Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Печенина Вероника Арнольдовна

Этапы работы при коррекции фонетических и фонематических нарушений сонорных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_individualnoy_raboty.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Сонорная группа звуков ([р], [p'], [л], [л1])

Этапы работы

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Оборудование

1-й этап

Развитие общей и  речевой моторики

1-3 ч

Развитие общей моторики

  1. Выполнение гимнастических упражнений.
  2. Игры по развитию координации и чувства ритма

1-й этап

Развитие общей и  речевой моторики

1-3 ч

Развитие мелкой моторики

  1. Выполнение пальчиковой гимнастики, в группе в разные режимные моменты  под контролем воспитателя и логопеда,  дома

Аудио диски Железновой, трафареты, мозаики, мячи, су-джоки, пластилин.

1-й этап

Развитие общей и  речевой моторики

1-3 ч

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

  1. Игры на развитие зрительного внимания и памяти.

•   «Делай так»;

  •   «Что изменилось?»;
  •    «Чего не стало?»;
  •  «Составление целого предмета из частей»;
  • «Найди фигурку по подобию»;
  •   «Кто больше запомнит или увидит ».
  1. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

•  «Угадай, чей  голос»;

  • Улиточка»;
  •  «Улови шепот»;
  • «Жмурки  голосом»;  
  • «Где позвонили? »;
  • «Что звучит»

Предметные картинки, игрушки, дидактические игры.

Звучащие игрушки

1-й этап

Развитие общей и  речевой моторики

дислалия –  5-7 ч.

Дизартрия – 7-14 ч.

1-3 ч

 Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

3 комплекс  упражнений для  «р»  (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» —        

— «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемёт»

4  комплекс  упражнений для  «л»  (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» — «Пароход гудит»

Логопедический массаж

Примечания:

при парезах наиболее трудным является подъем языка;

для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц.

1)Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2)Самостоятельные упражнения.

3)Отработка артикуляционных движений под счёт.

4) Выработка кинестетических ощущений для данного звука.

5) Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

6) Имитационные игры («Моторчик»,  «Рокот самолета», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)

Настенное зеркало,  индивидуальные зеркала, марлевые салфетки, бумажные трубочки, флюгеры, пёрышки.

2-й этап  

постановка и коррекция звука

дислалия –  2-5 ч.

Дизартрия – 5-8 ч. 

1-3 ч

Знакомство с артикуляцией звука

  1. Показ артикуляции перед зеркалом.
  2. Показ профиля данного звука.
  3. Показ положения языка кистью руки
  4. Наглядная демонстрация вибрации языка.
  5. 3акрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)
  6. Работа с профилями гласных звуков (особенно для дизартриков)

Настенное зеркало,  индивидуальные зеркала, марлевые салфетки, профили звуков; шпатели; зонды; игровой материал.

2-й этап  

постановка и коррекция звука

 1. Специальные     упражнения    для  «р».

2. Постановка звука:

По подражанию:

а)        Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой  подуть  на  него.   Вызывать  вибрацию  кончика языка — «Мотор».

б)        Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет». Положение кончика языка ребенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвеолам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередование единичных ударов языком с серией ударов в
быстром темпе — «д-ддд», затем подключается упражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать.

От опорного звука:

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».

    Смешанный способ

а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу боковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает»  и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упражнение  повторять, увеличивая  напор  воздуха,  пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получается вначале короткое «тр» — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быстром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»). Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол).

Механический способ.

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд» т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения.

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • игры на выработку вибраторных движений кончика языка;
  • работа над силой выдоха;
  • имитационные игры.

Полоски бумаги; бумажные трубочки, флюгеры, пёрышки, соломинки   разных   размеров, игрушка «Тещин язык», воздушные шарики.

2-й этап  

постановка и коррекция звука

Специальные     упражнения    для  «л».

2. Постановка звука:

По подражанию:

а)        Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.

б)        Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Получается «ал-ал-ла ла».

От опорного звука:

а)        Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост»,  просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы   растянуты.   Зубы   разомкнуть  со  звуком   Ы
Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а~ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.

б)        «Пароход   гудит»   —   широкий   кончик  языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».

в)        То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

г)        При сильном оскале положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в межзубном положении, затем переводится в зазубное.

