодня)

Мы навещали бабушку … (вчера)

Мы будем читать книгу (завтра)

ИГРА «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ» (сутки)

Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Аналогично можно провести игру со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

ИГРА «НАЗОВИТЕ СОСЕДЕЙ УТРА» (части суток)

Взрослый говорит: «Назовите соседей утра». За каждый неправильный ответ или ошибку с играющего берется фант.

ИГРА «НАЗОВИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО» (части суток)

Взрослый говорит предложение, пропуская называния частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем, «Мы пойдем гулять …». Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда картинка с изображением названной части суток.

ЗАДАНИЕ-ИГРА «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ» (сутки)

По очереди составляем рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным. Темы рассказов: Что со мной было вчера. Что я делал сегодня. Что со мной случится завтра.

ИГРА «ЛОВИ, БРОСАЙ, ДНИ НЕДЕЛИ НАЗЫВАЙ» (дни недели)

По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»

ИГРА «А НУ-КА УГАДАЙ» (дни недели)

Взрослый говорит: «Я среда, какой день недели следующий?»

Или: «Я понедельник. Какой день недели был вчера. Какой день недели будет послезавтра».

ИГРА «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?» (времена года)

Играющие по очереди называют осенние характеристики: грустная, дождливая, золотая. Зима: снежная, слякотная, морозная.

ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Оборудование: Карточки из цветной бумаги. Эмблемы времен года: снежинки – зима, верба – весна, кленовый лист – осень, лето – клубника. Для ведущего – шапочка солнышко и блестящая палочка –луч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает лучом на одного из игроков (можно считать считалочку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.

ИГРА «ДАВАЙ ПОФАНТАЗИРУЕМ» (времена года, части суток)

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? Осень? Зима? (лето – день, осень- вечер, зима – ночь). Дети придумывают разные рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень», «Чем похожи зима и ночь», «Чем похожи день и лето?», «Чем похожи весна и утро?».

ИГРА «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ» (времена года)

Оборудование: мяч.

Играющие встают в круг, ведущий – посередине. Ведущий называет время года, например 2осень», затем называет явление природы, например 2иней», - бросает мяч. А ребенок должен сказать. Бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, листопад, метель, заморозки, дождь. Град, гроза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Загадка - это жанр устного народного творчества...

Картотека игр для детей дошкольного возраста.

Хочу поделиться подборкой интересных и полезных, на мой взгляд, игр для детей....

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Картотека включает в себя:-игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;-игры на развитие коммуникативных навыков;-игры на развитие познавательных процессов;-игры и упражнения на снятие ст...

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со свер...

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста.

В этом материале сделана подборка физкультминуток для детей дошкольного возраста....

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...

"Картотека загадок для детей дошкольного возраста"

Данный материал можно использовать при планировании досуговой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста....