Устройство нового образовательного пространства мини-музея «Русская изба» в ДОУ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

Устройство нового образовательного пространства мини-музея «Русская изба» в ДОУ в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustroystvo_obr_pr-va.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Устройство нового образовательного пространства мини-музея «Русская изба» в ДОУ

Яковлева Н.Н.

Учитель-логопед ГБДОУ д\с № 15 Петроградского района СПб

Правильная речь – важнейшее условие  полноценного  развития дошкольника и основная цель учителя-логопеда ГБДОУ. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире становятся возможности в познании окружающей действительности, содержательнее общение со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое, умственное развитие.

ФГОС определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

И речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте, т.к. это время интенсивного развития речи, время овладения правильны звукопроизношением. И в этом может помочь мини-музей, т.к. в этом образовательном пространстве можно решать любые задачи пяти образовательных областей. Рассмотрим это подробнее.

Социально-коммуникативное развитие ставит задачи: усвоение норм и нравственных ценностей, развитие самостоятельности ребенка, его эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности, уважительное отношение к чувствам других. Эти задачи без сомнения можно решать в мини-музее.

Познавательное развитие, основные задачи: развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, о других, о мире, своей стране, о ее прошлом.  И эти задачи решаемы в мини-музее.

Речевое развитие: овладение речью как средством общения, обогащение словаря, развитие связной речи (монологической и диалогической), развитие звуковой и интонационной культуры речи. Знакомство с детской литературой и фольклором. Все осуществимо в мини-музее «Русской избе».

Художественно-эстетическое развитие: развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и сопереживания персонажам произведений, формирование эстетического отношения, реализация в самостоятельной творческой деятельности. Мини-музей поможет в решении этих задач.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной сфере, развитие координации движений, мелкой моторики рук, овладение народными подвижными играми и хороводами, становление ценностей здорового образа жизни. И задачи физического развития возможно реализовать в пространстве мини-музея.

Видный педагог К.Д.  Ушинский придавал большое значение изучению родного русского языка и выделил основные принципы его освоения: самостоятельность детей, наглядность и систематичность. Эти принципы применимы и в мини-музее, где можно все брать в руки, ощупывать, играть, рассматривать.

Как устроить новое образовательное пространство в своем ДОУ? Пространство мини-музея в нашем саду построено как русская изба: справа у окна стол, по бокам его лавки, в красном углу полка с иконами, обрамленными домотканым рушником с вышивкой и плетеными кружевами. Педагог может выступать в роли хозяйки дома, встречать гостей, приглашать к столу. У нас есть большая кукла, которую можно одеть на себя в виде фартука на шею, можно управлять ее руками и говорить с детьми от ее имени.

Эта кукла - бабушка-забавушка очень приветливая и веселая. Она знает много сказок, песенок, потешек, игр и загадок. Она всегда рада приходу гостей, расспрашивает ребят, как у них дела, что нового в саду и дома, где они были, что видели. Дети охотно общаются с куклой, рассказывают свои новости. А бабушка готовит для детей сюрпризы, новые игры, забавы, загадывает загадки, рассказывает сказки, показывает кукольный спектакль, угощает свежим хлебушком, блинами с чаем. А то затеет с детьми кукол мастерить из тряпочек, то расскажет и поможет капусту на зиму засолить, научит игрушки лепить из соленого теста.

Сама бабушка большая мастерица, шьет, ткет, вяжет, прядет, вышивает. Обо всем она готова рассказать, все показать. Например, откуда на Руси самовар появился или ложки деревянные, что и как раньше ели, какую посуду из чего делали, во что одевались, как праздники устраивали, в бане мылись, закалялись. Да всего и не упомнишь, что знает она.

Музейное пространство позволяет решать коррекционно-развивающие задачи, познавательные, воспитательные. Образовательная деятельность построена по лексическим темам, с учетом возраста, диагнозов и особенностей детей группы. Они навещают бабушку раз в 1-2 недели, после прохождения определенных лексических тем, для закрепления полученных знаний на логопедических занятиях, для усвоения обобщающих понятий, для дифференциации. Там в игровой форме, рассказывая сказку, можно выполнить артикуляционную гимнастику, провести гимнастику для глаз или для мелкой моторики рук. Можно отработать грамматику или слоговую структуру слов, практически все направления коррекционной работы учителя-логопеда, кроме постановки звуков.

Вся деятельность в мини-музее способствует воспитанию юного петербуржца, который культурно ведет себя в разных общественных местах. Через народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки воспитывается у детей уважения к труду и любовь к своей Родине, городу, семье.

Ключевые слова: правильная речь дошкольника, основная задача логопеда, федеральные государственные образовательные стандарты, принципы изучения родного языка по К.Д. Ушинскому, воспитание юного петербуржца.

Список литературы:

1. Князева О.Л. и Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 1998.

2. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004.

3. Яковлева Н.Н. Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Использование образовательного пространства мини-музея «Русская изба». СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания мини-музея ДОУ "Русская изба"

История и дислокация экспонатов мини-музея....

Презентация "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и традициям своей Родины средствами мини- музея "Приметы русской старины""

Данная презентация представляет опыт работы педагога по созданию в группе мини-музея "Приметы русской старины" и использованию в ходе образовательного процесса материалов данного мини-музея...

непосредсвеная образовательная деятельность мини-музея Тема «Путешествие в волшебный мир театра»

Речевому развити. способстуют самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие  детей с куклами и перссонажами, но способсвенные действия по ролям....

Использование образовательного пространства мини-музея Русская изба в коррекционной работе учителя-логопеда

Как в корркционной работе учителя-логопеда можно использовать музейное пространство....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гостях у Вани» (Посещение мини-музея ДОУ «Русская горница» во второй младшей группе

Цели:     Знакомить с элементами русского народного быта, одеждой русского народа, продолжать расширять знания о народной игрушке.Знакомить детей с народными потешками.Развивать ре...

Визитка мини-музея "Музей русской балалайки"

Обобщающий материал по организации "Музея русской балалайки" в рамках работы музыкального руководителя по ознакомлению с музыкальными инструментами....