Проект. Мини-музей "Быт русской избы"
проект (подготовительная группа) по теме

Григорьева Ольга Владимировна

План работы мини-музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте.

Наш  Проект называется-  фольклорный мини-музей  «Быт русской избы».

Образовательные области: 

- коммуникация

- социализация

- познание

- музыка

- художественное творчество

- труд

- чтение

Проблема:  Как раньше жили на Руси?

Цель: 

  • Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

 Задачи: 

  • 1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
  • 2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье сберегающие условия;
  • 3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  • 4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
  • 5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
  • 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Годовой план.

Презентацию представляет наш воспитанник – Булатов Наиль.

Здравствуйте. Меня зовут Наиль.  В нашем детском саду есть мини- музей « Быт Русской избы». Наши воспитатели часто показывают, и рассказываю о том, как жили люди в старину. А сегодня я хочу вам рассказать о их жизни.

Отгадайте загадку:

Мать- толста

Дочь- красна,

Сын – сокол,

Под небеса ушел.  (печь)

Печь в избе, всегда была главной. Она кушать варила.

В печь ставили чугунок с ухватом. На углу вешали рукомойник, а под ним лохань (деревянный таз или ведро) для воды, в другом углу ставили помело, то есть метлу, ухват и деревянную лопату. На печи был лежак, на котором вся семья согревалась в зимнюю стужу. Возле печи ставили лавки, где сидели гости, его называли красный угол, туда сажали самых званных гостей.

Рядом с печью ставили пряху ,украшенную, разрезную,  она была в каждой семье, на ней хозяйки пряли шерсть. Также рядом с печью располагалась маслобойка для изготовления масла. Этот угол назывался «Бабий кут» или  «Середа».

Мебель в доме была простая, деревянные лавки, да стол, а еще сундук для хранения вещей.

Избу в те времена освещали лучиной, а те кто богаче свечей.

Посуда в те времена  была деревянная да глиняная, на праздники доставали самую красивую, расписанную  под гжель и хохлому.

В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями.

Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. С верху одевали душегрею.

Вышивка  была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом.

Девушки могли  ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник. Состоятельные женщины, расшивали платки жемчугом и золотой нитью.

Мужчинам на Руси только жена могла шить рубаху, так оберегали счастье и любовь в семье. Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и не широких штанов-портов. Рубаху подпоясывали, широким поясом-кушаком.

Дети до 7 лет и девочки и мальчики, носили  одинаковую одежду, длинную рубаху с поясом. Считалось, что это защитит детей от сглаза и несчастий.

А сейчас я вам расскажу  что кушали сами и чем угощали гостей  в те времена.

Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши , ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед , ягодки из лесу.

А вы знаете, какие замечательные игрушки были у детей- это тряпичные куклы, которые делали из старых вещей, лиц у этих кукол не было, так как считалось, что кукла может обрести душу, и навредить ребенку.

Также у детей были и глиняные игрушки, расписанные по народным мотивам.

В старину, люди также как и сейчас любили веселиться, а веселились они под народные инструменты, такие как, гармошка, балалайка и ложки. Тех, кто играет, на ложках называли ложкарями. В нашей группе детского сада, тоже есть такой коллектив ложкарей. Вы можете посмотреть на наше умение.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» с. Александровка

Мини-Музей

«Быт русской избы»

http://44srub.1gb.ru/iz1.jpg

Руководители Мини- Музея:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Паспорт  мини – музея ДОУ:

Название : Мини – музей «Быт русской избы»

Авторский коллектив: Григорьева О.В. и Имашева А.К.

Месторасположение: Мини - музей ДОУ занимает помещение  на 2 этаже правого крыла здания, в приемной подготовительной группы «Маша и медведь»

Цель:

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

 Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

 Адресованность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, родителями воспитанников ДОУ и населением села Александровка .Мини - музей  детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей.   Периодически музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

ПРОГРАММА работы мини-музея «Быт русской избы»

Направление: этнография, русское народное творчество.

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Быт русской избы » в ДОУ был создан с целью:

осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

  

Задачи:

- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

 - способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  - русская печка,  деревянные лавки, посуда, утварь,  

  - изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.

  - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

  - лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),

  - русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;

       Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Содержанием работы музея русского быта является:

проведение тематической НОД для дошкольников;

посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея русского быта:

- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в  комнате русского быта как часть НОД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).

2. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

3. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)

4. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

План работы с детьми на год:

месяц

тема

ответственный

1

сентябрь

«Милости просим в нашу избу»

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

2

октябрь

«Колыбельная для кузи»

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

3

ноябрь

Печь – как мать родная

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

4

декабрь

Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки)

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

5

январь

Рождество Христово

Григорьева О.В Имашева А.К..

6

февраль

«Как жили люди на Руси»

Имашева А.К.

7

март

«Масленица на Руси»

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

8

апрель

«Тряпичные куклы»

«Глиняные и деревянные игрушки»

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

9

май

«От лучинки до электричества.»

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

10

июнь

«Бабушкин сундук»
(Знакомство с русскими народными играми и песнями.)

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

11

июль

Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

12

август

Золото  в бочонке (медовый спас)

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

        «Милости просим в нашу избу»

Цель: Познакомить детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.

Задачи:

-  Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками

- Обогащение словаря названиями предмета быта:  самовар, веретено, печь, лапти и т.д.

- Формирование  любви и бережного отношения к предметам старины.

Образовательные области:

- коммуникация

- социализация

- познание

- музыка

- художественное творчество

- труд

- чтение

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель с детьми приветствуют гостей. Одевает  шаль, приглашает детей в русскую избу.

В- ль: Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Звучит русская народная песня.

Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

« Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

В-ль: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»      (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

В-ль и дети благодарят ребенка за рассказ.

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

В-ль предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»

                         (веретено)

Дети отгадывают загадку, подходят к другому в-лю, который рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу.

- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день (раздает карточки с названиями предметов и загадывает загадки. Дети должны отгадать загадку и прикрепить название к предмету).

  • Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит.    (Самовар)

  • Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает.             (Веник)

  • В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер.   (Лапоть)
  • То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море.       (Утюг)

  • Тело бело, душа льняная, маковка золотая.     (Свеча)

Хозяюшка хвалит детей.

- В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина».

(Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной).

- Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти.  А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.

А я вам предлагаю сделать крендельки к чаю.

В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки и лист для крендельков.

(Звучит легкая Русская народная песня)

-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу.

Когда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.

- А пока наши крендельки пекутся мы узнаем много интересного о русской печи.(Подготовленный ребенок рассказывает про русскую печь. «В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печь использовали вместо бани. Залезал  прямо в нее, там парились и мылись! Она всегда стояла в центре дома». Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

Хозяюшка благодарит ребенка.

Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Тополек» с. Александровка

Секция дошкольного образования

Проект

«Быт Русской избы»

Руководитель проекта: Григорьева О.В.

Защищает проект (воспитанник): Булатов Наиль

2014 год

Проект- фольклорный мини-музей  «Быт русской избы».

При планировании работы мини-музея были использованы следующие  образовательные области:

- коммуникация

- социализация

- познание

- музыка

- художественное творчество

- труд

- чтение Х.Л.

Проблема:

- Как  раньше жили люди на Руси? 

Цель: 

  • Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Основные задачи: 

  1. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  2. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
  3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
  4. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

Для работы в мини-музее мы составили годовой план, по 1 мероприятию в месяц, на самом же деле их проходит больше, это и беседы и занятия по тематикам народных праздников, а их у нас много.

Презентацию  на тему «Как жили люди на Руси» представляет наш воспитанник подготовительной группы  – Булатов Наиль.

В нашем детском саду есть мини- музей

« Быт Русской избы». Наши воспитатели часто показывают, и рассказываю о том, как жили люди в старину. А сегодня я хочу вам рассказать о их жизни.

Отгадайте загадку:

Мать- толста

Дочь- красна,

Сын – сокол,

Под небеса ушел.  (печь)

          Печь в избе, всегда была главной. Она кушать варила.

В печь ставили чугунок с ухватом. На углу вешали рукомойник, а под ним лохань (деревянный таз или ведро) для воды, в другом углу ставили помело, то есть метлу, ухват и деревянную лопату. На печи был лежак, на котором вся семья согревалась в зимнюю стужу. Возле печи ставили лавки, где сидели гости, его называли красный угол, туда сажали самых званных гостей.

Рядом с печью ставили пряху ,украшенную, разрезную,  она была в каждой семье, на ней хозяйки пряли шерсть. Также рядом с печью располагалась маслобойка для изготовления масла. Этот угол назывался «Бабий кут» или  «Середа».

Мебель в доме была простая, деревянные лавки, да стол, а еще сундук для хранения вещей.

Избу в те времена освещали лучиной, а те кто богаче свечей.

Посуда в те времена  была деревянная да глиняная, а  на праздники доставали самую красивую, расписанную  под гжель и хохлому.

В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями.

Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею.

Вышивка  была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом.

Девушки могли  ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник. Состоятельные женщины, расшивали платки жемчугом и золотой нитью.

 Мужчинам на Руси только жена могла шить рубаху, так оберегали счастье и любовь в семье. Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и не широких штанов-портов. Рубаху подпоясывали, широким поясом-кушаком.

Дети до 7 лет и девочки и мальчики, носили  одинаковую одежду, длинную рубаху с поясом. Считалось, что это защитит детей от сглаза и несчастий.

 А сейчас я вам расскажу,  что кушали сами и чем угощали гостей  в те времена.

Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши , ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед , ягодки из лесу.

А вы знаете, какие замечательные игрушки были у детей- это тряпичные куклы, которые делали из старых вещей, лиц у этих кукол не было, так как считалось, что кукла может обрести душу, и навредить ребенку.

Также у детей были и глиняные игрушки, расписанные по народным мотивам.

В старину, люди также как и сейчас любили веселиться, а веселились они под народные инструменты, такие как, гармошка, балалайка и ложки. Тех, кто играет, на ложках называли ложкарями. В нашей группе детского сада, тоже есть такой коллектив ложкарей.



Предварительный просмотр:

            Слайд 1

Здравствуйте.

Наш  Проект называется-  фольклорный мини-музей  «Быт русской избы».

При планировании работы мини-музея были использованы следующие  образовательные области:            Слайд2

- коммуникация

- социализация

- познание

- музыка

- художественное творчество

- труд

- чтение Х.Л.

Проблему перед собой мы поставили следующую:

- Как  раньше жили люди на Руси? 

          Слайд 3

Цель: 

  • Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Основные задачи: 

  1. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  2. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
  3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
  4. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

          Слайд 4

Для работы в мини-музее мы составили годовой план, по 1 мероприятию в месяц, на самом же деле их проходит больше, это и беседы и занятия по тематикам народных праздников, а их у нас много.

                Слайд 5

Презентацию  на тему «Как жили люди на Руси» представляет наш воспитанник подготовительной группы  – Булатов Наиль.

Здравствуйте. Меня зовут Наиль.  В нашем детском саду есть мини- музей « Быт Русской избы». Наши воспитатели часто показывают, и рассказываю о том, как жили люди в старину. А сегодня я хочу вам рассказать о их жизни.

                Слайд 6

Отгадайте загадку:

Мать- толста

Дочь- красна,

Сын – сокол,

Под небеса ушел.  (печь)

         

Печь в избе, всегда была главной. Она кушать варила.

                Слайд 7

В печь ставили чугунок с ухватом. На углу вешали рукомойник, а под ним лохань (деревянный таз или ведро) для воды, в другом углу ставили помело, то есть метлу, ухват и деревянную лопату. На печи был лежак, на котором вся семья согревалась в зимнюю стужу. Возле печи ставили лавки, где сидели гости, его называли красный угол, туда сажали самых званных гостей.

             Слайд 8

Рядом с печью ставили пряху ,украшенную, разрезную,  она была в каждой семье, на ней хозяйки пряли шерсть. Также рядом с печью располагалась маслобойка для изготовления масла. Этот угол назывался «Бабий кут» или  «Середа».

           Слайд 9

Мебель в доме была простая, деревянные лавки, да стол,               Слайд 10

а еще сундук для хранения вещей.

           Слайд 11

Избу в те времена освещали лучиной, а те кто богаче свечей.

          Слайд 12

Посуда в те времена  была деревянная да глиняная,               Слайд13,  слайд 14.

на праздники доставали самую красивую, расписанную  под гжель и хохлому.

           Слайд 15

В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями.

            Слайд16

Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею.

            Слайд 17

Вышивка  была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом.

           Слайд 18

Девушки могли  ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник. Состоятельные женщины, расшивали платки жемчугом и золотой нитью.

            Слайд 19

Мужчинам на Руси только жена могла шить рубаху, так оберегали счастье и любовь в семье. Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и не широких штанов-портов. Рубаху подпоясывали, широким поясом-кушаком.

            Слайд 20

Дети до 7 лет и девочки и мальчики, носили  одинаковую одежду, длинную рубаху с поясом. Считалось, что это защитит детей от сглаза и несчастий.

            Слайд 21

А сейчас я вам расскажу,  что кушали сами и чем угощали гостей  в те времена.

Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши , ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед , ягодки из лесу.

           Слайд 22

А вы знаете, какие замечательные игрушки были у детей- это тряпичные куклы, которые делали из старых вещей, лиц у этих кукол не было, так как считалось, что кукла может обрести душу, и навредить ребенку.

           Слайд 23

Также у детей были и глиняные игрушки, расписанные по народным мотивам.

            Слайд 24

В старину, люди также как и сейчас любили веселиться, а веселились они под народные инструменты, такие как, гармошка, балалайка и ложки. Тех, кто играет, на ложках называли ложкарями.

    В нашей группе детского сада, тоже есть такой коллектив ложкарей. Вы можете посмотреть на наше умение.

             Слайд 25 «Выступление ложкарей».

        Слайд 26

 



Предварительный просмотр:

Принято:

На педсовете

МБДОУ – детский сад «Тополек»

Протокол от  «    »              20    г.

№ _______  

         Утверждаю:

Заведующая

МБДОУ – д.с. «Тополек»

                         А.М. Смирнова

 Приказ №_______                                               

 «    »              20    г.

Положение
о мини–музеях  и музейных уголках

^ 1. Общие положения
1.1. Мини-музей - помещение (комната), либо уголки  для размещения тематической коллекции экспонатов (предметов быта, игрушек, фотографий, одежды русского нарола)
1.2. Работа, проводимая в мини-музее, взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с реализуемой в ДОУ программой
1.3. Мини-музей комплектуется экспонатами при участии администрации ДОУ, воспитателей, родителей воспитанников, общественности и спонсоров
^ 2. Задачи работы с детьми в мини-музее

  • Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
  • Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа
  • ^ 3. Организация работы в мини-музее

3.1. Для организации работы мини-музея проводятся следующие мероприятия: 

  • Формируется актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу
  • Назначается ответственный организатор по сбору, хранению и регистрации экспонатов в каталоге
  • Выбирается помещение, изготавливается оборудование, обеспечивающие сохранность и демонстрацию экспонатов
  • 3.2. Создание мини-музея является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников)

    3.3. Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующей ДОУ при согласовании с вышестоящими органами

    3.4. Организационная деятельность с детьми в мини-музее проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня
    ^ 4. Обязанности руководителя мини-музея
    4.1. Руководство работой музея осуществляется сотрудником ДОУ – 
    ответственным организатором, назначенным приказом заведующей ДОУ
    4.2. Руководитель мини-музея обязан: 
  • Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
  • Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу
  • Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
  • Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями
  • Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе. 5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов
    5.1. Все экспонаты учитываются в каталоге
    5.2. В случае прекращения деятельности мини-музея вопрос о передаче экспонатов другим лицам решается заведующей и педагогическим советом ДОУ
    5.3. Экспонаты, переданные в мини-музей родителями на время посещения их ребёнка детского сада, возвращаются им по окончании пребывания воспитанника в ДОУ.

^Задачи:

  • 1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
  • 2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
  • 3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  • 4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
  • 5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
  • 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
  • 7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

д.с. «Тополек» с. Александровка

История

русских кукол

Материал подготовила - Григорьева Ольга Владимировна

Русская народная кукла

 Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

 Традиционная тряпичная кукла

 Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

 Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

 Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

 Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

 Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

 Материалы для создания кукол

 Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

 Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

 В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

 Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

 Мощная символика русской куклы

 Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

 Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

 Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

 Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

 При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

 Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

 Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского – такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

 Почему она долго оставалась безликой?

 Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

 Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

 В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

 Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” – пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

 При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Подробнее о некоторых куклах

Куколка на счастье

Издавна существовали некоторые традиции, связанные с покрытием волос на голове женщины головным убором. До замужества девушка могла заплетать волосы в косу и оставлять ее на виду, повязывая лентами и всячески украшая (коса – девичья краса). Но после замужества женщина должна была обязательно прятать волосы под головной убор, иначе по древним верованиям могла принести несчастье мужу и его семье. Накануне свадьбы устраивался девичник, главным обрядом на котором был обряд расплетания косы невесты. Из всего вышеизложенного видно, какое значение на Руси придавалось волосам женщины. Хотя похожие традиции прослеживались не только на Руси, но и в Европе, Африке и т.д.

Значение девичьей косы олицетворила собой куколка на счастье, названная так именно из-за длинной косы, в которой заключается вся девичья красота, и в будущем куколка приносила с собой счастье. Поэтому главным в этой кукле, несомненно, можно считать длинную косу, перевязанную лентой, чем толще и длиннее  коса, тем больше счастья. Рост куклы маленький, всего 5 см, она буквально умещается на ладошке. Особенностью куклы является также и наличие крошечных башмачков на ножках. Куколку наряжают в яркий сарафанчик и украшают косу ленточкой.

Кубышка-травница

Кубышка-травница является русской народной обережной куклой. Для наполнения куклы можно использовать следующие травы: зверобой, мяту, мелиссу, душицу и др. Чтобы запах целебных трав усилился, куклу можно помять в руках. Через один-два года траву можно заменить на новую. В прежние времена в основном кукла выполняла роль защиты от болезней в доме, поэтому ее оставляли около постели больного. Также куколка могла подвешиваться над детской колыбелькой.

Сегодня, наполненная разными душистыми травами, русская народная кукла кубышка-травница является отличным источником ароматерапии и прекрасным подарком.

Неразлучники - свадебные куклы

Даже в современных традициях проведения свадьбы обязательно присутствует нарядная кукла на машине молодоженов. Поэтому естественно, что старинные русские свадьбы тем более не обходились без кукол.

Что бы отвести недобрые взгляды от молодоженов, под дугой упряжки лошадей подвешивались куколки неразлучники. Одна общая рука у кукол неразлучников символизировала крепкий союз. Куклами Невестой и Женихом можно свободно двигать по общей руке. Кукла неразлучники дарилась супружеской паре и после свадьбы подвешивалась в красном углу избы, как оберег. С рождением ребенка в семье неразлучники раздвигались в стороны, и между ними подвешивалась маленькая куколка из ниток мартиничка. Сколько детей рождалось, столько нитяных куколок висело между куклами неразлучниками.

Туловища кукол неразлучников изготавливаются также как и куватки, имея одну особенность – общую руку. Самый простой вариант свадебной парной куклы – это изготовить двух куваток и одеть на общую руку. Все делается из красной ткани. Но можно сделать «Неразлучников» и народными.

День и ночь

Данные куклы непосредственно связаны со временем суток, смены дня и ночи. Они представляют собой две одинаковые куклы, связанные между собой. Отличие  только в том, что одна кукла «день» сделана из белой ткани, а «ночь» - из синей ткани. В зависимости от того день или ночь на дворе, вперед выставлялась соответствующая кукла. Или куколки подвешивались, и менялось их положение, днем выше находилась светлая кукла, а ночью – темная. Куколка «день» следила за тем, что бы все спорилось в руках в светлую пору, а кукла «ночь» оберегала ночной сон. Как и у других традиционных русских кукол, у таких куколок нет лица. Куклы являются оберегом жилища, порядка в доме и во всем мире.  Обычно делались куколки под Новый год.