        Механический способ:

Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».

марлевые салфетки, шпатели; зонды массажные, постановочные; вата, бинт, спирт.

2-й этап  

постановка и коррекция звука

Коррекция звука

Работа над:

  • точностью;
  • чистотой (без вспомогательных движений);

  • плавностью (без толчков);
  • силой (с напряжением);
  • темпом (от замедленного к быстрому);

•        достижением устойчивости полученного
результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

2-й этап  

постановка и коррекция звука

Специальные упражнения для дизартриков

(дополнительно)

1)        Работа над голосом:

  • вдох и выдох через рот с последующим
    прибавлением голоса;
  • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2)        Работа над дыханием:

  • выработка плавного длительного выдоха;
  • работа над силой выдоха

Этапы работы

3-й этап: Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

Колличество часов:

Дислалия  —

5-10

дизартрия  —

10-15

1-4 ч

Работа над звуком

1)        Звук в слоге:

  • открытом;
  • закрытом;
  • в звукосочетаниях

2)        Звук в слове:

  • в начале;
  • в середине;
  • в конце;
  • в сочетаниях с гласными
  1. Звук в предложении.
  2. Звук в тексте.
  3. Пословицы, поговорки, стихи.
    6) Скороговорки

1)Произнесение слов, слогов и предложений.

2)Работа с таблицами.

3)Работа с игровым материалом, картинками.

  1. Чтение текстов.
  2. Работа с деформированным текстом.

6)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Слоговые таблицы;

игрушки;

игры;

предметные картинки;

Сюжетные картинки;

картинки     к     загадкам

и скороговоркам

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

1-4 ч

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1) Узнавание звука на фоне слога, слова

  1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.
  2. Запомнить со слуха и повторить
    ряд слогов, слов в определенной
    последовательности.
  3. Запомнить    первый     названный
    звук, слог, слово в ряду звуков,
    слогов, слов.

4)Игра «Услышь свое имя». 5)Удержать в памяти ряды слогов,

слов   (воспроизведение   показом

картинок).

6) Отхлопать ритмическую структуру слова

Сигнальные карточки

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

2-4 ч

2) Формирование фонематического анализа

Определить первый звук в слоге, слове.

2)Определить последний звук в слове.

3)Назвать все входящие в слово звуки.

4)Определить количество звуков, слогов, слов.

5)Назвать звуки по порядку.

6)Назвать, звук, который стоит перед данным и после него

Мячи; флажки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки

3-й этап

2-4 ч

3) Развитие синтетической деятельности.

1)Составить из названных звуков

слог, слово.

2) Игра с мячом «Доскажи словечко»

3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

4)Игра «Умный телефон»

Наборное магнитное полотно;

коробка   с    разрезными буквами,  слогами;

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

2-4 ч

4) Развитие фонематических представлений

1) Подобрать    слово    на    заданный

звук, слог.

2)Придумать  слово   по   количеству

звуков, слогов.

3)Подобрать картинки на заданный

звук.

4)Преобразовать слова:

  • добавить  начальный  или конечный звук;
  • изменить гласный или согласный;
  • назвать слово,  в котором звуки
    расположены в обратном порядке;
  • работать с использованием схем
    (вписывать буквы в кружки);
  • разгадывать ребусы, шарады

Картинный        материал

для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

2-4 ч

5) Дифференциация    смешиваемых    звуков (слуховая).

1)Пересказ различных текстов.

2)Составление рассказов:

•        по опорным словам;

- по сюжетным картинкам;

  - на заданную тему;

   -придумывание части рассказа
3)Инсценирование сказок.
4)Работа со сказками-фильмами.

Игрушки;        сюжетные

картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; проигрыватель, проектор; сборники по исправлению недостатков произношения

4-й этап:

«Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком.

  1. Продолжение работы над чистотой и лег
    костью произношения.
  2. Введение звука в самостоятельную речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по звукопроизношению в логопункте

В планировании отражены основные направления коррекционной работы по звукопроизношению с детьми среднего и старшего возраста....

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работыпри коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С\' ], [ З ], [ З\' ],  [ Ш], [...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Сонорная группа звуков ( [р], [р\'], [л],[л\'])...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи....