Примерная тематика познавательных занятий В мини-музее «Русская изба»
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

Примерная тематика познавательных занятий

В мини-музее «Русская изба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_tematika_poznavatelnyh_zanyatiy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная тематика познавательных занятий

В мини-музее «Русская изба»

                                    ( с учетом лексических тем)

Яковлева Н.Н. учитель-логопед ГБДОУ д\с№15 СПб

        

В нашем ГБДОУ много лет назад был организован мини-музей для проведения совместной познавательно-образовательной, игровой и коррекционной деятельности взрослых и детей.

Музейное пространство «Русская изба» позволяет решать следующие коррекционные, познавательные, воспитательные задачи:

  • расширение словарного запаса, использование в речи новых слов, образных выражений, обобщающих понятий;
  • развитие связной речи (монологической и диалогической);
  • развитие мелкой и общей моторики, сочетание речи с движениями;
  • развитие артикуляции, мимики, общеречевых навыков;
  • развитие и закрепление грамматического строя речи;
  • обучение отгадыванию загадок, развитие логического и абстрактного мышления, анализа и синтеза;
  • знакомство с различными видами народного фольклора, прикладным искусством, ремеслами, обычаями, праздниками, бытом, укладом семьи, традициями и пр.;
  • развитие восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти;
  • воспитание культурного поведения, уважения к труду, любви к Родине.

Вся образовательная деятельность в мини-музее построена по лексическим темам, с учетом возраста, диагнозов и особенностей детей группы.

Расширение словарного запаса происходит непосредственно в игровой деятельности детей и не по картинкам, а действуя с предметами, игрушками, инструментами. При этом,  для обогащения своей речи, для привлечения внимания детей, педагог использует различные фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки, колыбельные, песенки, сказки, небылицы, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки; и обязательно игры: подвижные, театрализованные, пальчиковые, дидактические, музыкальные, настольные, словесные и др.

Развитие связной речи происходит от простого к сложного, начиная с односложных ответов на вопрос, затем словосочетаний, простых предложений и заканчивая пересказом небольших текстов, составлением описательных рассказов, творческих сочинений, диалогов в играх-драматизациях и ролей в спектаклях.

Развитию общей и мелкой моторики, а так же сочетанию речи с движениями отводится обязательно время на каждом занятии или в совместной деятельности взрослого и детей. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, игры для развития общеречевых навыков подбираются каждому ребенку индивидуально. Но есть ряд упражнений и игр, которые можно проводить со всеми, вставлять их в образовательную деятельность, и они будут интересны и полезны детям.

Развитие и закрепление грамматического строя речи происходит в играх: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие», «Кто что делает», «Один, два, пять», «Чей, чье, чья», «Назови детенышей», «Собери и назови всю семью» и др. Они могут проводиться на наглядной основе и без нее, с использованием игрушек, пальчикового театра, настольного театра, фланелеграфа, мяча или клубочка.

Обучение детей пониманию, отгадыванию и составлению загадок проводится постоянно начиная с младшего возраста. Вначале это простые описательные загадки, доступные пониманию детей данного возраста. Необходимо объяснять детям значение новых слов и подкреплять тактильными ощущениями, звуками, зрительным восприятием. Со временем зрительная опора убирается. Иногда требуется помощь-подсказка в голосе педагога, в жестах, мимике, звукоподражании. Надо использовать все, что поможет отгадать.

Детей старшего возраста учат самостоятельно составлять описательные загадки и загадывать друг другу. Загадки не только развивают образное и логическое мышление, не только учат понимать переносный смысл, но и вырабатывают силу воли, терпение, смекалку; они обогащают речь детей, веселят, развлекают. Это своеобразная «зарядка для ума».

Примерная тематика познавательных занятий

в мини-музее ( с учетом лексических тем)

  1. Овощи, фрукты (какие блюда готовили из овощей, из фруктов; что и как заготавливали на зиму) Пословицы, загадки/ «Репка», «Пых»
  2. Грибы, ягоды (сушка, засолка, варенье). Пословицы, загадки/ «Маша и медведь», «Девочка и лиса»
  3. Домашние животные (сказки, потешки, народные игры, вышивка)/ «Петушок – золотой гребешок», «Волк и 7 козлят», «Коза-дереза», «Курочка-ряба»
  4. Дикие животные (сказки, потешки, народные игры, вышивка, народные игрушки)/,«Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот, лиса и петух»
  5. Человек (имена, профессии; кукла - как прообраз человека)/ «Крошечка-хаврошечка»
  6. Дом. Мебель (устройство дома, расположение мебели, икон) / «Теремок»
  7. Одежда (домашняя и праздничная; мужская, женская, детская; шитье одежды)/ «Царевна-лягушка»
  8. Зима, зимние месяцы (труд в доме: прядение, вязание, вышивка, изготовление игрушек из дерева, глины)/ «Зимовье зверей»
  9. Зимующие птицы (сказки, потешки, народные игры, вышивка)/ «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый»
  10. Домашние птицы (сказки, потешки, народные игры, вышивка)/ «Петушок и курочка»
  11. Святки, Рождество (народные праздники, обряды, игры; знакомство с народными музыкальными инструментами)
  12. Зимние забавы детей (катание на санках с горки, на санях, слушанье сказок, песен, потешек, скороговорок, загадок; игры с куклами, народными игрушками)/ «Снегурочка»
  13. Одежда (зимняя, летняя, межсезонная)/ «Мороз, Солнце и Ветер»
  14. Инструменты (топор, пила, лопата; прялка, веретено, игла, нитки)/ «Семь Симеонов»
  15. Посуда (кухонная, чайная, столовая; народные промыслы: хохлома, гжель, палех)/ «Лисичка со скалочкой»
  16. Продукты питания (хлеб, каши, щи, ботвинья, похлебка, блины, пироги, кулебяка, кисель и пр.)/ «Колобок»
  17. Масленица/ «Крылатый, мохнатый да масленый»
  18. Прилет птиц. Весна (сказки, потешки, веснянки, заклички, народные игры, вышивка)/ «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль»
  19. Детеныши (домашних и диких животных;  (сказки, потешки)/ «Бычок – смоляной бочок»
  20. Пасха (раскраска яиц, куличи, пасхи – изготовление, проба)
  21. Цветы (потешки, вышивка, узоры на посуде, мебели)
  22. Насекомые (потешки, сказки)
  23. Знакомство детей с ручным трудом и обучение плетению, вышивке, вязанию, изготовлению игрушек.
  24. Приготовление и дегустация блюд

Музейное пространство, безусловно, помогает знакомить дошкольников не только  с различными видами фольклора, но и с прикладным искусством, ремеслами, народными обычаями, праздниками, бытом, укладом семьи, традициями и пр. Если позволяет помещение то, можно встречать весну и провожать масленицу, можно проводить посиделки, заниматься рукоделием, колядовать, петь обрядовые песни, водить хороводы, играть в народные игры, ставить спектакли.

Вся коррекционно-образовательная деятельность в мини-музее «Русская изба» способствует воспитанию юного петербуржца, который культурно ведет себя в разных общественных местах, в детском саду и дома,  усвоил азы поведения на улице. Через народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки воспитывается у детей уважения к труду и любовь к своей Родине, городу, семье.

Список литературы:

1. Князева О.Л. и Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 1998.

2. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004.

3. Яковлева Н.Н. Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Использование образовательного пространства мини-музея «Русская изба». СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.

  1. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Мини-музей про русскую избу

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. Поэтому в нашей группе № 6 «Солнышко» был создан и постоянно п...

Познавательно-исследовательская деятельность в мини-музее группы «Русские мотивы»

Цель: Знакомство с народными промыслами России, посредством деятельности в мини-музее группы.Задачи: Создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках; расширять и закреплять пре...

Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...