Кукла Мамка

Кукла мамка испокон веков считается семейным оберегом, эдакой нянечкой для новорожденных. Кукла делается с полной грудью, что символично - такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка. Кукла Мамка является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Кукла Мамка в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость детей. Каждая деталь в этой кукле символична. Так например красный цвет указывал на жизнь и здоровое, и оберегал мамку и ее детей.

Коляда

Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.

Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия., пели радостные, прославляющие хозяев дома песни. С ее приходом в доме должны были поселиться счастье, мир и согласие между членами семьи.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями благ себе и близким и  сжиганием Коляды (в этом случае основа Коляды представляла собой спил дерева).

Пеленашка

Это традиционная обережная кукла славян. Спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов и принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенному крестом малышу. Только после крещения куклу убирали из колыбели.

С куклой Пеленашкой связан еще один русский обряд. После переезда невесты в дом жениха, на колени новобрачной клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Кукла Пеленашка делалась и для игры детям. Тогда обычно применяли бытовые вещи – простыни, одеяла и т. п. Завернув сложенную простыню в столбик, заворачивали куклу в одеяло и перевязывали пояском или веревочкой. Такую куклу впоследствии могли сделать и старшие девочки для младших. После игры куклу разворачивали, и вещи опять применялись по своему прямому назначению.

Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека, носившего одежду из этой ткани или дома, где она применялась. Попробуем сделать маленькую куклу Пеленашку. Таких куколок обычно делали для других больших кукол-матерей и привязывали к ним пояском (например, кукла Московка).

Славянская мифология в куклах

Домовой

 Домовой - в славянской мифологии домовые духи. В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити" . А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Враги не оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».

Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.

 Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

 В славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

 Представлялся он так же часто в виде человека, на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - ср. данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. Различались два вида Домовых - доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Домовым (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.

Баба- Яга

Образ домашней Бабы-Яги - ведьмицы охранял дом от сглаза, недоброжелателей и завистников. Ведьмица - женщина носительница тайных знаний, наделенная определенной властью над явлениями природы и человеческого бытия. Скорее всего, в древности в каждом роде была своя ведьмица - старшая из женщин; исполнительница жизненно важных для семьи обрядов; хранительница семейного очага, способствующая его благополучию. Почтение к ведьмам изменилось с приходом христианства.

 Эти ведающие женщины в народном сознании превратились в демонические существа, преимущественно вредоносные, хотя и наделенные иногда положительными свойствами.

 Так, считалось, что ведьмы бывают двух видов : обученные - злые женщины, завидующие и желающие нам зла и настоящие - природные ведьмы. Ведьмы прирожденные добрее и сильнее обученных. Они могут помогать людям исправлять нанесенный злыми тетками вред . Вешая к дверям и окнам дома куклу врожденной ведьмы (Бабы-Яги) , вы используете ее силу в качестве оберега дома .

 Она как злая собака «своих впускает , а чужих выметает». Не случайно атрибутом Бабы-Яги является метла (веник) - оберег от зла, входящего в дом . Умирая , старая ведьма передает свое умение ведать внучке , вручая ей такие обрядовые предметы , как метлу , хлебную лопатку , кружку полную воды .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что такое русская изба?"

Цель. Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре....

ПРОЕКТ «ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИЗБА?»

Проблема.При чтении русских народных сказок дети задавали вопрос: Что такое изба? Поэтому мы посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, к разно...

Проект мини-музея "Русская изба"

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим ...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ "РУССКАЯ ИЗБА"

Паспорт проект «Русская Изба»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: октябрь -апрель Участники проекта:Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный рук...

Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...

Проект «Мини-музей «Русская изба»

ull; Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях память прошлого.• Познакомить детей со старинными бытовыми предметами.• Познакомить с промыслами Ру...

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...